Финансовые риски фитнес-клубов Москвы и Подмосковья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (247) март 2019 г.

Дата публикации: 05.03.2019

Статья просмотрена: 2484 раза

Библиографическое описание:

Табаран, М. Г. Финансовые риски фитнес-клубов Москвы и Подмосковья / М. Г. Табаран. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — С. 149-152. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56923/ (дата обращения: 19.12.2024).



Социально-экономическая нестабильность в условиях, в которых работают компании и организации, вносит свои коррективы как с точки зрения деятельности субъектов хозяйствования, так и с точки зрения подходов и методов управления рисками. Зачастую методологические аспекты управления финансовыми рисками зависят от специфики деятельности компании. Например, для субъектов хозяйствования реального сектора экономики условия возникновения финансовых рисков могут быть связаны с неэффективностью производства материальных потоков, тогда как для финансового сектора сама деятельность потенциально опасна.

Финансовый риск главным образом связан с возможностью того, что предприятие теряет часть своих ресурсов, неиспользованный доход или дополнительные расходы в результате предпринимательской деятельности, что соответствует концепции чистой неопределенности.

По данным проведенного компанией «БелБизнесКонсалтинг» исследования, в 2018 году объем оказанных платных услуг населению в области физической культуры и спорта в России увеличился на 20 %.

Самым большим рынком платных услуг в области физической культуры и спорта в России по состоянию на 2016 год была Москва — 12,9 % от общего объема рынка. Вторым и третьим рынками платных услуг в области физической культуры и спорта являются Санкт-Петербург и Московская область.

Рынок фитнес-индустрии в России молодой и насчитывает около 20 лет. В фитнес-клубах регулярно занимается 2,5 процента человек. Если сравнивать с международными показателями, Россия сейчас сильно отстаёт.

Фитнес-индустрия в Москве активно развивается и имеет большой потенциал для роста, несмотря на кризис и падение потребительских доходов.

Число фитнес-клубов и тренажерных залов в России увеличивается с 2012 года и в 2018 году также увеличилось на 42 %. Ситуация на рынке фитнес-услуг в крупных городах и в регионах различна. В Москве численность фитнес-клубов в 2018 году достигла 1776 штук и рынок достаточно хорошо сегментирован — присутствуют фитнес-клубы от премиум-сегмента до демократичного, а во многих регионах рынок фитнес-услуг остается мало заполненным.

Уровень проникновения фитнес-услуг в Москве составляет 7,5–8 процентов. Это не очень много, если сравнивать с крупнейшими европейскими городами — там можно говорить о 20–30 процентах.

В 2018 году количество москвичей, готовых отказаться от своего фитнес-клуба в пользу более дешевого, сократилось по сравнению с прошлым годом. Рынок фитнес-индустрии растет даже в кризис, когда падают доходы потребителей, и будет расти ещё долгое время. Это один из уникальных рынков, связанных с потребительским поведением.

Появляются проекты, в которых всё автоматизировано настолько, что расходы на персонал сокращаются в несколько раз. Для фитнес-клубов это второй по масштабам объём затрат. Так что автоматизация — это очень важный тренд.

Сейчас наблюдается рост публичности клубов и важности социальных сетей. PR-службы сейчас должны моментально реагировать на появляющуюся критику и локализовывать её. Поэтому усиление SMM и PR — важная тенденция дальнейшего развития фитнес-клубов.

Если посмотреть на источники получения информации о фитнес-клубах, то можно увидеть, что лидирует реклама на сайтах и в социальных сетях. В первом случае это порядка 35 процентов, во втором — около 15. Так что, если активно общаться с друзьями в Facebook, можно увеличить эту цифру в два раза, а то и больше.

Рост конкуренции фитнес услуг в Москве и Подмосковье заставляет компании расширять ассортимент услуг, в т. ч. групповых программ. Наибольшее количество групповых программ предлагается фитнес-клубами сети «CityFitness». Наименьшее количество групповых программ из лидеров рынка предлагает сеть «Зебра».

Клубы ведут гибкую ценовую политику в зависимости от локации и степени заполнения. Так, годовой абонемент в «World Class» в Москве более чем в 2 раза дороже, чем в Белгороде. В то же время, годовой абонемент в «ALEX FITNESS» в Москве на 43 % дешевле, чем в Краснодаре.

