Новая версия международного стандарта ISO 9001:2015
Автор: Корягина Ксения Александровна
Рубрика: 12. Стандартизация, метрология и сертификация
Опубликовано в
Дата публикации: 25.11.2014
Статья просмотрена: 13333 раза
Библиографическое описание:
Корягина, К. А. Новая версия международного стандарта ISO 9001:2015 / К. А. Корягина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 175-179. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6678/ (дата обращения: 22.11.2024).
Происходят существенные изменения в мировой практике менеджмента, окружающей деловой среде, накапливаются новые знания, в связи с этим выходит новое издание стандарта качества ИСО 9001:2015.
Ключевые слова: менеджмент качества, ИСО 9001:2015, система менеджмента бизнеса.
Почти тридцать лет прошло с момента появления первоначального издания международного стандарта ISO 9000, устанавливающего требования к системам менеджмента качества организаций. Уже в 2015 году выйдет в свет пятое издание данного стандарта. Стандарт ISO 9000 за тридцатилетний период существования заслужил международное признание на всех континентах мира.
Появление пятого издания ISO 9001 вызвано несколькими причинами:
- Во-первых, за прошедший период произошли существенные изменения в мировой практике менеджмента, окружающей деловой среде, накоплены новые знания.
- Во-вторых, появились новые стандарты на системы менеджмента, что вызвало необходимость в создании единого подхода.
- В-третьих, есть некоторые «рудименты», с которыми необходимо расстаться, чтобы двигаться дальше. Например, как «обязательные документированные процедуры» и «документированное руководство по качеству».
- В-четвертых, единственный стандарт систем менеджмента, который не использует риск-менеджмент, был ИСО 9001. В целом получилось так, что стартовав первым, ИСО 9001 оказался в конце, отстав от других аналогичных стандартов менеджмента из-за своей устаревшей структуры.
- В-пятых, нужна и вертикальная интеграция менеджмента организации. Система менеджмента качества должна соответствовать общей стратегии организации, т. е. ее бизнес-планам, а не быть отдельной автономной частью организации. [2, с. 19]
Подготовка версии FDIS (Final Draft International Standard — Окончательный Проект Международного Стандарта) стандарта ISO 9001:2015 планируется проводиться в январе 2015 года, а уже в сентябре предполагается принятие и утверждение окончательной версии.
Ключевым изменениям подверглась структура нового стандарта. В таблице 1 представлены отличительные особенности структур ИСО 9001:2008 и ИСО 9001:2015.
Таблица 1
Структуры стандартов ИСО 9001:2008 и ИСО 9001:2015 в сравнении
ИСО 9001:2008 |
ИСО 9001:2015 |
0 Введение |
|
1 Область применения |
|
2 Нормативные ссылки |
|
3 Термины и определения |
|
4 Система менеджмента качества |
4 Организационная среда |
5 Ответственность руководства |
5 Лидерство |
6 Планирование |
|
6 Менеджмент ресурсов |
7 Поддержание |
7 Выпуск продукции |
8 Операции |
8 Измерение, анализ и улучшение |
9 Оценивание показателей |
10 Улучшение |
Опираясь на данные Системы Международной Сертификации (System of International Certification) можно проследить изменения и дополнения в требованиях ISO 9001:2015 относительно предыдущей версии стандарта:
Раздел 0. Введение. Содержит общие сведения об ISO, стандартах ISO серии 9000, процессном подходе, цикле PDCA, управлении рисками, взаимосвязи стандарта ISO 9001:2015 со стандартами на другие системы менеджмента.
Раздел 1. Область применения. В этом разделе указана область применения стандарта ISO 9001:2015. В сравнении с версией 2008 года область применения осталась та же.
Раздел 2. Нормативные ссылки. В этом разделе указываются ссылки на взаимосвязанные стандарты.
