Документирование системы менеджмента качества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дудкина, И. М. Документирование системы менеджмента качества / И. М. Дудкина, Д. В. Дудкин, Анастасия Лукьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.4 (111.4). — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/archive/111/28180/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена анализу новой версии международного стандарта ISO 9001:2015 “Системы менеджмента качества. Требования” и преподаванию этой дисциплины в вузе по специальности “Документоведение и архивоведение”. Особое внимание уделяется документированию процессов организации и результатам деятельности с учетом новых требований.

Ключевые слова: система менеджмента качества, документирование информации, процессный подход, менеджмент рисков.

По специальности “Документоведение и архивоведение” в учебном плане есть дисциплина по выбору “Управление документацией и записями в системе менеджмента качества”. С сентября 2015 года (когда будет утвержден и опубликован международный стандарт ISO 9001:2015), данная дисциплина теряет актуальность, т. к. этим стандартом термины “документы” и “записи” заменяются термином “документированная информация”. В связи с чем, возникнет необходимость введения в учебный план специальности «Документоведение и архивоведение» новой дисциплины — “Управление документированной информацией в системе менеджмента качества” [1].

В 2015 году исполнилось 28 лет с момента принятия в 1987 году первых пяти стандартов ISO серии 9000. За это время стандарты ISO серии 9000 претерпели несколько изменений: версия 1994 г, версия 2000 г, версия 2008 г (рис. 1). Цель изменений ISO 9001:2015:

 поддержание актуальности;

 интеграция с другими системами менеджмента;

 обеспечение постоянной базы на ближайшие 10 лет;

 отражение непрерывно изменяющейся обстановки в работе организации;

 обеспечение того, чтобы новый стандарт отражал потребности всех групп потенциальных потребителей;

 увеличение способности организации удовлетворять потребителей.

Новый стандарт разработан в соответствии с директивой 2012 года ISO/IEC (Приложение SL — www.iso.org/directives), в которой описана «Структура Высокого Уровня» High Level Structure (HLS) для всех разрабатываемых стандартов систем

Рис. 1. История стандартов ISO семейства 9000.

менеджмента. В HLS перечислена последовательность основных пунктов стандартов, даны некоторые общие описания каждого из пунктов, а также распространенные термины и определения заглавий пунктов. Организации, внедряющие более одной системы менеджмента, например, систему менеджмента качества, систему экологического менеджмента, систему менеджмента информационной безопасности могут достигнуть лучшей интеграции и более легкого внедрения систем.

Организации больше не смогут считать ISO 9001 просто средством для контроля документов, записей, несоответствий продукции, внутренних аудитов, предупреждающих и корректирующих действий. Организации, которые хотят влиться в современный мировой рынок должны рассматривать стандарт как систему менеджмента бизнеса. Стандарт ISO 9001:2015 можно рассматривать не только, как объект сертификации, но и как инструмент непрерывности бизнеса, как инструмент достижения бизнес-результатов. В новом стандарте:

- введены понятия «организационная среда», «соответствующие заинтересованные стороны», «знания организации», «мышление, основанное на рисках»;

- конкретизированы требования к планированию достижения целей в области качества;

- заменены понятия «оборудование для мониторинга и измерений» на понятие «ресурсы для мониторинга и измерений»;

- заменены термины «документ» и «запись» на термин «документированная информация»; термин «продукция» на термин «продукты и услуги»; термин «закупки» и «процессы, переданные сторонней организации» на термин «внешнее обеспечение»;

- замена возможности делать исключения из определенных требований стандарта на определение применимости требований;

- удалены требования к разработке руководства по качеству, удалены ранее неправильно интерпретированные требования к разработке шести «обязательных» документированных процедур; удалены требования к управлению предупреждающими действиями [2].

В ISO 9001:2015 сделан акцент на риск-менеджмент — это ориентированный подход, который делает предупреждающее действие частью обычной практики. Уменьшен акцент на документацию. Обязательных документированных процедур не требуется. Не требуется и руководство по качеству. Новый стандарт требует документированной информации, но не конкретных процедур. Если организация установила другие соответствующие документированные сведения, необходимые для поддержания результативности СМК, так что руководство по качеству может не потребоваться.

