Хачкары и их смысловые элементы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 20.05.2019

Статья просмотрена: 822 раза

Библиографическое описание:

Нерсисян, Л. Р. Хачкары и их смысловые элементы / Л. Р. Нерсисян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 531-533. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59317/ (дата обращения: 17.12.2024).



Слово хачкар образовано из армянских корней «хач» — «крест», и «кар» — «камень». Всего на территории Армении насчитывается несколько тысяч хачкаров, каждый отличается своим неповторимым узором, хотя все узоры обычно выдержаны в едином стиле. Хачкар — один из самых характерных символов армянской культуры. В ноябре 2010 года искусство создания хачкаров с формулировкой «Символика и мастерство хачкаров, армянские каменные кресты» было внесено в репрезентативный список ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию человечества.

В доисторический период в горах, у истоков рек, у границ поселений, у дорог воздвигались каменные стелы — «вишапы», которые считают предшественниками хачкаров, — народ представлял их заколдованными героями своих мифов и сказаний. Это была некая разметка земли, обжитой человеком. Они были покрыты резьбой с изображением птиц, шкур и голов баранов, клинописью. Цари стали устанавливать вертикальные каменные плиты, рассказывающие миру о своих завоеваниях и законах. В то время уже имелась сложившаяся технология строительства хачкаров: в основании — постаменте, массивном каменном блоке, выдалбливалось отверстие, в которое вертикально ставился камень с уже нанесённой на него надписью и узором.

Хачкар в Агарцине характеризуется двумя особенностями. Над. Верхним концом креста помещена фигура, которую поддерживают два летящих ангела (горизонтально и симметрично расположенные)-хорошо известная и распространенная раннесредневековая композиция вознесения Христа[1]. Изображение дано на фоне мелких растительных завитков, создававших двуплановость резьбы. Под нижним концом креста помещены более крупные растительные завитки, ответвляющиеся друг от друга, с плодами на концах. Весь хачкар обрамлен узкой, небрежно выполненной плетенкой.

Например, основание колонны из Арича, имеет равноконечный крест с широкими ветвями, шишками на концах, две широкие полупальметты, произрастающие из нижней оконечности креста, плавно загибаются наружу, а верхушки, их (они приходятся над оконечностями поперечной ветви креста) загнуты в сторону креста. Верхние междукрестья заняты пучками стеблей, верхушки которых также загнуты к кресту.

Очень интересен датированный хачкар в с. Мец Мазра Варденисского района, сооруженный (по надписи на хачкаре) князем Сюника и Агванка Григором Адрнерсехяном в 881 г. Хачкар в виде массивной плиты с полукруглым верхом (выс. 2,50 м)[2]. Нижняя ветвь креста несколько удлинена. Концы его ветвей (почки) заканчиваются парами кружков. Крест основан на стилобате (нижняя его часть вкопана в землю). Из верхней ветви креста симметрично произрастают два стебля со свисающими тяжелыми плодами (гроздьями винограда). По сторонам нижней ветви креста помещено по полупальметке, но обращены они в противоположные стороны (к краям стелы). Характер пальметок еще раннесредневековый (они напоминают полупальметки двинского креста), как и весь рисунок хачкара. Он отвечает всему строю армянского монументального искусства IX-X вв., возрождавшего художественные формы доарабской Армении.

Своими удивительными скульптурами, спасительной таинственностью креста и камнем, внушающим постоянство вечности, он был самым выдающимся многочисленными расположениями на открытом воздухе, он был также одним из самых доступных святынь армянского народа. Установка хачкаров началась в 4–7 веках под влиянием идеологических конфессиональных и культурных процессов в Армении. Григория Просветителя крест появляется как результат победы, одержанной над языческими силами, как символ мученичества дев. То есть свидетельствует как победа креста, так и таинство искупления. В древности хачкар считался святыней, ставился повсюду во дворах церквей, в садах, на обочинах дорог (как пожелание доброго пути и путеводитель прохожему), как свидетельство победных войн, важных исторических событий, очерчивал границы Армянского мира. Самые древние задокументированные кресты христианской Армении — это монографические кресты (Эчмиадзин, Ахцк, Касах), заключённые в лавровый венок, окружённые голубями, символизирующими души верующих и помещённые в райский сад. Для искусства Армении раннего средневековья более характерны прикасающиеся в круге равнокрылые кресты с радиусообразно расширяющимися крыльями.

Оказывается, идея этого креста исходит из трёх взаимосвязанных идейно -иконографиических источников — венца Христа, распятия Константина и сочетания символических образов Христа — креста и Христа — солнца. Начиная с середины 5 века распространяется крест с вытянутыми пропорциями, который сочетал победоносную и спасительную идею Креста и изобразительно выступил в качестве древа жизни, стоящего на райской горе в центре Вселенной, направляя на распятие и указывая на будущее.