Раздел 3. Термины и определения. Этот раздел содержит термины и определения, применяемые в стандарте. Многие из терминов стандарта входят в новую версию стандарта ISO 9000:2014. [3]
Раздел 4. Окружение организации
Таблица 2
Изменения в составных частях «Раздела 4»
4.1 Понимание организации и ее окружения. В этом разделе стандарт требует определить внутренние и внешние условия работы организации (ее окружение), которые влияют на результат работы и на систему менеджмента качества. |
4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон. От организации требуется определить заинтересованные стороны, которые оказывают влияние на систему менеджмента качества, определить требования заинтересованных сторон и осуществлять регулярный мониторинг этих требований. |
4.3 Область действия системы менеджмента качества. Организация должна определить границы применения системы менеджмента качества. Границы применения должны быть документально определены. |
4.4 Система менеджмента качества и процессы организации. Этот раздел во многом схож с разделом 4.1 версии стандарта ISO 9001:2008. Организация должна определить процессы, необходимые для системы менеджмента качества и управлять этими процессами. Дополнительно организация должна определить риски и возможности каждого процесса. |
Раздел 5. Лидерство
Таблица 3
Изменения в составных частях «Раздела 5»
5.1 Лидерство и обязательства. Раздел включает в себя требования к высшему руководству организации. Высшее руководство должно демонстрировать свое лидерство в системе менеджмента качества и взять на себя обязательства по внедрению и управлению этой системой. Другой составляющей лидерства и обязательства высшего руководства является демонстрация приверженности ориентации на заказчика. |
5.2 Политика в области качества. Аналогично требованиям ISO 9001:2008 высшее руководство должно разрабатывать, анализировать и пересматривать политику в области качества. Политика в области качества должна быть документирована. |
5.3 Роли, ответственность и полномочия в организации. Требования этого раздела обязывают высшее руководство организации определить ответственность и полномочия и распределить необходимые роли в организации для работы системы менеджмента качества, исполнения процессов, и выполнения требований потребителей. |
Раздел 6. Планирование системы менеджмента качества.
Таблица 4
Изменения в составных частях «Раздела 6»
6.1 Действия по реагированию на риски и возможности. Это принципиально новый блок требований ISO 9001:2015. Организация должна определить риски и возможности, которые способны повлиять на систему менеджмента качества и результаты работы организации. Также требуется создать план реагирования на риски и возможности. |
6.2 Цели в области качества и планирование достижения целей. Организация должна установить цели в области качества для всех уровней, функций и процессов. Для достижения целей должны быть разработаны планы и определены мероприятия. |
6.3 Планирование изменений. Если организация определит необходимость в изменениях системы менеджмента качества, то такие изменения должны выполняться в соответствии с разработанными планами. |
Раздел 7. Обеспечение
Таблица 5
Изменения в составных частях «Раздела 7»
7.1 Ресурсы. Раздел представляет общие требования по управлению ресурсами, требования по управлению человеческими ресурсами, инфраструктурой и производственной средой, ресурсами для проведения мониторинга и измерений, а также требования по управлению знаниями. |
7.2 Компетенции. По своему содержанию, требования данного раздела схожи с требованиями п. п. 6.2 стандарта ISO 9001:2008. Он содержит в себе требования к компетенции персонала организации. |
7.3 Осведомленность. Здесь ISO 9001:2015 устанавливает требования к осведомленности персонала по вопросам политики и целей в области качества, результативности системы менеджмента качества и выполнению требований системы менеджмента качества. |
7.4 Взаимодействия. Этот раздел стандарта ISO 9001:2015 требует от организации определить внешние и внутренние взаимодействия, которые могут повлиять на систему менеджмента качества. |
7.5 Документированная информация. Стандарт ISO 9001:2015 вводит новое понятие, которое заменяет собой применяющиеся в версии 2008 г. понятия «документированная процедура» и «записи». Раздел содержит общие требования к документированной информации, требования к ее созданию и обновлению, а также требования по управлению документированной информацией. |
Раздел 8. Процессы
Таблица 6
Изменения в составных частях «Раздела 8»
8.1 Планирование и управление процессами. Организация должна планировать, применять и управлять процессами, необходимыми для системы менеджмента качества. |
8.2 Определение требований к продукции и услугам. Организация должна определить и установить процессы взаимодействия с заказчиками, определить требования, связанные с продукцией и услугами и проводить регулярный анализ требований, связанных с продукцией и услугами. Для выполнения этих требований должны быть определены и соответствующие процессы. |
8.3 Разработка и проектирование продукции и услуг. В этом разделе представлены общие требования по проектированию и разработке, требования по планированию проектирования и разработки, проектированию и разработки входных данных, проектированию и разработки методов контроля, проектированию и разработке выходных данных, проектированию и разработке изменений. |
