В статье описывается краткая предыстория создания и основные этапы развития международного стандарта систем менеджмента качества для аэрокосмической отрасли AS9100, впервые вышедшего в 1998 году. Проводится анализ изменений относительно базового стандарта ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования». Даётся обоснование внедрения новой ревизии стандарта AS9100D в России и приводятся особенности текущего состояния российского сегмента рынка сертификации для предприятий аэрокосмической отрасли.
Ключевые слова: система менеджмента качества, СМК, аэрокосмический стандарт, AS9100, ISO 9001.
Краткая предыстория создания стандарта AS9100
В сентябре 1995 года Министерство обороны США объявило об отмене спецификации системы качества MIL-Q-9858, действовавшей с 1959 года. Это обстоятельство поставило перед компаниями, связанными с оборонным и аэрокосмическим секторами, вопрос, какие требования в области системы менеджмента качества (СМК) предъявлять поставщикам товаров и услуг. Вследствие того, что в Федеральных Авиационных Правилах (FAR) Федеральной Авиационной Администрации (FAA) США — таких как FAR-21 и FAR-145 — требования к СМК описаны недостаточно подробно, компании начали использовать стандарты серии ISO 9000, а также предъявлять дополнительные требования к поставщикам. В сложившейся ситуации поставщики материалов и услуг попросили стандартизировать требования в отрасли, взяв за основу стандарт ISO 9000.
В 1995 году американская аэрокосмическая индустрия в лице компаний: Allied Signal, Pratt & Whitney, Boeing, Rockwell Collins, GE Engines, Rolls-Royce, Allison, Lockheed Martin, Sundstrand, McDonnell Douglas, Northrop Grumman — проспонсировала создание Аэрокосмического и оборонного подразделения Американского Общества Качества (Americas Aerospace Quality Group — AAQG), а также Аэрокосмического совета при Сообществе Автомобильных Инженеров (SAE).
Представители авиационной индустрии США пришли к единому мнению относительно того, что в вопросах обеспечения качества в аэрокосмической отрасли не должно быть конкурентного преимущества[1]. [1, с.8] Была сформирована рабочая группа, которая, интегрировав на входе различные требования: стандарта Boeing D1–9000, международного стандарта СМК ISO-9001, NASA (Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США), Минобороны США, FAA, военных спецификаций MIL-Q и MIL-I, а также специфичные требования компаний, — получила на выходе единый непротиворечивый стандарт AS9000:1997.
Создание международного стандарта
В апреле 1997 года в рамках Комитета № 20 «Самолеты и космический транспорт» Международной Организацией по Стандартизации (ISO) была организована 11-ая рабочая группа для разработки международного стандарта системы качества на базе ISO 9001 для аэрокосмической промышленности, в которую вошли представители Бразилии, Китая, Франции, Германии, Японии, Мексики, Великобритании и США. В итоге в 1998 году был создан единый глобальный стандарт серии AS/EN/JIS Q 9100[2].
Основные причины создания нового стандарта:
− Необходимость стандартизировать ожидания от систем качества в аэрокосмической отрасли на глобальном уровне
− Стремление улучшить качество и снизить затраты по всему потоку создания ценности
− Модель ISO 9000 не включает нормативные требования, касающиеся безопасности, надёжности иремонтопригодности
− Желание охватить аэрокосмические соглашения, принятые на международном уровне.
Осознание особенностей различных типов компаний, существующих в аэрокосмическом секторе, привело к созданию модификаций стандартов СМК. Основными стандартами стали: 9100 — СМК для аэрокосмических производителей, 9110 — СМК для операторов технического обслуживания и ремонта (ТОиР) воздушных судов, 9120 — СМК для дистрибьюторов.
Для проведения аудитов СМК соответствующих организаций были разработаны стандарты 9101, 9111 и 9121, которые впоследствии были объединены в единый стандарт 9101.
