Стратегическое планирование в управлении развитием муниципального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Миннибаева, К. А. Стратегическое планирование в управлении развитием муниципального образования / К. А. Миннибаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21.1 (155.1). — С. 85-88. — URL: https://moluch.ru/archive/155/44103/ (дата обращения: 16.12.2024).



Развитие муниципального образования (МО) в экономической литературе рассматривается какмногомерный и многоаспектный процесс, связанный с реализацией совокупности различных социальных и экономических целей, среди которых важное значение придается экономическому развитию, являющемуся основой повышения качества жизни жителей. Внутренние ресурсы для развития, которыми располагает муниципалитет, основаны на двойственном характере объектов управления. Первую группа ресурсов включает муниципальные финансы, земли и имущество, муниципальные предприятия и учреждения, муниципальный жилой фонд, которыми непосредственно распоряжается местная администрация (объекты, находящиеся в муниципальной собственности). Вторая группа объектов не находится в муниципальной собственности, но расположена на территории муниципального образования. Муниципалитет привлекает ресурсы, взаимодействуя с ними и воздействуя на них косвенными методами, — через налоговую, инвестиционную, административную политику. В связи с этим сферу компетенции органов местного самоуправления можно разграничить как прямое управление муниципальной собственностью и косвенное управление — прочими объектами на территории города.

В условиях постоянного дефицита ресурсов муниципальным органам власти приходится одновременно решать многочисленные задачи по стабилизации социальных отношений, по модернизации инфраструктуры, по разработке и запуску программ развития, по преодолению локальных кризисных ситуаций и т.п. Для обеспечения устойчивого развития муниципальных образований местное самоуправление должно опираться на стратегический подход к управлению. В числе современных инструментов управленческой деятельности важно эффективно использовать стратегическое планирование. Опыт работы органов муниципального управления показывает, что при отсутствии стратегических целей деятельности в системе управления могут присутствовать не только интересы муниципального образования в целом, но и частные интересы групп людей (от ситуации к ситуации, от выборов до выборов). Одним из способов выделения приоритетов развития муниципального образования на длительную перспективу является стратегическое планирование.

Стратегическое планирование является управленческой технологией, обеспечивающей формирование такого типа административных отношений, где муниципальные образования становятся их субъектами, предлагая специфический набор товаров и услуг и получая на условиях конкуренции с другими муниципальными образованиями определенные ресурсы. Так в инвестиционной деятельности, при привлечении инвестиций на то, куда придут средства инвестора, влияют разнообразные факторы. Эти факторы формируют «инвестиционный климат» муниципального образованияи являются рыночным продуктом муниципального образования, а средства (точнее, результаты деятельности) инвестора представляют собой получаемый с рынка ресурс. [1, с.98]

Цикл стратегического планирования можно представить в виде схемы (рис. 1)

Рис. 1. Цикл стратегического планирования [1, с.105]

Ограниченность ресурсов – одно из ключевых обстоятельств, заставляющих обращаться к стратегическому планированию. Разработку стратегических планов предваряет анализ сильных и слабых сторон, рисков и возможностей развития муниципального образования, анализ и прогноз разных вариантов развития событий, оценка балансов затрат, формирование сценариев действий и т.д.

Так, при разработке стратегии инвестиционного развития для города Бугуруслан Оренбургской области был проведен анализ факторов, формирующих инвестиционный климат. В результате были выявлены значимые сильные и слабые стороны по МО «Город Бугуруслан», характерные и для других близлежащих малых городов западной зоны Оренбуржья, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Сильные и слабые стороны, определяющие направления развития МО [4]

Факторы

Конкурентные преимущества (сильные стороны)

Внутренние сдерживающие факторы (слабые стороны)

Географическое положение

выгодное пограничное экономико-географическое положение

удаленность от областного центра и других крупных промышленных и культурных центров

Экология

лесные массивы и развитая речная сеть создают естественные условия для реализации активного отдыха населения города

лесные массивы и развитая речная сеть не используются в качестве природного ресурса в экономике территории

Демография

межэтническое и межконфессионное согласие, положительное сальдо миграционного баланса населения

увеличение численности населения в возрасте старше трудоспособного возраста

увеличение численности населения

миграция успешных и талантливых молодых людей в крупные города

Кадровый потенциал

наличие государственной программы по стимулированию самозанятости населения;

положительная динамика среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников

ограниченный выбор мест приложения труда, проблема кадрового дефицита в учреждениях социальной инфраструктуры, дефицит медицинских кадров, отток специалистов в крупные города и другие отрасли

Транспортная инфраструктура

высокий уровень развития автотранспортного сообщения, доступ к железнодорожному транспорту

отсутствует воздушное сообщение

Социальная инфраструктура

развитая сеть учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта

высокая степень износа основных средств и недостаточный уровень оснащения оборудованием учреждений социальной инфраструктуры