Документирование информации реализуется в соответствии со стандартом ISO 15489–1:2001 (ГОСТ Р ИСО 15489–1-2007) «СИБИД. Управление документами. Требования» [3]. ISO 9001:2015 года представил новое понятие «документированная информация» для описания требований к физическим доказательствам (электронным или печатным копиям). Документированная информация определяется как «информация, а также носитель, на которой она содержится, должны контролироваться и управляться организацией» [4].

Большое внимание уделяется процессному подходу, определению эффективности работы организации, оценку деятельности (показателей). Реализовать в полной мере требования стандарта ISO 9001:2015 практически невозможно без реального моделирования бизнес-процессов, например, по методологии IDEF или UML. Для этого необходимо использовать инструмента для моделирования, анализа, документирования и оптимизации бизнес-процессов, например, такое программное обеспечение как AllFusion Process Modeler (BpWin), Business Studio и другие. Бизнес-модель должна обрисовывать миссию организации, ее стратегию, инфраструктуру, структуру организации, операционные процессы и процедуры, используемые для выполнения модели.

Графически представленная схема выполнения работ, обмена информацией, документооборота визуализирует модель бизнес-процессов, формирует целостную картину деятельности организации: от потоков работ в небольших подразделениях до сложных организационных функций. Графическое изложение этой информации позволяет перевести задачи управления организацией из области сложной управленческой работы в сферу инженерных информационных технологий, баз данных, систем электронного документооборота, сетевых информационных ресурсов и электронного взаимодействия. Из процессной модели, интегрированной с информационной системой организации, при необходимости, можно автоматически сгенерировать не только документированную информацию в виде регламентов, но и положения о подразделении и должностные инструкции каждого сотрудника организации.

Литература:

  1. Дудкина, И.М., Богуславская, В. В. Процесс адаптации и методы актуализации документов в связи с переходом на новую нормативную базу, Сборник материалов международной научно-практической конференции «Управление документацией: прошлое, настоящее, будущее, посвященная памяти профессора Т. В. Кузнецовой», М, РГГУ,-2015,- с. 52–56.
  2. ISO CD 9001:2015 Системы менеджмента качества. Требования. — М: Изд-во Стандартинформ, 2015.
  3. ГОСТ Р ИСО 15489–1 — 2007. СИБИД. Управление документами. Общие требования. — Введен 2007–07–01. — М: Изд-во Стандартинформ, 2007. — 19 с.
  4. Чайка, И. И. Стандарт ИСО 9001:2015. Что нас ожидает? // Стандарты и качество. — 2014. –№ 6. — С. 60–63.
Основные термины (генерируются автоматически): ISO, HLS, документированная информация, система менеджмента, система менеджмента качества, стандарт, термин, IDEF, IEC, международный стандарт.


Ключевые слова

система менеджмента качества, процессный подход, документирование информации, менеджмент рисков

Похожие статьи

Актуализация содержания дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» в условиях реформы технического регулирования

Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» (МСС) является ключевой в формировании компетенций применения и разработки нормативной документации. В условиях реформы технического регулирования учебные материалы по дисциплине нуждаются в пост...

Требования к документации и задачи документирования процессов системы менеджмента качества в образовательном учреждении (на примере Донского государственного технического университета)

Статья посвящена вопросам системы менеджмента качества, ее роли в сфере образования. Представлены принципы реализации системы менеджмента качества. На примере Донского государственного технического университета раскрыты процессы, предшествующие внедр...

Совершенствование системы управления персоналом торговой организации на рынке информационных услуг

В статье рассмотрены особенности управления персоналом торговой организации. В ходе опроса сотрудников были выявлены ключевые направления по совершенствованию системы управления персоналом. Разработанные рекомендации повысят эффективность работы торг...

Организация процедуры управления рисками процессов СМК

В статье рассмотрено понятие риска и процесс управления рисками в системе менеджмента качества, сравнительная таблица методов оценки рисков. Деятельность по управлению рисками помогает повысить результативность и эффективность процессов СМК, а, следо...

Оценка эффективности управления документированной информацией в интегрированной системе менеджмента на основе стандартов ISO 9001:2015 и ISO 14001:2015

В данной научной статье проводится анализ эффективности управления документированной информацией в контексте интегрированной системы менеджмента, соответствующей требованиям стандартов ISO 9001:2015 и ISO 14001:2015.

