Культура и искусство Армении
Автор: Саргсян Асмик Людвиговна
Рубрика: 9. Культура отдельных стран и народов
Опубликовано в
международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Пермь, апрель 2015)
Дата публикации: 08.04.2015
Статья просмотрена: 2336 раз
Библиографическое описание:
Саргсян, А. Л. Культура и искусство Армении / А. Л. Саргсян. — Текст : непосредственный // Культурология и искусствоведение : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Зебра, 2015. — С. 51-56. — URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/155/7708/ (дата обращения: 16.12.2024).
Армения, расположенная на скрещении путей между Востоком и Западом, была постоянным местом столкновений между великими империями древности и средневековья. Рим, Иран, Византия, арабы, сельджуки, монголы проходили через Армению, надолго, иногда на столетия, прерывая ее культурное развитие, покрывая землю дымящимися развалинами.
Сумев противостоять каждому из мощных пришельцев, народ сохранил верность своей культуре, но она не могла не претерпеть изменений, поэтому в национальной культуре Армении таким удивительным образом сплелись черты восточных и западных цивилизаций.
Армянская материальная и духовная культура сложилась на основе богатых культур древнейших обитателей Армянского нагорья, всех тех этнических элементов, которые участвовали в образовании армянского народа. Естественно, что здесь велика роль выдающейся урартской культуры [1].
До 301 года культура Армении развивалась под двумя влияниями, западным (эллинизм) и восточным (Парфия). Однако эти влияния только дополняли и обогащали национальную культуру.
Христианство — один из могучих источников мировой культуры создало новые формы в архитектуре, изобразительном искусстве, музыке. Важной вехой в развитии культуры народа стало создание в 405 году Месропом Маштоцем армянского алфавита и национальной письменности.
Армению по праву называют одной из колыбелей мировой цивилизации. У истоков армянской культуры стоит культура урартской цивилизации. Наследие Урарту включает города-крепости, культуру обработки металла, клинописные таблички и уникальные для древнего мира ирригационные системы. В период IV в. до н. э. — III в. н. э. армянская культура развивается под влиянием эллинизма. С принятием христианства Армения становится одним из важнейших очагов мировой культуры: на протяжении многих веков армянская культура развивалась в лоне Армянской Церкви. Вклад Армении в мировую культуру впечатляет. Одной из важнейших составляющих армянского культурного наследия является уникальное искусство изготовления крест-камней — хачкаров. Ажурные кресты из огромных каменных плит, символизирующие победу Христа над смертью изготовляют в Армении уже больше тысячи лет [2]. Работы мастеров Момика, Вардана и многих других можно увидеть в монастырях по всей Армении. Крупнейшим собранием хачкаров в мире является кладбище в Норатусе.
В V веке Месроп Маштоц изобретает армянский алфавит и переводит Библию на армянский язык: этот перевод Священного Писания называют «Королевой переводов”. Начинается период расцвета армянской культуры. Армянские богословы создают свои фундаментальные труды и переводят духовные тексты с других языков: переводы в исполнении Езника Кохбаци и Корюна становятся эталонными для своего времени. Именно в этот период зарождается искусство миниатюр в Армении: Аваг Маркарэ, Торос Рослин, Саркис Пицак украшают рукописные Евангелия своими дивными творениями. В наши дни с этим искусством можно ознакомиться в Матенадаране — богатейшей коллекции манускриптов. Под эгидой Армянской Церкви были созданы университеты Гладзора, Татева, Нораванка, Сиса, Ани: здесь преподавали видные деятели науки и искусства богослов и философ Григор Татеваци, философы Ованнес Воротнеци, Григор Магистрос, Ваграм Рабуни и многие другие [2].
Архитектура «Армения — страна камней». «Айастан — карастан».
Горный ландшафт страны определил черты¸ архитектуры. Мощно и монументально, высятся по всей Армении памятники средневекового зодчества.
Традиционная архитектура Армении — это храмовая архитектура церквей, монастырей, обителей и т. д. Раннесредневековое зодчество (V-VI века) представлено, в основном, базиликами. В конце VI-VII веках получила свое развитие крестово-купольная и центрально-купольная композиции храмовой архитектуры. Совершенствовались формы, прибавлялись новые элементы. Особый вид храмовой армянской архитектуры — монастырский ансамбль. Он слагался из целого ряда элементов — собора, часовен, колокольни, гражданских построек — трапезной, библиотеки, ризницы и других [3].
Хачкары — символом национальной культуры в Армении являются «хачкары» — так называемые крест-камни — памятники Армении не встречаемые больше ни в одной стране мира. Слово «хачкар» образовано двумя армянскими корнями: «хач» — крест и «кар» — камень.
Хачкары представляют особый вид искусства — декоративно-архитектурные скульптуры, основанные на древних национальных традициях и отличающееся разнообразием и богатством форм. Хачкары стали резать в начале IV века, сразу после того, как Армения приняла христианство.
Мастеров-камнерезов, создающих хачкары называют варпетами. И их искусство живо и востребовано по сей день. В хачкарах присутствует дух армянского народа, богословие Армянской апостольской церкви.
