Проблема интернет-зависимости в информационную эпоху | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Актуальная тема исследования

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №3 (77) март 2024 г.

Дата публикации: 26.02.2024

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Чуракова, Ю. Н. Проблема интернет-зависимости в информационную эпоху / Ю. Н. Чуракова, У. В. Ласкина, А. А. Санников. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 3 (77). — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/young/archive/77/4217/ (дата обращения: 16.12.2024).



Интернет-зависимость сегодня не рассматривают как психическое расстройство по медицинским критериям (DSM-5 и МКБ-10), но в МКБ-11 входит зависимость от видеоигр и зависимость от азартных онлайн-игр. Никто не будет спорить, что без интернета современное общество представить сложно. Очень привлекательна, легка и лишена проблем виртуальная реальность, вытесняющая обыденную жизнь. Интернет-зависимость особенно опасна в подростковом возрасте. Именно в этом возрасте закрепляются черты характера и привычки, которые будут влиять на образ жизни и способы взаимодействия с окружающей социальной действительностью в старшем возрасте. Человек не может прожить без телефона, контролировать время пребывания в сетевых играх.

Российское информационное агентство «Победа РФ» при Министерстве информационного развития, связи и массовых коммуникаций отмечает, что более четверти российских детей и подростков проводят в гаджетах по 8 часов в день.

В первую очередь определимся с понятием «зависимость». Н. Д. Творогова и Р. А. Прокопишин дают следующее определение: «зависимость — это расстройство мотивационно-потребностной сферы человека, которое подчиняет всю мотивационную сферу индивида такой потребности, которая не является физиологически обусловленной, ограничивает адаптационные механизмы поведения и вынуждает личность к регулярному и постоянно возобновляющемуся поиску источника удовлетворения потребности, связанного с объектом зависимости» [5]. М. Гриффитс рассматривал интернет-зависимость как один из видов технологических зависимостей, объединяющих нехимические (поведенческие) зависимости, включающие избыточное взаимодействие между человеком и машиной [1].

Интернет-зависимость — это форма психологического расстройства, которая в общем виде определяется как «нехимическая зависимость от использования Интернета». В психологических словарях интернет-зависимость определяют, как навязчивое желание подключиться к интернету, и болезненная неспособность вовремя отключиться от него. Она сопровождается психофизиологическими изменениями поведения, выраженным дискомфортом при невозможности получить доступ к интернету. Такое состояние приводит к социальной неспособности, проблемам с успеваемостью и депрессивным расстройствам.

Считая данную проблему очень актуальной, мы решили обсудить её на одном из заседаний школьного дискуссионного клуба «МетаЧерви», а также проанализировать одну из серий сериала Чарли Брукера «Чёрное зеркало» (3 сезон, 1 серия). Создатель связывает название сериала с чёрным экраном электронных гаджетов, которые есть в каждом доме. Он сравнивает интернете-зависимость с наркотиком и через сериал хочет показать, какие побочные эффекты ждут мир при развитии таких тенденций. Мир зависит, в котором нет границ между реальностью и виртуальностью, каждый человек через социальную сеть зарабатывает рейтинг, достигая определенный уровень. От рейтинга зависит положение, статус, работа, друзья и т. д. Однако героиня не смогла выдержать такой образ жизни и сорвалась. Эта система жизни сильно повлияла на их эмоциональный интеллект. Невозможно будет заглушить все чувства ради рейтинга. Человеку необходимо показывать все свои эмоции, а не только те, которые хочет видеть общество.

Ряд стран достаточно серьёзно рассматривают интернет-зависимость. В 2005 году в Китае появилась клиника, специализирующаяся на лечении интернет-зависимости. Также в Китае существуют специальные лагеря казарменного типа для подростков с интернет-зависимостью. В Финляндии таким больным предоставляют отсрочку от призыва в армию. 21–22 марта 2014 года в Милане прошел первый интернет-конгресс по зависимости от Интернета.

