Муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения [1].
В Российской Федерации действует система местного самоуправления, которая включает в себя 7 видов муниципальных образований (рисунок 1).
Рис. 1. Виды муниципальных образований в РФ
На современном этапе развития местного самоуправления в РФ возникают затруднения, связанные непосредственно с самоуправлением, которое влияет на такие процессы как: работа с населением, транспортная система, налоговые сборы и т. д.. Совокупность таких факторов является следствием не структурированности муниципальных образований.
Вопросы установления и изменения границ муниципальных образований в период реформы местного самоуправления, которая была начата в 2006 году являются не до конца отрегулированными, так как в Российской Федерации проходит формирование комплекса мероприятий по систематизации управления территориями, например: ведение единого государственного реестра недвижимости, становление градостроительного кодекса и как следствие появление документов территориального планирования.
Проблема определения границ муниципальных образований приобрела особую остроту в связи с экономическими и иными преобразованиями и перестройкой государственных и муниципальных органов.
Четкое закрепление границ муниципальных территорий обеспечит возможность ведения государственной статистики в разрезе муниципальных образований, что позволит решить насущные вопросы по реконструкции системы организации использования земель внутри муниципальных образований и станет базисом для эффективного территориального планирования. Важно знать местоположение границ муниципального образования для того, чтобы не возникало споров относительно административно- территориальных единиц и в целях их своевременного предотвращения.
Процедуру определения границ с последующим внесением их в единый государственный реестр недвижимости регулирует ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и решают одновременно проблемы обеспечения субъекта РФ актуальной крупномасштабной картографической продукцией, точными сведениями о границах с сопредельными субъектами РФ и муниципальных образований.
Так как институт муниципалитетов недостаточно развит в российской федерации существует ряд вопросов, которые требуют решения, например пересмотр границ муниципальных образований на уровне субъекта федерации, когда одно меньшее по площади и численности населения муниципальное образование входит в состав муниципального образования большего по размерам, значимости и численности населения.
Следует понимать, что определение границ является важнейшей процедурой на пути регистрации устава любого муниципального образования на территории Российской Федерации.
На данный момент субъект федерации имеет исключительное право в определении границ муниципалитетов и межмуниципальных границ, что на прямую не позволяет функционировать институту местного самоуправления должным образом, а именно устанавливать границы ссылаясь на мнение населения, организовывать работу на территории муниципального образования согласно полномочиям органов местного самоуправления.
Также следует отметить, что сложилась такая ситуации, когда муниципальная земля может не входить в муниципальную территорию. Эти понятия отличаются функционально, что приводит к менее эффективному управлению муниципалитетами.
Муниципальная территория — это избирательная территория, территория проведения референдумов местного населения, сходов, сфера функционирования муниципальной полиции. Не все земли, которые входят в муниципальное образование, являются его муниципальными землями. В территорию муниципального образования кроме своих земель могут входить и земли государственные, частные. В то же время земли муниципального образования могут находиться и за пределами территории муниципального образования. Муниципальная территория — объект публичного права, а муниципальные земли — объект гражданского и земельного права.
На данном этапе развития собственности в Российской Федерации наблюдается такое явление, как земли государственная собственность на которые не разграничена. Это означает, что земли, не являющиеся собственностью частных лиц, общественных и религиозных организаций, муниципальных образований, являются собственностью государства, но на момент «не разграничения» земли этими массивами могут пользоваться муниципальные образования. Следствием этого может быть конфликт местных органов самоуправления и например субъекта федерации. Для наглядности это можно увидеть на диаграмме (рисунок 2).
Рис. 2. Виды собственности в РФ в 2018 году
Из выше приведенного можно сделать следующие выводы:
1) Определив границы муниципальных образований, можно добиться обеспечение ЕГРН и государственный фонд данных актуальной информацией, например крупномасштабная картографическая основа;
2) Решается вопрос последовательного и четкого территориального планирования и соблюдение градостроительных норм;
3) Определение категорий и видов разрешенного использования земель в разрезе муниципальных образований;
4) Возможность населения самостоятельно определять и согласовывать границы с другими муниципалитетами;
5) Следует объединить понятие «муниципальная территория» и «муниципальная земля», так как это упростит многие процессы на уровне местного самоуправления.
6) Поиск путей решения вопроса земель государственная собственность на которые не разграничена
Из всего следует, что определение границ муниципального образования решает ряд вопросов, которые прямо влияют на порядок образования муниципальных образований и их функционирования.
Литература:
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 29.03.2019).