Изучение риска возникновения компьютерной зависимости у младших школьников и детей-инвалидов | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №4 (24) апрель 2019 г.

Дата публикации: 21.03.2019

Статья просмотрена: 323 раза

Библиографическое описание:

Бегма, Н. А. Изучение риска возникновения компьютерной зависимости у младших школьников и детей-инвалидов / Н. А. Бегма, М. Ю. Ромашкина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 4 (24). — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/young/archive/24/1472/ (дата обращения: 25.11.2024).



 

Технический прогресс очень быстро ввел в нашу жизнь не только компьютеры, которые дают нам возможность проделывать различные операции в несколько раз быстрее, но предложил приложения к телефонам, планшетам, часам и другие, которые позволяют общаться, читать книги, смотреть фильмы. Такие устройства называют гаджетами.

Первые упоминания о гаджетах, мы находим в сказках, например, «волшебное зеркало», которое показывает, что происходить в том или ином месте (аналог наших видеокамер или программы «скайп»), «клубок», указывающий дорогу-навигатор и т. д.

Интерес к гаджетам, по моему мнению, возник еще в эпоху Возрождения. В конце пятнадцатого столетия Леонардо да Винчи создал эскиз тринадцатиразрядного суммирующего устройства. Для того времени такие числа были просто огромными, их даже не использовали. Но Леонардо да Винчи предположил, что в будущем они будут нужны, например, — для подсчета звезд. В современном мире — это гаджет (калькулятор), позволяющий производить различные вычисления.

Гаджеты прочно вошли в нашу жизнь, их используют как помощь маме в уходе за младенцами (радио няня), школьники (электронный дневник, электронные книги, планшеты для рисования), различные приложения для взрослых (водители, пешеходы (навигаторы), банковские операции, поиск билетов на поезд, самолет, и т. д.). Все это можно сделать из одного гаджета, что естественно делает нашу жизнь более удобной и комфортной.

Признавая большую роль гаджетов, в нашей жизни, я стал замечать, что большинство людей на улице, в транспорте, и даже дети в школе на перемене, постоянно погружены в различные гаджеты (кто проводит время в телефоне, кто в планшете, кто читает электронные книги). При этом реальному общению отводится незначительная роль. Мои одноклассники часто смотрят вместе что-то на одном телефоне или пересылают друг другу сообщения.

Изначально гаджеты и интернет технологии были созданы с целью облегчить, и даже улучшить нашу жизнь, экономить время, но учёные бьют тревогу. Всё больше людей заражаются новой, прежде невиданной болезнью, порожденной техническим прогрессом — особой формой психологической зависимости от гаджетов. А. С. Андреева отмечает, что «опасную болезнь, являющую собой особую форму психической и психологической, западные исследователи назвали гаджетоманией или гаджет — аддикцией» [1, с.20].

Наблюдая за одноклассниками на перемене, я заинтересовался, сколько времени они проводят со своими гаджетами, к которым относятся телефоны, смартфоны и планшеты. И может ли эта их привязанность перерасти в зависимость? На работе у мамы я обратил внимание на то, что многие дети-инвалиды также проводят время в основном за гаджетами. В связи с этими наблюдениями у меня возник вопрос: есть у моих одноклассников и детей в больнице психологическая зависимость к гаджетам, что и стало проблемой моего исследования.

Целью моего исследования является изучение риска возникновения компьютерной зависимости у учащихся 3 класса и детей-инвалидов, находящихся на лечении в Клинике ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России.

Объект исследования: отношение школьников и детей–инвалидов к использованию гаджетов.

Предмет исследования психологическая зависимость от гаджетов.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

  1.               Изучить информацию (анализ литературы, интернет источников) по данной проблеме.
  2.               Провести анкетирование в 3-х классах на гаджет-зависимость учеников и детей-инвалидов и проанализировать его;
  3.               Провести классный час по итогам работы.

Выборка: ученики 3А класса ФЛТ имени П. Л. Капица и дети-инвалиды, находящиеся на лечении в Клинике ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России

В процессе работы использовались следующие методы исследования:

  1.               Метод изучения литературы по данной проблеме.
  2.               Метод анкетирования (опросник пользования гаджетами (авторский вариант), методика оценки риска возникновения компьютерной зависимости автор (Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Боябот).
  3.               Метод опроса.
  4.               Метод обработки полученных данных.