Из важных дополнительных стандартов, обеспечивающих выполнение основных, можно отметить:
− 9102 — проверка первой партии (First Article Inspection — FAI),
− 9103 — управление ключевыми характеристиками (Key Characteristics),
− 9130 — хранение записей,
− 9131 — документирование несоответствий,
− 9132 — система 2D-штрихкодирования частей и компонентов,
− 9133 — квалификационная процедура для стандартных частей.
Также до 2002 года были разработаны следующие стандарты: «Верификация процесса производства программного обеспечения (ПО)», «Качество ПО», «Контроль субпоставщиков», «Прямые поставки (ARP 9004)», «Электронные подписи», «Хранение цифровых данных» и другие.
Выход AS9100A
В 2000 году вышла новая ревизия стандарта ISO 9001:2000, в которой разработчики внедрили процессный подход и концепцию постоянных улучшений. AAQG следом выпустило обновлённый стандарт AS9100A. Произошло взаимное влияние двух серий стандартов:
− новая ревизия ISO 9001 стала включать требования со стороны индустрии, игнорирующие некоторые положения AS9100 первого выпуска;
− некоторые требования ISO 9001:1994 оказались востребованы и были добавлены к версии AS9100A;
− в AS9100A вошли 83 уникальных аэрокосмических требования и 18 усилений требований ISO 9001;
− особое внимание стало уделяться контролю проектирования и процессов производства, закупкам, проверке и тестированию готовых изделий, а также контролю несоответствий — всему тому, что оказывает наибольшее влияние на безопасность инадёжность аэрокосмической продукции.
Таким образом, до декабря 2003 года стандарт 9100A:2001 включал в себя как требования ISO 9001:1994, так и ISO 9001:2000, как показано на рисунке 1 [1, с.20].
Рис.1. График внедрения изменений в стандарт AS9100A
Ключевые отличия стандартов ISO 9001:2000 и 9100A:2001
Структурно стандарт AS9100A был переформатирован под ISO 9001:2000. Были добавлены требования, которые предусматривают:
− взаимодействие с регулирующими органами (властями),
− управление конфигурацией,
− внедрение подхода «Верификация и Валидация» (Verification & Validation — V&V) в процессы проектирования и разработки[3],
− контроль изменений в процессе производства,
− контроль производственного оборудования, инструментов, механизмов,
− контроль работ вне основной производственной площадки,
− контроль операций обслуживания,
− проверку первой партии,
− документальное подтверждение инспекций.
Дополнительные требования позволили распространить стандартизированный подход ко всей цепочке поставщиков.
Выход AS9100B
В январе 2004 года вышла техническая ревизия стандарта AS9100B, основным изменением которой стало изъятие положений устаревшего ISO 9001:1994 и обновление библиографического перечня. Все требования AS9100A и ISO 9000:2000 остались прежними.
Выход AS9100C
В 2009 году вышла очередная ревизия стандарта AS9100C. Эта версия включила в себя все изменения обновлённого в 2008 году стандарта ISO 9001:2008, которые носили «косметический» характер [2]. Кроме того, область применения AS9100С была расширена за счёт включения оборонных предприятий.
Среди значительных добавлений AS9100C можно отметить:
− Введение понятия «Риск» (3.1):
Добавлены требования по идентификации, анализу и оценке рисков, а также по подготовке и внедрению мероприятий по управлению рисками.
− Специальные требования (3.2):
Добавлено требование по контролю за требованиями, имеющими высокие риски невыполнения, и включению их в процесс управления рисками.
− Критические элементы (3.3):
Добавлено требование по принятию специальных мер для обеспечения адекватного управления элементами, существенно влияющими на процесс производства и эксплуатацию продукции.
− Управление проектами (7.1.1):
Добавлено требование по планированию и управлению созданием продукции с помощью чёткого и контролируемого способа с приемлемым уровнем риска при существующих ресурсных и временных ограничениях.
− Добавлено требование по контролю за своевременностью поставок со стороны высшего руководства (5.2).