Ранние крестовые композиции имели национальную виноградную иконографию, крест изображается как новое древо жизни, которое выросло в винограднике, либо само даёт начало виноградным лозам, либо несёт на себе гроздья, символизирующие Христа, его учение и его последователей. Этот райско-национально-виноградный образ креста стал одним из основных замыслов хачкара. В задуманном хачкаре крест выступает в качестве главной составляющей, и остальные компоненты получают иконографическое изображение и смысловую ценность в соответствии с их позицией и отношением к кресту. В дальнейшем верхняя часть хачкара начала выделяться иконографически, а позднее и по архитектуре. Карниз получил криволинейный объём и увенчался передним фронтом. В деле появления карниза помимо технических, решающее значение имело также широкое восприятие креста как всеобщего посредника, что привело к ещё большему выделению по замыслу расположенных выше и ниже креста колец. Вардняк выступает в роли внутреннего кольца в разных видах, а роль верхней области небес берёт на себя карниз. Карниз выделялся растительно-национальной иконографией, представляя то, что ожидается при посредничестве креста, то есть небесный рай.

Начиная с 11-го века, пальметта у подножия хачкара опирается на вардняк, и в следующих воплощениях есть четыре развития: растительное, геометрическое, змеиное и птичье. В некоторых замыслах крест опирается на переплетённую змею, символизирующую победу, или с обеих сторон окружается змеями и символизирует защиту рая нации. Растительная иконография пальметты связывается, с одной стороны, с пальмой как с древом жизни, а с другой — с вардняком как с древнейшим восприятием солнца. Иконография пальметты — символ как душ, стремящихся или летящих к небу, так и Святого Духа, спускающегося сверху. В некоторых задумках выступы пальметты превращаются в крестоносные руки. Они в первую очередь символизируют смертных, ожидающих пришествия спасительного Креста.

В начале 11-го века основная функция по созданию хачкара переходит на контурную линию или на двухлинейные или трёхлинейные ленты, состоящие из таких линий. Такое впечатление, что мастер решил заняться вышиванием на камне без срезания нитки. Линия не только непрерывна, но и гибка. Она плавно поворачивается при любом переходе, “стараясь” избежать острых углов. Непрерывность линии наглядно обеспечивает восприятие целостности и бесконечности композиции. Создание иллюзии бесконечности на ограниченной поверхности — одна из основных орнаментальных, семантических и ритуальных особенностей в задумке хачкара.

Появившийся ещё в раннем средневековье крест сравнивался и противопоставлялся древу жизни в Эдемском саду. Согласно длинному ряду представлений, церковь представляла им новый рай, а крест — новое древо жизни, то есть хачкар несёт в себе также таинство жизни, обновляющееся при втором пришествии Иисуса Христа. При этом, если райское древо жизни было ограничено херувимами, то одним из самых и характерных черт нового древа жизни являлись его открытость, свобода, доступность, идея, которая сыграла огромную роль в открытом доступном местоположении хачкаров. Хачкар приносит мир, неся в себе идею вечности. Он напоминает путь Христа, который победил смерть и показал, что и после смерти есть жизнь, и эта жизнь вечна.

В настоящее время национальная сущность хачкара переосмыслена. Это молитва армянина на языке камня, каменное проявление армянского искусства, каменная литургия, которая выделяется в мировой культуре как чисто армянское явление.

Литература:

  1. Г. Овсепян -“Материалы и исследования истории армянского искусства”. Ереван 1987г.
  2. Токарский Н. М. Архитектура Армении IV — XIV вв. Ереван, 1961.
  3. Якобсон А. Л. Армянские хачкары / Гл. упр. по охране и использ. памятников истории и культуры при Совете Министров АрмССР. — Ереван: Айастан, 1986. — 104, [92] с. -5000 экз.

[1] Сравнительный раннесредневековый материал приведен: Чубинашвили, 1948,. с 151–152 (в монументальном искусстве — преимущественно на христианском Востоке). Сцена вознесения на диптихах, саркофагах, в деревянной резьбе, живописи, на тканях — см. Аладашвили, 1977, с. 36 и прим. 33 (с. 246). На почве Грузии сцена вознесения Христа в монументальном рельефе известна в Мцхете (над малым входом в храм VII в.), в Армении — на бровке окна на южном фасаде храма в Птгни, конец VI- начало VII в. (Аракелян, 1949, рис. 34, 35), кроме того —на византийском по происхождению эчмиадзинском диптихе (Степанян, Чакмакчян, 1971, с. 16, табл. 19). 9 Не опубликованы. 10 Фот. ИМА, № 4159.

[2] Azarian, 1969; ill. 14; АХ, № 9. Наверху хачкара поставлен другой маленький хачкар (сохранилось углубление). Такую же особенность имел хачкар в с. Неркин Талин, поставленный в 975 г. в связи с восстановлением храмов Григора и Саркиса. Такие же кресты — на двух верхних углах настенного хачкара XIII в. Из Авуц — тара (Шагинян, 1970, с. 9).

Основные термины (генерируются автоматически): крест, древо жизни, хачкар, IX-X, Армения, нижняя ветвь креста, раннее средневековье.


Задать вопрос