Как различать обычное использование компьютера на работе, учебе или в быту и зависимость? Следует отметить, что компьютер и интернет — это инструменты ежедневного пользования подавляющего большинства людей, проводящих у монитора много времени. Поэтому фактор времени, проведенного за компьютером, мы не может рассматривать как основной или единственный критерий зависимости. Под интернет-зависимость попадают случаи, когда удовлетворение реальных потребностей замещается новой сверхценной потребностью к доступу в виртуальное пространство, позволяющее избегать проблем, реализовать свои фантазии, компенсировать дефицит общения и т. п. [2].

Попытки окружения влиять на интернет-зависимых чаще всего имеет обратный эффект, человек закрывается, старается защитить себя от посягательств на его право использовать Интернет. Сама природа Сети способствует формированию зависимости, ведь она позволяет удовлетворить самые разные потребности пользователей. Вместе с этим психологи отмечают связь интернет-зависимость с проявлениями эмоций: тревога и депрессия, робость и напряженность, интроверсия и др. [4]. В первую очередь подвержен зависимости человек с бедной мировоззренческой сферой (не сформированы жизненные ценности и убеждения, идеалы и принципы).

Мы думаем, что духовно развитый человек имеет большую вероятность преодолеть зависимость. Поэтому для людей с интернет-зависимостью нужно создавать условия для развития их личности, формировать ценностно-мировоззренческие качества. Никто из зависимых не назовёт себя больным, поскольку у них ценностно-мировоззренческие ориентиры, способствующие развитию интернет-зависимости (индивидуализм и гедонизм, желание свободы без ответственности и т. п.). Естественно, отказ от этих принципов труден и болезнен, особенно для несформированной личности. Отсюда навязчивое желание снова войти в Интернет, сворачивание социальных контактов в реальном мире.

С целью диагностики интернет-зависимости используют такие методики:

— тест В. Лоскутовой (адаптация теста Кимберли Янг);

— тест С. А. Кулакова;

— диагностический опросник (ДИА) (А. Л. Катков, Ж. Ш. Аманова, 2011).

В связи с актуальностью проблемы нами было организовано и проведено исследование на базе МБОУ Юшалинская СОШ № 25. Диагностический инструментарий представлен методикой К. Янг в адаптации В. Лоскутовой. Проанализировав результаты, мы выяснили, что 78 % не имеют склонности к интернет-зависимости и являются обычными пользователями интернета. На многие вопросы школьники ответили «иногда»: иногда засиживаются допоздна, иногда проводят больше времени в интернете, чем планировали, иногда ставят себе условие «ещё минутку», иногда сначала проверяют мессенджеры перед тем, как приступить к какому-либо делу, иногда заводят новые отношения с пользователями интернета, иногда пытаются сократить время, проведённое онлайн. Для этих подростков жизнь без интернета также приятна, как и с ним, его отсутствие не заставляет испытывать подавленности и потери чего-то важного. Им не свойственно переживать депрессивные состояния и нервозность из-за невозможности находиться в сети. Не свойственно предвкушать об общении в интернете, находясь в реальном мире. Не характерно для обычных пользователей и пренебрежение домашними делами, общением с друзьями в пользу онлайн-коммуникации. Подростки данной группы не отмечают актуальным для себя снижение успехов в школьной деятельности и снижения уровня производительности труда из-за увлечения интернетом. Вопрос времени пребывания в сети этих школьников не часто интересует окружающих их людей, а род деятельности не является тайной. Таким образом, большинство опрошенных являются обычными пользователями интернета, активно используют пространство сети, удовлетворяя свои потребности, но при этом не поддаются её влиянию.