Незначительные изменения:
− параграф «Управление конфигурацией» был улучшен и перемещён из 4.3 в 7.1.3;
− «Проверка первой партии» (FAI) перемещена из главы 8 (Измерения) в 7.5.1.1 и переименована в «Верификацию производственного процесса».
Были удалены:
− п. 4.2.2.B — требование показать отношения между требованиями AS9100 и документированными процедурами организации,
− п. 7.4.3 — валидация отчётов о тестировании,
− п. 8.2.2 — требования для подробных инструментов и техник,
− ссылка на ISO10012–1,2 «Руководство по системам калибровки». (7,6 Средства измерений) [3, с.28–40].
Значимость для России
В России в 2011 году впервые появились национальные эквиваленты международных стандартов серии AS9100С: ГОСТ Р ЕН 9100–2011 «Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонных отраслей промышленности. Требования», ГОСТ Р ЕН 9110–2011 «Системы менеджмента качества. Требования к организациям технического обслуживания авиационной техники», ГОСТ Р ЕН 9120–2011 «Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонных отраслей промышленности. Требования к дистрибьюторам продукции», призванные гармонизировать рынок аэрокосмических услуг России и остальных стран, что позволило бы российским организациям составить значительную конкуренцию зарубежным компаниям.
В июле 2016 года был введён в действие стандарт ГОСТ Р 56570–2015 «Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонной промышленности. Требования к проведению аудита», эквивалентный AS9101:2010, что, в свою очередь, должно было обеспечить легитимность проведения аудитов российскими органами по сертификации на международном уровне.
Выход AS9100D
В 2015 году вышла новая редакция ISO 9001:2015, которая внесла существенные изменения относительно предыдущего ISO 9001:2008 [4]. В 2016 году IAQG выпустила обновлённую линейку стандартов серии AS9100D, включившую в себя как изменения базового ISO 9001:2015, так и дополнительные, ранее не существовавшие требования.
Всего на начало 2019 года семейство AS91хх включает 24 опубликованных стандарта, а также два в разработке, их взаимосвязь показана на рисунке 2 [5, с.15].
Рис.2 Взаимосвязь стандартов семейства AS91хх[4]
Суть принципов менеджмента качества, лежащих в основе стандарта, осталась прежней, однако добавлена концепция риск-ориентированного мышления, для успешной реализации которой необходимо:
− использовать риск-ориентированный подход во всех организационных процессах,
− определить и расставить приоритеты рисков в организации (в зависимости от сложности продукции или процесса, масштаба организации),
− запланировать действия по устранению рисков,
− выполнить план действий,
− проверить эффективность действий,
− извлекать уроки из собственного опыта.
В стандарте AS9100D добавлено несколько новых требований, самыми значимыми из которых являются: необходимость определения внутренней и внешней среды организации, в том числе всех заинтересованных сторон (глава 4), и принятие действий по управлению рисками и возможностями (раздел 6.1). Эти требования помогают эффективно внедрить СМК в бизнес-процессы предприятия.
Новые требования, специфичные для аэрокосмической промышленности, касаются контрафактных деталей (пункт 8.1.4) и безопасности продукции (пункт 8.1.3).
Из текста стандарта были удалены требования к обязательному наличию Руководства по качеству и принятию превентивных мероприятий при устранении причин несоответствий, теперь организация сама решает вопрос их полезности.
Умеренные изменения коснулись также следующих разделов стандарта: контроль предоставляемых извне процессов, продуктов и услуг; цели в области качества и планы по их достижению; оценка функционирования организации; управление документированной информацией; обеспечение производства и предоставления услуг и область применения СМК. Они должны быть рассмотрены и обновлены по мере необходимости.
Незначительным изменениям подверглись такие разделы, как Политика качества; лидерство; компетентность, обучение и осведомлённость сотрудников; анализ высшим руководством; внутренний аудит и корректирующие действия. Серьёзных изменений в СМК не предполагается, хотя есть и принципиальный момент, связанный с новым требованием об обязательном рассмотрении вопросов, связанных с человеческим фактором, при анализе причин несоответствий (раздел 10.2).
