В данной статье рассматриваются методы совершенствования системы менеджмента качества.
1. Система менеджмента качества метрологического отдела основные цели и задачи
Система менеджмента качества — это система качества, административная и техническая системы, управляющие деятельностью службы метрологического отдела.
Основные цели для совершенствования системы менеджмента качества:
— повышение качества выпускаемой продукции, эффективности управления производством и уровня автоматизации производственных процессов;
— обеспечение требуемого качества при создании, эксплуатации и ремонте продукции;
— обеспечение единства и требуемой точности измерений в организации;
— повышение эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, процессов производства и испытаний продукции;
— поддержание готовности продукции к применению, обеспечение эффективности эксплуатации продукции;
— методическое руководство работами по метрологическому обеспечению;
— обеспечение безопасности жизни людей и охрана окружающей среды при производстве, испытаниях, эксплуатации, ремонте и утилизации продукции.
Основные задачи в области качества метрологической службы:
— объективность и достоверность результатов поверки средств измерений;
— обеспечение высокого качества работ по поверке средств измерений, постоянное повышение результативности системы менеджмента качества, постоянное улучшение поверочной деятельности, путем регулярного планирования, выполнения намеченных планов, контроля и анализы результатов поверки;
— корректировка деятельности, предупреждение потенциальных несоответствий и повышение компетенции персонала.
— соблюдение критериев аккредитации и требований к аккредитованным лицам;
— обеспечение защиты государственных интересов, жизни, здоровья граждан, охрану окружающей среды на основе принципов законности, независимости, объективности и гласности;
— расширение деятельности метрологической службы в области государственного регулирования и метрологических услуг для:
1) предотвращения поступления на потребительский рынок низкокачественной продукции, услуг, работ;
2) предотвращения чрезвычайных ситуаций;
3) предотвращения обмана потребителя [1].
2. Методы улучшения системы менеджмента качества метрологической службы
Первый метод улучшения — это SWOT-анализ. SWOT-анализ представляет собой метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие [2].
Эта методология содержит в себе следующие инструменты анализа: сильные стороны (strengths), слабые стороны (weaknesses), возможности (opportunities) и угрозы (threats). В ходе анализа необходимо определить основную цель улучшения и проанализировать её с четырех сторон, предварительно сделав выводы о целесообразности принятых решений.
На первом этапе — собираются данные относительно деятельности метрологической службы.
На втором этапе — проводится анализ выявления сильных и слабых сторон.
На третьем этапе — проводится сопоставление сильных и слабых сторон.
На четвертом этапе — проводится анализ угроз и возможностей с учетом выделенных ранее сильных и слабых сторон.
Таким образом, SWOT– анализ позволяет проанализировать все стороны процесса и в конченом итоге, приводит к появлению стратегий по улучшению деятельности.
Второй метод — составление IDEF0-схем.
Концепция IDEF0 заключается в разбиении сложного объекта анализа на составные части с сопроводительной документацией. У каждого объекта должны быть свои входы и выходы (предшествующее действие и последующее), механизмы управления (все то, с помощью чего осуществляется преобразование входов в выходы), управления (определенные условия, необходимые функции для осуществления правильного выхода), и вызовы (обращение из одной части модели в другую для установления связи между ними).
Этот метод полезен тем, что поможет визуально и разукрупнено продемонстрировать все связи между объектом исследования и влияющими на него факторами.
Таким образом, диаграммы IDEF0, позволяют легко оценить влияние изменений, принять основанные решения, выявить проблемы в процессах и повышают эффективность и функциональность системы.
Третий метод — актуализация действующих на предприятии стандартов организации и других нормативных документов, относящихся к системе менеджмента качества.
Стандарт организации — документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ или оказания услуг. [3]
Новые положения, приказы или иные нормативные документы, которые несут в себе изменения и прямым образом отражены в производстве, подлежат процедуре документирования, а также возможности внесения изменений в уже существующие документы.
Актуализация в метрологической службе проводится путем:
— мониторинга нормативно-правовой базы Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений;
— обновлений ИС «Техэксперт»;
— изучения материалов периодической печати.
Как итог, на предприятии будет хранится и использоваться только актуализированная информация, благодаря которой не будет выявлены ошибки в деятельности метрологической службы.
3. Заключение
В данной статье были рассмотрены методы улучшения системы менеджмента качества метрологической службы.
Литература:
- СТО СВТИ.2.3.59–2022 «Система менеджмента качества (СМК). Руководство по качеству метрологической службы, выполняющей работы по поверке средств измерений»
- Современный стратегический анализ: учебное пособие / Е. Ю. Кузнецова [и др.]; под общей ред. проф., д-ра экон. наук Е. Ю. Кузнецова.— Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016.— 131, [1] с. ISBN 978–5-7996–1832–2
3. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».