В целях диверсификации ценового предложения многие клубы расширяют линейку ценовых предложений:

– «Фитнес Хаус» предлагает годовой абонемент выходного дня за 16,9 тыс. рублей;

– «Зебра» и «Планета Фитнес» предлагают абонементы на три месяца без ограничений за 7,5 и 10,5 тыс. рублей соответственно;

– «ALEX FITNESS» предлагает абонементы на девять месяцев без ограничений за 9,0–12,9 тыс. рублей;

– «World Class» предлагает абонементы в Москве на год с ограничением посещения до 17.00 за 53 и 23 тыс. рублей соответственно.

Некоторые клубы предлагают и месячные абонементы, а стратегия «Броско фитнес» вообще заключается в продаже только месячных абонементов. Максимальная стоимость месячного абонемента зафиксирована в «Планета Фитнес», а минимальная в «Фитнес Хаус».

Для оценки возможных финансовых рисков фитнес клубов Москвы и Подмосковья проводится анализ актуальных потребительских моделей поведения (например, глобальное движение в сторону здоровья, здорового образа жизни и натуральности — healthonism), оценивается количество людей, уже занимающихся спортом в городе (также сравнение полученных показателей для определения потенциала роста), оценка пеших и транспортных потоков, расположение конкурентов, востребованность фитнес услуг, социальная структура населения и другие факторы. Также важно учесть государственную политику в сфере спорта — какие именно виды спорта поддерживаются и будут поддерживаться в перспективе, возможно ли подключиться к какой-либо государственной (региональной) программе поддержке спорта и др.

Фитнес-индустрия в Москве и Подмосковье активно развивается и имеет большой потенциал для роста, несмотря на кризис и падение потребительских доходов.

На сегодняшний день число занимающихся фитнесом в Москве составляет 7–8 процентов в то время, как в европейских городах этот показатель достигает 20–30 процентов.

Специалисты уверены, что фитнес-бизнес — это устойчивые инвестиции со стабильным доходом и низким риском.

Сейчас сокращается потребительская корзина и снижаются расходы населения на услуги. Но московский фитнес будет развиваться благодаря тому, что есть интерес к этому виду спорта и есть государственная поддержка, которая направлена на увеличение количества занимающихся спортом до 40 процентов в рамках федеральной целевой программы.

Тренд в развитии фитнес-рынка — за low-cost сегментом.

Фитнес-клубы уходят от годового абонемента в сторону месячного членства. Такая модель давно существует на Западе, и до недавнего времени развитие банковской сферы не позволяло ввести её в России. Но сейчас вся индустрия движется в этом направлении.

Сейчас тенденция получить быстрые, горячие деньги, а фитнес — это более пролонгированный процесс. Но при этом и более стабильный: объём закрытия проектов в кризис очень маленький. Так что фитнес в течение ближайших лет 10–12 — это точно устойчивые инвестиции

В Москве и Подмосковье самый высокий уровень проникновения фитнес-услуг среди городов-миллионников. При этом столичный рынок обладает большой ёмкостью: он может вырасти в 2–2,5 раза в ближайшие 5 лет.

К основным финансовым рискам фитнес-клубов Москвы и Подмосковья можно отнести риски снижения объемов реализации услуг в результате резкого падения спроса (экономический кризис), усиления конкуренции, повышения расходов на оплату аренды помещения (в случае аренды), электроэнергии и водоснабжения и в результате повышения цены услуг.

Финансовые риски фитнес-клубов Москвы и Подмосковья классифицируются по двум типам: внешние и внутренние. К внешним рискам необходимо отнести риски санкций со стороны контролирующих органов, риски снижения инвестиционной привлекательности, конкурентные и имиджевые риски. К внутренним рискам можно отнести собственно прямые финансовые потери, снижение финансовой устойчивости, риск роста ошибок финансового управления. Рассмотрим каждый из представленных рисков в порядке макроклассификации (рис.1).