Теоретическая значимость проекта заключается в том, что полученные данные позволят расширить представление о том, какое место гаджеты занимают в жизни младших школьников и детей-инвалидов, находящихся на лечении в условиях стационара.

Практическая значимость проекта определяется тем, что полученные данные в исследовании о влиянии гаджетов на младших школьников и детей-инвалидов младшего школьного возраста, находящихся в стационаре, могут быть полезны учителям, интересны детям.

Новизна. Недостаточность глобальных исследований по данной тематике.

Результаты исследования:

В 1 группе в анонимном анкетировании приняли участие 20 детей, при этом только 19 человек (96 %) дали положительный ответ на то, что у них есть гаджеты, 1 ребенок (4 %) дал отрицательный ответ, в виду чего на последующие вопросы в тесте он не отвечал. Таким образом, в расчет принимаются ответы 19 учащихся (см. рисунок 1, группа 1). При этом во второй группе (детей-инвалидов) из 20 принявших участие детей все ответили, что имеют тот или иной гаджет (100 %).

На вопрос «Сколько в день ты общаешься с электронными гаджетами» результаты в первой группе (учащиеся 3 класса) распределились следующим образом: 30 минут в день — 15 учащихся (79 %); более часа в день -4 учащихся (21 %). Во второй группе распределение ответов было кардинально иным: 30 минут в день — 2 учащихся (10 %); более часа в день — 18 учащихся (90 %).

На вопрос для какой цели используются гаджеты для учебы или для развлечения в группе учащихся 3 класса (группа 1) были получены следующие ответы: только для развлечения используют — 7 детей -36 %; только для учебы -6 детей -32 %; для учебы и развлечений -6 детей -32 %. При этом во второй группе (детей-инвалидов, находящихся на лечении в детском ортопедическом отделении Клиники ФГБУ ФБ МСЭ) наибольшее количество получили ответы «только для развлечения»: только для развлечения используют — 8 детей — 40 %; только для учебы — 5 детей — 25 %; для учебы и развлечений — 7 детей — 35 %.

Ответы на вопрос «Уделяешь ты больше времени друзьям или гаджетам» ответы в первой группе распределились следующим образом: друзьям ответило 16 учащихся -84 %; поровну -3 учащихся -16 %. Во второй группе распределение ответов значительно отличалось: уделяю больше друзьям — 2 человека (10 %); уделяю больше времени гаджетам — 12 человек (60 %); уделяю времени поровну — 6 человек (30 %).

На вопрос «Контролируют ли время общения с гаджетами твои родители?» учащиеся ответили следующим образом: «да» — 10 учащихся (53 %); «нет» -8 учащихся (42 %); «иногда» -1 учащийся (5 %). Во второй группе ответы распределены иначе, однако по-прежнему преобладает положительный ответ на вопрос: «да» — 12 человек (60 %); «нет» — 4 человека (20 %); «иногда» — 4 человека (20 %).

Таким образом, по результатам опроса можно сделать следующие выводы:

  1.               Практически у всех детей из класса и у всех детей-инвалидов есть гаджеты.
  2.               В обеих группах большинству детей гаджеты купили (подарили) родители.
  3.               Большинство детей класса общается с гаджетами не более 30 минут, при этом в группе детей-инвалидов большинство использует гаджеты более 1 часа в день.
  4.               Большинство детей класса используют гаджеты как средство для учебы, но есть достаточно высокий процент детей, которые использую гаджеты только для развлечений. При этом в группе детей-инвалидов, большинство детей использует гаджеты для развлечения, чуть меньшее количество детей использует гаджеты поровну для развлечения и учебы. Однако только для учебы использует гаджеты всего 5 человек из группы опрошенных.
  5.               Большинство детей класса настроены на личное общение с одноклассниками и друзьями, об этом нам говорят ответы на вопросы 6, 8.