Основные изменения, касающиеся различных областей стандарта, схематически показаны на рисунке ниже.
Рис.3. Условный уровень изменений в AS9100D
Подробнее перечень изменений по главам приведён в Приложении А.
Текущая ситуация вРоссии
К сожалению, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии России (Росстандарт) в части принятия отраслевых стандартов отстаёт от зарубежных коллег: на начало 2019 года действующими и официально принятыми в нашей стране являются уже упомянутые ГОСТ Р ЕН 9100–2011, ГОСТ Р ЕН 9110–2011, ГОСТ Р ЕН 9120–2011, основанные на ISO 9001:2008, несмотря на то, что ГОСТ Р ИСО 9001–2015 появился почти одновременно с эквивалентным международным стандартом ISO 9001:2015.
Наличие сертификата СМК последней ревизии семейства стандартов AS9100 от 2016 года является необходимым условием для организаций, участвующих в глобальной цепочке поставок аэрокосмической отрасли, так как мировые лидеры авиа-и ракетостроения (такие как Боинг, например) включают это положение в свои требования к поставщикам [6].
Таким образом, в России сложилась парадоксальная ситуация, когда предприятиям авиационной или космической отрасли приходится сертифицировать СМК в иностранных органах по аккредитации, несмотря на то, что в нашей стране есть аналоги аэрокосмических стандартов СМК, так как с сентября 2018 года они не соответствуют мировым требованиям[5] [7].
По состоянию на начало февраля 2019 года в электронной системе OASIS[6] зарегистрировано 78 сертифицированных по AS9100D производителей из России (среди которых предприятия холдингов «Вертолеты России», «Технодинамика, «Промышленные технологии», «ОАК» и другие); единственная организация по ТОиР ВС, сертифицированная по AS9110С (ООО «С7 Инжиниринг»); 5 дистрибьюторов авиационных материалов и запчастей, сертифицированных по AS9120B (ООО «Авиом»,ООО «Вист композит», ООО Ларчфилд Техник, АО «Вертолетная сервисная компания», АО «Авиазапчасть»).
Выводы
- Новая версия стандарта AS9100D внесла ряд существенных изменений в СМК, которые повлияют на подходы к управлению качеством в организациях в лучшую сторону. Этому будет способствовать:
− лучшая интеграция с бизнес-процессами,
− усовершенствованный процессный подход на основе цикла PDCA,
− децентрализация системы и распределение ответственности за СМК по всей организации,
− более активное вовлечение высшего руководства в СМК,
− внедрение риск-ориентированного мышления,
− больше внимания на оценку функционирования.
2.С сентября 2018 года во всем мире предприятия аэрокосмической отрасли сертифицируются только на основе новой редакции серии стандартов AS9100D, унифицированной со стандартом ISO 9001:2015.
3.В России СМК всех организаций могут быть сертифицированы по новому ГОСТ Р ИСО 9001–2015, однако для аэрокосмической отрасли продолжает действовать устаревший формат серии стандартов ГОСТ Р ЕН 9100–2011 на основе ГОСТ Р ИСО 9001–2008.
4.Полученный на основе ГОСТ Р ЕН 9100–2011 сертификат не даёт возможности российским компаниям выйти на международный рынок, так как лидеры авиа-и ракетостроения выбирают своими поставщиками (материалов и услуг) только компании, сертифицированные по новой версии стандарта AS9100D (или аналогичные — AS9110C, AS9120B).
5.В итоге по состоянию на февраль 2019 года в России нет ни одной компании авиационного профиля, чья СМК бы была сертифицирована по ГОСТ Р ЕН 9100/9110/9120–2011.
6.Российские компании аэрокосмической и оборонной отрасли, выходя на зарубежные рынки, вынуждены сертифицировать свои СМК в соответствии с серией стандартов AS9100D (или аналогичные) в зарубежных органах по сертификации, что довольно накладно как с финансовой, так и с технической стороны. Так как новый стандарт выпускается только на иностранном языке, компаниям приходится вести свою документацию на английском языке (или в двуязычном варианте).