Рис. 1. Классификация рисков, по видам контролируемых и управляемых финансовых рисков в фитнес-клубах

Итак, внешние риски:

– риски санкций от контролирующих и налоговых органов связаны с возможными ошибками и искажениями, своевременно не выявленными в процессе формирования финансовой отчетности. Данные риски могут возникнуть и по причине ошибок в финансовом учете, и как следствие — возможно искажение отчетности;

– риски снижения инвестиционной привлекательности связаны в первую очередь со снижением заинтересованности со стороны инвесторов, которые придают большое значение качеству финансового управления, которое должно характеризоваться минимальными рисками;

– конкурентные и имиджевые риски связаны также связаны с качеством финансового управления, низкое качество финансового управления, в том числе и рисками, дает возможность конкурентам не только работать на опережение в привлечении инвесторов, но и также наносит ощутимый вред имиджу социально и экономически ответственного финансового холдинга.

В свою очередь внутренние риски могут быть представлены следующим основным перечнем:

– риски финансовых потерь и упущенных выгод. В первом случае возникают как внутренние финансовые потери в результате неэффективного управления рисками, финансовые потери могут быть связаны и с необходимостью выплаты штрафных санкций, а также могут быть обусловлены конкурентными и имиджевыми факторами, снижением инвестиционной привлекательности;

– риски снижения финансовой устойчивости без объективных причин обусловлены также снижением качества финансового управления, кроме этого, данные риски могут негативно влиять на решения, принимаемые топ менеджментом и акционерами. Это в свою очередь может снизить эффективность реализации основной деятельности компании;

– риски роста ошибок в финансовом управлении в результате влияния человеческого фактора обусловлены тем, что контроль качества финансового управления и соответственно управления рисками не всегда дает возможность точно выявить участок возникновения ошибок и проследить причинно-следственную связь от возникшей ошибки к изменению уровня финансового риска.

Таким образом, очевидно, что управление финансовыми рисками в компании комплексное и планомерное, направленное на выявление и идентификацию основных факторов возникновения рисков.

Управление рисками, включая управление финансами, не должно устранять риск, так как это явление не может быть исключено из экономической деятельности, но из ее управления. Управление рисками, в том числе финансовыми, выполняет определенные функции. Существует два типа функций управления рисками: функции объекта управления и функции объекта управления.

Реализация целей и функций управления рисками возможна только при разработке соответствующей методологии управления финансовыми рисками. В более узком смысле анализ риска понимается как характеристика и оценка риска, в которой количественные значения анализируемого риска сравниваются с другими типами риска с целью определения степени приемлемости и выработки приоритетов управления.

Методология финансового риска обычно делится на два больших блока — оценка и / или анализ финансового риска и управление рисками. Наиболее важными способами снижения рисков в экономике, независимо от сектора, являются страхование, резервирование (самострахование), хеджирование, распределение, диверсификация, минимизация (управление активами и пассивами) и уклонение (отказ от бизнеса, связанного с риском).

Каждый из перечисленных выше инструментов и методов снижения финансовых рисков имеет как преимущества, так и недостатки, и комбинации этих инструментов обычно используются в системе управления рисками одной компании.

Система управления финансовыми рисками фитнес клуба должна четко понимать изменения в бизнес-среде, оценивать их динамику и формулировать предположения о будущем состоянии фитнес клуба. Таким образом, можно предвидеть возможные сценарии изменения экономической ситуации и заранее подготовиться к неизбежной угрозе принятия дополнительных защитных мер в случае необходимости.

Литература:

  1. Домащенко Д. В., Финогенова Ю. Ю. Управление рисками в условиях финансовой нестабильности. — М.: Магистр, 2016. — 240 с.
  2. Емельянова О. Ю. Особенности в подходах к управлению рисками в предпринимательской деятельности // Вестник Челябинского государственного университета (Экономика, вып. 17). — 2016. — № 1 (139). — С. 136–140.
  3. Просветов Г. И. Управление рисками. Задачи и решения. — М.: Альфа-Пресс, 2017. — 416 с.
  4. Сапегин В. В. Управление финансовыми рисками // Теория и практика управления. — 2015. — № 5 (3). — С. 109–115.
Основные термины (генерируются автоматически): Москва, риск, финансовое управление, Подмосковье, Россия, ALEX, FITNESS, годовой абонемент, управление рисками, финансовый риск.


Задать вопрос