Современные методологические подходы к управлению качеством технического обслуживания и ремонта воздушных судов гражданской авиации
Автор: Понькин Артём Александрович
Научный руководитель: Пуминова Галина Сергеевна
Рубрика: Логистика и транспорт
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №2 (18) март 2019 г.
Дата публикации: 25.01.2019
Статья просмотрена: 176 раз
Библиографическое описание:
Понькин, А. А. Современные методологические подходы к управлению качеством технического обслуживания и ремонта воздушных судов гражданской авиации / А. А. Понькин. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2019. — № 2 (18). — С. 41-45. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/117/3894/ (дата обращения: 16.12.2024).
Современные международные и национальные условия деятельности гражданской авиации России можно охарактеризовать следующими особенностями: неизбежностью интеграции в мировую экономику и, как следствие, наличием конкурентной среды, постоянным изменением производственных ситуаций во внешней и внутренней среде предприятий, появлением новых технологий, усложнением производственных отношений, ростом затрат на персонал, расширением кооперации между национальными и иностранными предприятиями.
Конкурентоспособность российских авиакомпаний обеспечивается высоким уровнем качества авиатранспортных услуг, доказательством чего служат международные награды и победы в рейтингах, вхождение авиакомпаний в глобальные авиационные альянсы, а также наличие сертификатов IOSA у крупнейших перевозчиков, таких как Аэрофлот и S7 [8].
Поддержание высокого уровня качества неразрывно связано с созданием гарантий надёжности и безопасности при эксплуатации воздушных судов (ВС), что обеспечивается деятельностью по поддержанию лётной годности ВС.
Рост конкуренции среди операторов технического обслуживания и ремонта (ТОиР) воздушных судов обусловлен глобализацией рынка услуг, а также все возрастающими требованиями авиакомпаний, которые стремятся оптимизировать свои расходы и обеспечить высокий уровень безопасности за счет надежности эксплуатации ВС. Иностранные заказчики хотят быть уверены, что качество услуг отечественных операторов ТОиР соответствует мировым стандартам.
Российские операторы ТОиР, сертифицированные Европейским агентством по авиационной безопасности (EASA), накопили большой опыт линейного и базового технического обслуживания ВС зарубежного производства, таких как Airbus, Boeing, Embraer и других, — вплоть до форм капитального ремонта, эквивалентных D-check и Redelivery-check[1] [1, 2].
Условием повышения конкурентоспособности предприятий, обеспечения гарантий выполнения требований к производственной и управленческой деятельности организации и к ее конечному продукту является внедрение и совершенствование систем менеджмента качества (СМК). Инструментом создания эффективной системы менеджмента качества являются стандарты Международной организации по стандартизации ИСО /ISO (International Organization for Standardization) семейства ISO 9000 (Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 9001–2015).
Однако требования EASA к операторам ТОиР, описанные в Приложении II (Part-145) к Постановлению Комиссии ЕС № 1321/2014, равно как и российские Федеральные Авиационные Правила ФАП-285 «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание гражданских воздушных судов. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, требованиям федеральных авиационных правил» закрывают лишь вопросы, связанные с производственной деятельностью, в то время как порядок внедрения СМК в нормативных документах не определён, существует только требование к наличию системы в организации [3, c.17].
На начало 2019 года в России только один крупный провайдер ТОиР ВС имеет сертификат СМК — ООО «С7 Инжиниринг», входящий в холдинг S7 Technics [4].
Деятельность по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов обладает специфичными особенностями производства, связанными с наличием угроз, относящихся к безопасности, и необходимостью управления рисками. В целях адаптации к особенностям производства и снижения рисков в организациях Международная группа по качеству в авиакосмической отрасли (IAQG) на основе стандарта СМК ISO 9001 разработала стандарт AS 9100 «Системы менеджмента качества. Требования к авиационным, космическим и оборонным организациям».
Стандарт AS 9100 акцентирует внимание на таких вопросах, как реализация проектного менеджмента и процессного подхода, анализ и идентификация рисков, менеджмент конфигурации и удовлетворенность потребителей, и включает в себя ряд дополнительных специфичных требований, которые позволяют уделять наибольшее внимание прямому воздействию на безопасность и надежность продукции. [5, c.453]
В Российской Федерации принят национальный стандарт ГОСТ Р ЕН 9100–2011 «Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонных отраслей промышленности. Требования», аутентичный европейскому региональному стандарту EN 9100:2009.
Важным преимуществом внедрения стандарта ГОСТ Р ЕН 9100–2011 на момент его опубликования являлось выравнивание подходов к менеджменту качества в аналогичных отечественных и зарубежных организациях. Стандарт принят с целью улучшения качества и снижения рисков, уменьшения сроков и стоимости выполнения работ, сокращения или исключения специфических для организаций требований к системам менеджмента качества, а также более широкого применения положительного опыта в этой области [6, c.5].