8.4 Управление внешним обеспечением продукции и услуг. Аналогично требованиям раздела 7.4 стандарта ISO 9001:2008. В раздел включены общие требования по управлению внешним обеспечением, требования к виду и степени управления внешним обеспечением, требования по управлению информацией по внешнему обеспечению. |
8.5 Сохранение продукции и услуг. Содержит требования по управлению готовой продукцией и услугами, требования по идентификации и прослеживаемости, сохранению собственности заказчика или внешнего поставщика, защите продукции и действиям после поставки, а также по управлению изменениями продукции. |
8.6 Выпуск продукции и предоставление услуги. Определены требования по выполнению действий до поставки продукции заказчика. |
8.7 Управление несоответствующими процессами, продукцией или услугами. Содержит необходимые действия организации в случае возникновения несоответствий в процессах, продукции или услугах. |
Раздел 9. Проведение оценки
Таблица 7
Изменения в составных частях «Раздела 9»
9.1 Мониторинг, измерения, анализ и оценка. Включены общие требования по проведению мониторинга, измерений, анализу и оценке, требования по измерению удовлетворенности заказчиков, а также требования по анализу и оценке работы организации и системы менеджмента качества. |
9.2 Внутренний аудит. Представлены требования по планированию, организации и проведению внутренних аудит. В целом, требования данного раздела схожи с требованиями п. 8.2.2 стандарта ISO 9001:2008. |
9.3 Анализ системы менеджмента. Раздел содержит требования к высшему руководству организации. Высшее руководство должно планировать и регулярно проводить анализ системы менеджмента организации. |
Раздел 10. Улучшения
Таблица 8
Изменения в составных частях «Раздела 10»
10.1 Общие требования. Определены требования по проведению улучшений в процессах, продукции и услугах, а также системе менеджмента качества организации. |
10.2 Несоответствия и корректирующие действия. Здесь представлены требования по действиям организации в случае обнаружения несоответствий. Также, этот раздел определяет необходимость проведения корректирующих действий. |
10.3 Непрерывное улучшение. Требования этого раздела обязывают организацию использовать свои возможности для непрерывного совершенствования результатов работы и системы менеджмента качества. |
Таким образом, ключевым изменением в новой версии стандарта ISO 9001:2015 является замена предупреждающих действий предшествующего стандарта на управление рисками. На смену ISO 9001:2008, как стандарту менеджмента качества, водворяется ISO 9001:2015, позиционирующийся как стандарт для систем менеджмента бизнеса. Новый стандарт организация может использовать как инструмент управления бизнесом для увеличения ценности, улучшения своей работы и снижения рисков.
Литература:
1. Бердалиев К. Б. Менеджмент: курс лекций — Алматы: Экономика, 2005. — 238 с.
2. Бизнес-журнал Казахстана «Успех-Success» (20 сентября 2014) — Статья «Новая версия международного стандарта ИСО 9001:2015»
3. Интернет портал Системы Международной Сертификации (System of International Certification) — статья «Новая версия международного стандарта ISO 9001:2015» от 16 сентября 2014 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.register-sic.com
4. Сайт АО «Национальный центр экспертизы и сертификации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.naceks.kz
Ключевые слова
менеджмент качества, ИСО 9001:2015, система менеджмента бизнеса., система менеджмента бизнесаПохожие статьи
Обзор международных и национальных стандартов в области управления рисками
В статье приведен исторический экскурс мировой стандартизации в области управления рисками, рассмотрены подходы к определению понятий «риск» и «риск-менеджмент» в соответствии с международными и национальными стандартами. На основе анализа действующи...
Интегрированные системы менеджмента: предпосылки создания на российских предприятиях
В статье рассмотрены предпосылки и практика создания в России интегрированных систем менеджмента, позволяющих повысить качество управления и, соответственно, конкурентоспособность отечественных предприятий. Влияние внешней среды на процесс создания И...
Использование специализированного программного обеспечения в процессе разработки и внедрения системы менеджмента качества
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме эффективности управления системой менеджмента качества в системе электронного документооборота, использования специализированного программного обеспечения в процесс разработки и внедрения систе...
Специфика разработки критериев качества информационных систем в сфере управления общим образованием
В статье описывается специфика разработки критериев качества, по которым оценивается функционирование информационных систем в сфере управления общим образованием. Представлен опыт апробации модели Организации международных стандартов ISO в образовате...
Совершенствование процессов обеспечения качества подготовки специалистов — критерий государственной аккредитации
Повышение требований к обеспечению качества медицинской помощи ориентирует высшую школу на подготовку специалистов нового уровня. В современном здравоохранении в связи с модернизацией необходимо качественно подготовленные кадры, соответствующие миров...
