Должность главы муниципального образования в структуре местного самоуправления занимает особое место — обеспечение координации деятельности всех органов структуры местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Вместе с тем до вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с принятием которого в России началась реформа местного самоуправления, образование института местного самоуправления в субъектах Российской Федерации показало нарастание власти этого должностного лица, уже тогда не просто возглавившего деятельность по осуществлению местного самоуправления, но олицетворявшего всю «местную власть».
Организованная и действующая в интересах местного населения муниципальная власть призвана самостоятельно, но под контролем и по правилам, установленным государством, решать все вопросы, которые связаны с жизнеобеспечением граждан в пределах городов, сел, поселков и на других населенных территориях.
Исходя из этого, важной чертой местного самоуправления является его организация местным населением под свою ответственность. Иными словами, институт местного самоуправления, его органы и должностные лица несут перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в зависимости от конкретных обстоятельств полную ответственность за принимаемые ими решения и совершаемые действия.
Круг полномочий главы муниципального образования зависит от совмещения статуса главы муниципалитета с иными должностями органов местной власти:
I. Глава муниципального образования является главой местной администрации.
В этом случае глава муниципального образования:
избирается населением муниципального образования на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;
представляет муниципальное образование, в отдельных случаях председательствует на заседаниях представительного органа;
издает в пределах своих полномочий правовые акты.
II. Глава муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования.
В этом варианте глава муниципального образования:
избирается населением муниципального образования на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом муниципального образования из своего состава и по должности является председателем представительного органа муниципального образования;
не наделен правом издавать правовые акты, поскольку представительный орган является коллегиальным, а значит, издание актов — прерогатива органа в целом, а не его председателя.
III. Глава муниципального образования — председатель представительного органа муниципального образования — глава местной администрации
Такой вариант возможен только в поселениях с численностью населения менее 1 тыс. человек, в которых глава муниципального образования независимо от способа его избрания одновременно может быть председателем представительного органа поселения и главой местной администрации.
Таким образом, полномочия «главы муниципального образования — главы местной администрации» существенно шире, чем полномочия исключительно главы муниципального образования.
Учитывая, что важнейшим фактором развития местного самоуправления является максимальное включение в процесс управления территорий непосредственно населения, целесообразно проведение следующих мероприятий, направленных на создание системы взаимодействия между жителями и местной властью, основанной на доверии и взаимопомощи:
— размещение в различных информационных ресурсах сообщений о тематике предстоящих заседаний представительного органа с указанием места и времени его проведения;
— отправка специальных обращений жителям с просьбой высказать замечания и предложения по вопросам повестки предстоящего заседания представительного органа;
— взаимодействие с общественными группами, с органами территориального общественного самоуправления, привлечение активных представителей населения к подготовке вопросов, выносимых на обсуждение представительного органа муниципального образования;
— проведение регулярных отчетов главы муниципального образования перед населением;
— организация семинаров, совещаний с представителями органов территориального общественного самоуправления;
— проведение встреч, круглых столов по обмену практикой работы с представителями самодеятельных организаций населения;
— информирование населения с содержанием нормативных правовых актов о местном самоуправлении, распространение текста устава муниципального образования в различных общественных местах и информационных ресурсах (в библиотеках, в школах, на почте и т. п.);
— организация общественных приемных при органах местного самоуправления для оказания квалифицированной юридической помощи жителям и консультаций по вопросам местного значения, разъяснения законодательных положений о местном самоуправлении, уставов муниципальных образований и других нормативных правовых актов, затрагивающих права граждан;
— размещение на официальном интернет-сайте муниципального образования информации об органах местного самоуправления, правовых основах местного самоуправления, возможностях населения по участию в управлении; организация работы населения с депутатами и представителями органов местного самоуправления в режиме «вопрос-ответ».
Исходя из изложенного, в целях повышения эффективности деятельности главы муниципального образования можно предложить следующее:
- Сформировать оптимальную организационную структуру органа управления муниципальным образованием, основанную на профессионализме и компетентности муниципальных служащих.
- Обеспечить абсолютную прозрачность деятельности главы муниципального образования, направленную на объяснение причин тех или иных решений органов власти жителям муниципалитета.
- Организовать общественный контроль и обратную связь органов местной власти с населением, базируемую на доверии и взаимопомощи.