К сожалению, после выхода в 2015 году новой редакции глобального стандарта ISO 9001 и в 2016 году соответствующего стандарта СМК для авиакосмической отрасли AS9100, национальный стандарт РФ переиздан не был, в связи с чем гармонизация с международным аналогом была утрачена.
На начало 2019 года семейство AS9100 включает 24 опубликованных стандарта [9], основными из которых являются:
– 9100 — СМК для аэрокосмических производителей
– 9110 — СМК для операторов ТОиР воздушных судов
– 9120 — СМК для дистрибьюторов
Важнейшим элементом любой системы управления является организация систематического и надёжного контроля производственной деятельности и ее результатов, в основе которой лежит один из семи принципов СМК — принятие решений, основанное на свидетельствах [7, c.8].
В 2003 году c учётом опыта аудитов безопасности эксплуатационной деятельности ведущих авиакомпаний Америки, Европы, России и других стран Международная ассоциация воздушного транспорта IATA (International Air Transport Association) разработала программу аудита эксплуатационной безопасности авиакомпаний IOSA (IATA Operational Safety Audit), которая является признанной стандартизованной программой контроля производственной деятельности и оценки систем управления, направленной на повышение уровня качества и безопасности полётов в мировом масштабе.
Ассоциация выступает координатором и представителем интересов авиатранспортной отрасли в таких областях, как обеспечение безопасности полётов, производство полётов, техническое обслуживание, разработка международных стандартов совместно с Международной организацией гражданской авиации ICAO (International Civil Aviation Organization) и Международной организацией по стандартизации ISO.
Аудит эксплуатационной безопасности IOSA является одним из важнейших инструментов получения объективных качественных и количественных оценок текущего состояния безопасности авиакомпании в соответствии с определёнными критериями и показателями безопасности. Эти оценки используются для реализации необходимых функций управления.
Таким образом, внедрение на авиапредприятиях эффективных СМК на основе требований международных стандартов ISO 9001 и AS 9100, распространение и использование стандарта IOSA, и, особенно, совместное применение указанных мер может стать не только средством повышения уровня безопасности и обеспечения качества, но и инструментом борьбы за рынок в сложной конкурентной среде.
Литература:
- Кореняко А. Самолет «Аэрофлота» впервые прошел D-check в России [Электронный ресурс]: Деловой авиационный портал ATO.ru. URL: http://www.ato.ru/content/samolet-aeroflota-vpervye-proshel-d-check-v-rossii (дата обращения: 02.01.2019).
- Кореняко А. Несколько лет назад выполнение redelivery check в России было фантастикой. [Электронный ресурс]: Деловой авиационный портал ATO.ru. URL: http://www.ato.ru/content/neskolko-let-nazad-vypolnenie-redelivery-check-v-rossii-bylo-fantastikoy (дата обращения: 02.01.2019).
- Приказ Минтранса России от 25.09.2015 № 285 «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание гражданских воздушных судов. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, требованиям федеральных авиационных правил» [Электронный ресурс]: Официальный Интернет-ресурс Федерального агентства воздушного транспорта URL: https://www.favt.ru/public/materials//3/c/f/4/f/3cf4f8aca07a1d138a30322a79e60af9.pdf (дата обращения: 05.01.2019).
- Пресс-релиз Предприятие С7 ИНЖИНИРИНГ Холдинга S7 Technics прошло сертификацию по международному стандарту EN 9110:2016 [Электронный ресурс]: Деловой авиационный портал ATO.ru. URL: http://www.ato.ru/press-releases/predpriyatie-s-7-inzhiniring-holdinga-s7-technics-proshlo-sertifikaciyu-po (дата обращения: 10.01.2019).
- Петухов Р. Н. Применение стандартов AS 9100 и ГОСТ Р EN 9100–2011 для управления проектами. / Р. Н. Петухов // Молодой учёный. — 2016. –№ 1. — с.453.
- ГОСТ Р ЕН 9100–2011 Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонных отраслей промышленности. Требования. — Стандартинформ, 2012.
- ГОСТ Р ИСО 9001–2015 Системы менеджмента качества. Требования. — Стандартинформ, 2015.
- По данным официальных сайтов ПАО «Аэрофлот — российские авиалинии» https://www.aeroflot.ru/ и ПАО «Авиакомпания Сибирь» https://www.s7.ru/
- https://www.sae.org/iaqg/publications/standards.htm
[1] D-check – форма базового ТО ВС, эквивалентная капитальному ремонту. Выполняется каждые 12 лет.
Redelivery check – форма базового ТО ВС, выполняемая с целью возврата ВС в исходную конфигурацию перед передачей его другому оператору.