Однако у 22 % выявлена интернет-зависимость. Подросткам данной группы свойственно проводить много времени в интернете, продлевать время пребывания из-за нежелания выходить, часто терпеть поражение в попытках сократить время онлайн-общения, часто пренебрегать своим сном. Подростки отмечают, что из-за большого количества времени, проведённого в сети, у них появились сложности с учёбой, сложно выполнять некоторые задания. Иногда школьники данной группы скрывают количество времени, проведённого в сети и то, чем они занимаются. Интернет является важной частью жизни подростков описываемой группы, жизнь без него кажется иногда им скучной и пустой, они чувствуют себя подавлено и нервозно. Некоторые респонденты отметили, что регулярно проверяют свои оповещения перед тем, как приступить к работе. Время от времени подростки пренебрегают офлайн общением в пользу сети, заводят новые знакомства с другими интернет-пользователями. Периодически подросткам свойственно игнорировать выполнение домашних дел, заполняя это время интернетом. Подростки отмечают, что иногда, находясь в реальном мире, они думают о том, чем займутся в сети в скором времени. При этом, утешать себя мыслями об интернете в беспокоящих ситуациях не характерно для подростков данной группы.

Информационные технологии ускоряют жизнь и происходящие процессы во внутреннем мире человека; они быстрее развивают и «проверяют на прочность» все заложенные в нём с детства личностные качества (интеллектуальные, волевые, нравственные и т. д.). В результате воздействия этих технологий склонность человека к зависимостям (обусловленная биолого-генетическими особенностями и задатками, социальной средой или же в силу недостаточной развитости личности) развивается гораздо быстрее [6]. Таким образом, широкое распространение интернет-зависимости именно среди подростков обусловлено, прежде всего, их недостаточным личностным развитием.

Обсудив интернет-зависимость, придя к выводу о том, что это действительно болезнь и обсудив сериал, мы разработали рекомендации по борьбе с зависимостью от интернета.

  1. Определите цель своего пребывания в интернете и установите лимиты.
  2. Постоянно контролируйте свое время, проведенное в интернете, и стремитесь его ограничивать.
  3. Распределите свое время между компьютерной работой и другими занятиями.
  4. Постепенно снижайте количество времени, проведенного в интернете.
  5. Обратитесь к специалисту, если вы не можете справиться с проблемой самостоятельно.
  6. Не допускать бесконтрольное включение детей с несформированными убеждениями, идеалами, принципами, другими личностно-мировоззренческими качествами в информационные структуры.
  7. Развивать личность ребенка с тем, чтобы он смог сам контролировать процесс использования информационных сетей, не «растворяясь» в них.
  8. Усилить внимание к гуманитарному воспитанию и образованию, в наибольшей мере формирующему духовный мир молодого поколения.

Таким образом, обсудив данную проблему, нужно сделать выводы о том, что интернет-зависимость — это проблема, с которой нужно бороться, ведь она значительно влияет на жизнь человека. Если мы не хотим быть зависимыми от гаджетов, то стоит ограничивать себя в их использовании и найти для себя новые занятия. Процесс развития информационной среды вокруг человека способствует формированию потребностей в соответствии его духовного мира. Именно это (а не технологии как таковые, характер использования которых определяет человек) создаёт возможности показать себя свободным и ответственным, разумно использующим информационно-коммуникационные технологии в качестве средства, не попадая при этом в болезненную зависимость.

Литература:

  1. Гриффитс М. Избыточное применение Интернета: онлайновое аддиктивное поведение // Тезисы дистантных зарубежных участников симпозиума «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития». — http://www.psy.msu.ru/science/conference/ internet/2009/theses.html
  2. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 1. С. 78–89.
  3. Сангилбаева А. О., Сарсенбаева Л. О. Развитие личности человека как способ предотвращения интернет-зависимости// Человеческий фактор: Социальный психолог. 2020. № 2 (40). С. 123–130. Режим доступа: https://elibrary.ru/
  4. Смолл Г., Ворган Г. Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета. М.: Колибри; Азбука Аттикус, 2011. 352 с.
  5. Творогова, Н.Д., Прокопишин, Р. А. Концепции зависимого поведения Электронный ресурс. / Н. Д. Творогова, Р. А. Прокопишин // Электронный словарь «Яндекс»: Режим доступа: http: www.yandeks.ru.
  6. Ширки К. Включи мозги. Свободное время в эпоху Интернета / пер. с англ. Д. Стороженко. М.: Карьера Пресс, 2012. 272 с.


Задать вопрос