Анализ необходимости внедрения новой версии стандарта систем менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонных отраслей промышленности серии AS9100D в России
В статье описывается краткая предыстория создания и основные этапы развития международного стандарта систем менеджмента качества для аэрокосмической отрасли AS9100, впервые вышедшего в 1998 году. Проводится анализ изменений относительно базового стан...
Системы менеджмента качества как основной вид контроля качества в строительстве
В данной статье рассмотрены системы стандартов в сфере строительства. Главной задачей для строительной организации является разработка системы менеджмента качества, которая позволит отвечать запросам проектной и нормативно- технической документации, ...
Опыт и значение системы менеджмента качества молочной продукции в Республике Беларусь
Вопросы обеспечения надлежащего качества были актуальны во все времена, но особую значимость приобрели в период развития рыночных отношений и ужесточения требований системы менеджмента качества. Менеджмент качества в современном понимании существует ...
Инновационные технологии в системе непрерывного образования учителей в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
В статье рассматривается взаимосвязь использования инновационных технологий в системе непрерывного образования и ФГОС ООО как одних из эффективных механизмов достижения нового качества образования. Представлены изменения в системе повышения квалифика...
Экологический менеджмент как составляющая корпоративной социальной ответственности и системы менеджмента качества международного бизнеса в разрезе концепции устойчивого развития
В статье показано место экологического менеджмента в системе корпоративной социальной ответственности бизнеса, определены особенности и примеры корпоративной социальной ответственности в международном бизнесе, определено родство систем экологического...
Похожие статьи
Обзор международных и национальных стандартов в области управления рисками
В статье приведен исторический экскурс мировой стандартизации в области управления рисками, рассмотрены подходы к определению понятий «риск» и «риск-менеджмент» в соответствии с международными и национальными стандартами. На основе анализа действующи...
Интегрированные системы менеджмента: предпосылки создания на российских предприятиях
В статье рассмотрены предпосылки и практика создания в России интегрированных систем менеджмента, позволяющих повысить качество управления и, соответственно, конкурентоспособность отечественных предприятий. Влияние внешней среды на процесс создания И...
Использование специализированного программного обеспечения в процессе разработки и внедрения системы менеджмента качества
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме эффективности управления системой менеджмента качества в системе электронного документооборота, использования специализированного программного обеспечения в процесс разработки и внедрения систе...
Специфика разработки критериев качества информационных систем в сфере управления общим образованием
В статье описывается специфика разработки критериев качества, по которым оценивается функционирование информационных систем в сфере управления общим образованием. Представлен опыт апробации модели Организации международных стандартов ISO в образовате...
Совершенствование процессов обеспечения качества подготовки специалистов — критерий государственной аккредитации
Повышение требований к обеспечению качества медицинской помощи ориентирует высшую школу на подготовку специалистов нового уровня. В современном здравоохранении в связи с модернизацией необходимо качественно подготовленные кадры, соответствующие миров...
Анализ необходимости внедрения новой версии стандарта систем менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонных отраслей промышленности серии AS9100D в России
В статье описывается краткая предыстория создания и основные этапы развития международного стандарта систем менеджмента качества для аэрокосмической отрасли AS9100, впервые вышедшего в 1998 году. Проводится анализ изменений относительно базового стан...
Системы менеджмента качества как основной вид контроля качества в строительстве
В данной статье рассмотрены системы стандартов в сфере строительства. Главной задачей для строительной организации является разработка системы менеджмента качества, которая позволит отвечать запросам проектной и нормативно- технической документации, ...
Опыт и значение системы менеджмента качества молочной продукции в Республике Беларусь
Вопросы обеспечения надлежащего качества были актуальны во все времена, но особую значимость приобрели в период развития рыночных отношений и ужесточения требований системы менеджмента качества. Менеджмент качества в современном понимании существует ...
Инновационные технологии в системе непрерывного образования учителей в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
В статье рассматривается взаимосвязь использования инновационных технологий в системе непрерывного образования и ФГОС ООО как одних из эффективных механизмов достижения нового качества образования. Представлены изменения в системе повышения квалифика...
Экологический менеджмент как составляющая корпоративной социальной ответственности и системы менеджмента качества международного бизнеса в разрезе концепции устойчивого развития
В статье показано место экологического менеджмента в системе корпоративной социальной ответственности бизнеса, определены особенности и примеры корпоративной социальной ответственности в международном бизнесе, определено родство систем экологического...