Прикладное искусство — традиционными бытовыми занятиями армян были и есть ткачество и ковроделие, гончарство, кружевоплетение, ювелирная техника, создания и украшения домашней утвари. Развиваясь, эти народные промыслы переросли в национальное декоративно-прикладное искусство, наиболее распростран¸нное и доступное широкой публике.
В керамике, коврах, вышивке, украшениях из серебра, в простых вещах воплощалась основа народного миросозерцания. Они объединяли и олицетворяли все искусство Армении.
Древнейшей ветвью армянского прикладного искусства является мастерство золотого и серебряного дела, связанное с художественной обработкой этих благородных металлов, которые жители Армянского нагорья уже использовали во II тысячелетии до н. э.
Искусство литья, резьбы на золоте и серебре, чеканки, инкрустаций камнями, их шлифовки и обрамления — выразилось в многочисленных предметах украшения, культа и быта армян.
Ковры, пожалуй, один из самых необходимых в быту армян предметов. Армянские мастера орнамента всегда были уникальными и никогда не повторяли одну и ту же работу. Более 4000 уникальных изображений Армянского искусства окрашивания хранятся в Матенадаране. Кроме типа, размера и толщины ковров и ковровых изделий они характеризуются климатическими условиями. Известный торговец и исследователь Марко Поло, как он отмечал в своей книге, в свое время был очарован армянскими коврами и заявил, что это красивейшие ковры мира. Коврами устилали столы, покрывали сундуки, сиденья и постели.
Живопись, скульптура — первые образцы национальной живописи мы можем увидеть на архитектурных памятниках Эчмиадзина, в античном Гарни и других храмах, в том числе и относящихся к эпохе Урарту. Стены и полы в культовых сооружениях были покрыты удивительными орнаментами, барельефами и рельефами, значительная часть которых сохранилась до наших дней. Они изображали разнообразные растения и животных, сюжеты, связанные с христианской религией — сцены Страшного Суда и Рождества, жизнью знати, занятиями народа [3].
Живопись, с присущими ей эмоциональными выразительными средствами, превращала стены храмов во внушительную образную повесть. Параллельно с нею начинала развиваться иконопись.
Особый вид церковной живописи занимает миниатюра — яркие колоритные рисунки религиозного содержания, иллюстрирующие рукописные книги. Первые прекрасные образцы миниатюры появились уже в VI веке, но наивысшего расцвета искусство достигло в эпоху Средневековья. В XVII-XVIII веках распространяется стенная роспись, появляется новый вид искусства — станковая живопись. В XIX веке ведущими жанрами армянского искусства были портретная живопись, жанровая и историческая, пейзажная живопись.
Более глубоко и последовательно процесс эллинизации культуры и искусства проходил в Армении.
Города Армении, особенно расположенные в юго-западных областях, находились в тесных сношениях с эллинистическими городами Сирии и Малой Азии и во многом походили на них своим архитектурным обликом. Таким был, например, Тигранакерт, одна из столиц знаменитого армянского царя Тиграна II (95–55 гг. до н. э.), где были городские стены с башнями, акрополь, загородный дворец театр, построенный по эллинистическим образцам. Характерно, что и само население ряда крупных городов государства Тиграна было смешанным, так как царь, завоевывая города Малой Азии, Сирии и Месопотамии, переселял их жителей — греков, иудеев и других — вглубь своей страны, в города Армении [4].
Многочисленные, известные по письменным источникам города Армении античного периода почти не подвергались археологическому изучению. Поэтому для наших представлений о культуре и искусстве Армении этого времени особенно важное значение имеют исследуемые в последние годы советскими археологами памятники крепости Гарни, построенной в первых веках до нашей эры и на протяжении ряда столетий бывшей летней резиденцией армянских царей.
Выдающимся архитектурным памятником Армении является знаменитый Гарнийский храм, построенный во второй половине 1 в. н. э. Сооруженный по эллинисти-ческо-римским образцам, храм в Гарни близок по своим формам к некоторым памятникам Рима и римских провинций Малой Азии и Сирии.
Храм, построенный из местного серого базальта, представлял собой периптер ионического ордера (6x8 колонн), поставленный на высокий подиум длиной 18 и шириной 13 м. На главном фасаде храма подиум имеет лестницу, по сторонам которой на выступах цоколя помещены рельефные изображения коленопреклоненных атлантов. Внутреннее помещение состояло из небольшого пронаоса и целлы [4]. Храм был разрушен землетрясением, но все его части сохранились и позволяют полностью представить его былой облик и его гармоничные, изящные и стройные пропорции (илл. 329). Ионические колонны храма в Гарни, высокие и тонкие, имеют красивые, прекрасно выполненные капители.
Таким образом, армянская материальная и духовная культура сложилась на основе богатых культур древнейших обитателей Армянского нагорья, всех тех этнических элементов, которые участвовали в образовании армянского народа. Естественно, что здесь велика роль выдающейся урартской культуры. Однако эти влияния только дополняли и обогащали национальную культуру. Христианство — один из могучих источников мировой культуры создало новые формы в архитектуре, изобразительном искусстве, музыке.
Литература:
1. http://www.best-country.org/asia/armenia/traditions
2. http://www.armeniatravel.am/ru/incoming/art--culture
3. http://www.noyantour.com/ru/culture.html
4. http://www.kazedu.kz/referat/72134