Анализ трудовых функций, нормированных в профессиональных стандартах, соответствующих направлению подготовки 27.03.01 «Стандартизация и метрология»

Учёт трудовых функций профессиональных стандартов при составлении образовательных программ и результатов обучения позволит ориентировать образование студентов на потребности современного рынка труда.

Оценка эффективности внедрения информационных технологий в систему бухгалтерского учета на предприятии

В статье рассмотрены основные подходы к использованию информационных технологий в рамках автоматизации бухгалтерского учета на предприятии. Представлены результаты оценки экономической эффективности внедрения бухгалтерской программы «1С: Бухгалтерия»...

Формирование профессиональных компетенций магистрантов при изучении дисциплины «Комплексная безопасность образовательного учреждения»

В статье определена основная тенденция в современном непрерывном образовательном процессе и в целом педагогической науки – уточнение содержания понятий «компетентность» и «компетенции», которые призваны важнейшими для выпускников вузов. Продемонстрир...

Совершенствование практической подготовки студентов в целях повышения качества освоения профессиональных компетенций

Статья посвящена рассмотрению путей повышения качества освоения профессиональных компетенций студентами технических специальностей.

Разработка проектов документированной информации системы менеджмента бережливого производства ООО «Пластик»

В данной научной статье обоснована необходимость разработки документированной информации системы менеджмента бережливого производства (СМБП), выявлены противоречия и трудности в процессе разработки документов, представлены проекты документированных п...

Похожие статьи

Актуализация содержания дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» в условиях реформы технического регулирования

Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» (МСС) является ключевой в формировании компетенций применения и разработки нормативной документации. В условиях реформы технического регулирования учебные материалы по дисциплине нуждаются в пост...

Требования к документации и задачи документирования процессов системы менеджмента качества в образовательном учреждении (на примере Донского государственного технического университета)

Статья посвящена вопросам системы менеджмента качества, ее роли в сфере образования. Представлены принципы реализации системы менеджмента качества. На примере Донского государственного технического университета раскрыты процессы, предшествующие внедр...

Совершенствование системы управления персоналом торговой организации на рынке информационных услуг

В статье рассмотрены особенности управления персоналом торговой организации. В ходе опроса сотрудников были выявлены ключевые направления по совершенствованию системы управления персоналом. Разработанные рекомендации повысят эффективность работы торг...

Организация процедуры управления рисками процессов СМК

В статье рассмотрено понятие риска и процесс управления рисками в системе менеджмента качества, сравнительная таблица методов оценки рисков. Деятельность по управлению рисками помогает повысить результативность и эффективность процессов СМК, а, следо...

Оценка эффективности управления документированной информацией в интегрированной системе менеджмента на основе стандартов ISO 9001:2015 и ISO 14001:2015

В данной научной статье проводится анализ эффективности управления документированной информацией в контексте интегрированной системы менеджмента, соответствующей требованиям стандартов ISO 9001:2015 и ISO 14001:2015.

Анализ трудовых функций, нормированных в профессиональных стандартах, соответствующих направлению подготовки 27.03.01 «Стандартизация и метрология»

Учёт трудовых функций профессиональных стандартов при составлении образовательных программ и результатов обучения позволит ориентировать образование студентов на потребности современного рынка труда.

Оценка эффективности внедрения информационных технологий в систему бухгалтерского учета на предприятии

В статье рассмотрены основные подходы к использованию информационных технологий в рамках автоматизации бухгалтерского учета на предприятии. Представлены результаты оценки экономической эффективности внедрения бухгалтерской программы «1С: Бухгалтерия»...

Формирование профессиональных компетенций магистрантов при изучении дисциплины «Комплексная безопасность образовательного учреждения»

В статье определена основная тенденция в современном непрерывном образовательном процессе и в целом педагогической науки – уточнение содержания понятий «компетентность» и «компетенции», которые призваны важнейшими для выпускников вузов. Продемонстрир...

Совершенствование практической подготовки студентов в целях повышения качества освоения профессиональных компетенций

Статья посвящена рассмотрению путей повышения качества освоения профессиональных компетенций студентами технических специальностей.

Разработка проектов документированной информации системы менеджмента бережливого производства ООО «Пластик»

В данной научной статье обоснована необходимость разработки документированной информации системы менеджмента бережливого производства (СМБП), выявлены противоречия и трудности в процессе разработки документов, представлены проекты документированных п...

Задать вопрос