Финансовая инфраструктура

развитая сеть финансово-кредитных учреждений и страховых компаний

незаинтересованность банков и страховых компаний в инвестировании средств в инновационные проекты

Инженерная инфраструктура

развитая система энерго-, водо- и теплоснабжения

рост тарифов на услуги ЖКХ и как следствие снижение доходов населения и потребительского спроса

Экономика и бизнес

постоянный спрос на продукцию предприятий пищевой отрасли, в том числе по производству мясных, молочных, хлебобулочных изделий

недостаточное применение новейших технологий в области продвижения продукции и услуг, улучшения имиджа, формирования позитивной репутации

Институциональная среда

компактность, открытость к сотрудничеству, меньший бюрократизм властных структур малых городов.

реализация большинства проектов зависит от усилий органов власти и управления, низкая социальная и бизнес-активность жителей

В условиях ограниченности ресурсов определяющее значение приобретает выбор приоритетов и направлений деятельности, которые могут быть обеспечены имеющимися ресурсами. Стратегия развития муниципального образования, основанная на результатах анализа сильных и слабых сторон, опасностей (рисков) и возможностей, позволяет проработать варианты максимально эффективного использования имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей.

В соответствии с результатами проведенного анализа динамики и структуры инвестиционной активности по видам деятельности муниципальных образований городов Бузулук и Бугуруслан Оренбургской области было выявлено, что основой для привлечения инвестиций является реальный сектор экономики, так как около 95 % инвестиций в основной капитал в названных муниципальных образованиях финансируется за счет средств предприятий и организаций [3,4]. Данный факт требует стимулирования экономического развития производственной сферы и сферы услуг. Поэтому среди важнейших задач стратегии инвестиционного развития следует рассматривать создание условий для интенсивного роста предпринимательства и развития на базе имеющихся ресурсов перерабатывающих производств. Вместе с тем, важным условием повышения инвестиционной привлекательности для малых городов является комфортная среда для жизни, которая предполагает наличие развитой городской инфраструктуры, безопасность, в том числе экологическую, и благоприятные условия для труда и отдыха горожан.

Стратегическое планирование включает следующие основные этапы, представленные на рисунке 2.

Рис.2 – Этапы стратегического планирования

Реализация разработанной стратегии всегда сопровождается ее текущей корректировкой. Что-то из первоначально намеченного становится неактуальным, появляются непредвиденные ситуации. Стратегическое планирование в целом представляет непрерывный цикл: от первых представлений образа будущего муниципального образования и воплощения стратегии в виде документа до реализации стратегии и оценки полученных результатов, после которой осуществляется корректировка и начинается новый цикл стратегического планирования.

В федеральном законодательстве предусмотрено регулирование процесса стратегического планирования в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" [2]. В главе 11 вышеназванного закона определены документы стратегического планирования, разрабатываемые на уровне муниципального образования: 1) документы стратегического планирования, необходимые для обеспечения бюджетного процесса в муниципальных районах и городских округах, которые разрабатываются, утверждаются (одобряются) и реализуются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;

2) по решению органов местного самоуправления могут разрабатываться, утверждаться (одобряться) и реализовываться в муниципальных районах и городских округах стратегия социально-экономического развития муниципального образования и план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

Сегодня о роли стратегического планирования свидетельствует обстоятельно проработанное региональное законодательство и нормативные правовые акты органов местного самоуправления, которые представлены на официальных сайтах субъектов Российской Федерации и администраций муниципальных образований. Стратегическое планирование, осуществляемое в муниципальном образовании, позволяет создать образ муниципалитета, привлекательный для инвесторов. Стратегии развития муниципального образования позволяют инвесторам сделать прогнозы возможных вариантов развития и сопоставить свои цели с целями и направлениями развития муниципалитетов. С точки зрения муниципального управления стратегическое планирование обеспечивает возможность при широком участии и поддержке местного сообщества реализовать самостоятельную управленческую позицию с учетом муниципальных особенностей.

Литература:

  1. Грищук, В.А.Управление развитиеммуниципального образования: учеб. пособие / В.А. Грищук. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-т., 2013. – с. 224
  2. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (В редакции федеральных законов от 23.06.2016 г. N 210-ФЗ; от 03.07.2016 г. N 277-ФЗ) https://www.consultant.ru
  3. Стратегия инвестиционного развития МО города Бузулука Оренбургской области http:// бузулук/рф/инвестиционное законодательство.
  4. Проект стратегии инвестиционного развития МО «Город Бугуруслан» Оренбургской области.
Основные термины (генерируются автоматически): стратегическое планирование, муниципальное образование, местное самоуправление, Бугуруслан, муниципальная собственность, Российская Федерация, социальная инфраструктура, инвестиционное развитие, муниципальное управление, Оренбургская область.


Задать вопрос