7.При этом возрастают риски для государства, особенно с точки зрения обороноспособности страны из-за возможности промышленного шпионажа в пользу третьих стран, так как сертификацию российских компаний проводят иностранные аудиторы.
Вместо заключения
Семейство новых стандартов СМК для предприятий аэрокосмической отрасли AS9100:2016, основанные на ISO 9001:2015, ещё выше поднимают планку качества, требуя, чтобы все значимые процессы в организациях имели измеряемые цели в области качества, риски были оценены и приняты во внимание руководством, все сотрудники были вовлечены в постоянное улучшение СМК, а подозрительные комплектующие (не говоря уже о реальном контрафакте) даже близко не могли попасть в конечный продукт.
При этом российским компаниям в условиях ужесточения санкций и острой политической борьбы на международной арене приходится приспосабливаться, принимая установленные правила игры и не ожидая помощи со стороны государства в лице Росстандарта, чтобы не потерять с трудом завоёванное место в глобальной цепочке поставщиков.
Литература:
- Dale K. Gordon. Презентация SAE Aerospace Committee G-14. 2002. [Электронный ресурс]: Официальный сайт IAQG. URL: https://www.sae.org/iaqg/meetings/dallas_9100.ppt (дата обращения: 12.01.2019).
- Егорова Л. Г. Сравнительный анализ версий ИСО 9000–2000 и 2008. / Л. Г. Егорова // Век качества. — 2008. –№ 5. — с. 24–29.
- James J. Thompson. Презентация Quality management systems — Requirements for Aviation, Space and Defense Organizations (AS9100). [Электронный ресурс]: Официальный сайт Американского общества качества в г. Нью-Гемпшире. URL: www.asq104.org/app/download/557651404/AS9100C+ASQ+Master+Present+20100413.pdf (дата обращения: 15.01.2019).
- Силаева Л. Ю. Основные изменения в новой версии ISO 9001:2015. / Л. Ю. Силаева // Век качества. — 2015. — № 1. — с. 20–23.
- Презентация 9100 Series 2016 Revision Overview. [Электронный ресурс]: Публикации Americas Aerospace Quality Group. 2015. Октябрь. URL: https://www.sae.org/aaqg/publications/9100_series_rev_overview.pdf (дата обращения: 17.01.2019).
- Boeing Quality Management System Requirements for Suppliers. Frequently Asked Questions. [Электронный ресурс]: Информационный ресурс для поставщиков компании «Боинг» URL: http://www.boeingsuppliers.com/supplier/faq.html (дата обращения: 07.01.2019).
- Понькин А. А. Современные методологические подходы к управлению качеством технического обслуживания и ремонта воздушных судов гражданской авиации // Вопросы экономики и управления. — 2019. — № 2. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/117/3894/ (дата обращения: 02.02.2019).
Приложение А
Обобщённая структура изменений по главам стандарта AS9100D
[1] “Where aerospace quality is concerned...there is no competitive advantage” – девиз AAQG
[2] Соответственно, для американского, европейского и азиатско-тихоокеанского регионов, на которые разделена Международная Аэрокосмическая Группа Качества – IAQG (International Aerospace Quality Group)
[3]Верификация – процесс определения соответствия созданной модели первоначальному описанию и спецификации разработчика. Валидация – процесс определения соответствия созданной модели «реальному миру» с точки зрения ее предполагаемого использования
[4] Описание всех стандартов представлено на веб-странице по адресу: https://www.sae.org/iaqg/publications/standards.htm
[5] В сентябре 2018 года завершился переходный период, в течение которого предприятия должны были перейти на новую версию стандарта.
[6] OASIS (On-line Supplier Information System) – глобальная информационная система поставщиков, сертифицированных по одному или нескольким стандартам серии 91хх. Размещена в сети Интернет и доступна в режиме 24/7 всем зарегистрированным в ней пользователям по адресу https://www.iaqg.org/oasis/