В группе детей-инвалидов, большинство детей также хотело бы общаться с друзьями лично, однако, согласно ответам, на вопрос 6 большинство либо не общается лично с друзьями, либо общается редко. В общей беседе во время открытого мероприятия дети-инвалиды поделились, что часто не могут встретиться с друзьями, поскольку вынуждены много времени проводить в больницах, а также часто не могут пойти гулять или в гости, тогда как их друзья и сверстники посещают множество кружков, секций, недоступных для детей-инвалидов.

  1.               Родительский контроль за пользования гаджетами осуществляется не у всех детей в обеих группах, тем не менее, большинство родителей в обеих групп.

По результатам исследования были получены следующие результаты.

–                    до 15 баллов — 0 % риска развития компьютерной зависимости выявлено у 8 учащихся (40 %) и только у 3 детей-инвалидов (15 %);

–                    16–22 балла — стадия увлеченности выявлена у 10 учащихся 3 класса (50 %) и у 10 детей-инвалидов (50 %);

–                    23–37 баллов — риск развития компьютерной зависимости (необходимость проведения профилактических программ в последующем) выявлено у 2 учащихся (10 %) и у 6 детей-инвалидов (30 %);

–                    более 38 баллов — наличие компьютерной зависимости не выявлено ни у одного учащегося 3 класса и у 1 ребенка-инвалида (5 %). контролируют время использования их детьми гаджетов.

По результатам теста выявляется достаточно благополучное состояние отношения к гаджетам у учащихся 3 А класса (почти у половины опрошенных отсутствует риск развития зависимости), тогда как в группе детей-инвалидов только у 15 % детей нет этого риска, а у 1 ребенка-инвалида зависимость сформирована на момент опроса. Следует обратить внимание на высокий риск развития компьютерной зависимости у 2-х учащихся и у 6 детей-инвалидов, необходимо предпринять соответствующие меры по предотвращению риска формирования компьютерной зависимости у данных детей.

Таким образом, наша гипотеза, о том, что современные школьники имеют склонность к зависимости от использования портативных электронных устройств, при этом у детей-инвалидов риск возникновения компьютерной зависимости выше, чем у школьников 3-их классов, подтвердилась.

 

Литература:

 

  1.               Андреев А. С. Болезнь зависимого поведения и сфера высоких технологий Ростов-на-Дону, 2002 г. — 315 с.
  2.               Андреев А. С., Анцыборов А. В. Интернет-аддикция как форма зависимого поведения. Ростов-на-Дону, 2002 г. — 228 с.
  3.               Аудитория Интернета и основные тенденции медиа потребления. Онлайн опрос на апрель 2015 в России. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.slideshare.net/TrafficIsobar/ss-54112539 (дата обращения: 15.12.2018)
  4.               Барсукова, О. В., Мавлютова, Е. В., Савка, М. А. (2016). Ребенок и гаджеты: психологическое исследование мнений современных родителей. Вопросы дошкольной педагогики, (1), 14–18.
  5.               Стефани С. Удивительная жизнь Леонардо да Винчи. –Астрель, 2015. -81с.
Основные термины (генерируются автоматически): гаджет, компьютерная зависимость, ребенок, учащийся, группа, группа детей-инвалидов, психологическая зависимость, Большинство детей класса, большинство детей, время.


Похожие статьи

Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных семей

Изучение агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

Развитие психологической компетентности среди старших школьников в условиях среднего образования

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Изучение роли семьи в сохранении психологического здоровья ребенка дошкольного возраста

Диагностика семейных отношений у детей с нарушением слуха и влияние на развитие личности

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность

Изучение эффективности применения методов диагностики самооценки детей старшего дошкольного возраста

Изучение особенностей отклоняющегося поведения слабовидящих младших школьников

Похожие статьи

Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных семей

Изучение агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

Развитие психологической компетентности среди старших школьников в условиях среднего образования

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Изучение роли семьи в сохранении психологического здоровья ребенка дошкольного возраста

Диагностика семейных отношений у детей с нарушением слуха и влияние на развитие личности

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность

Изучение эффективности применения методов диагностики самооценки детей старшего дошкольного возраста

Изучение особенностей отклоняющегося поведения слабовидящих младших школьников

Задать вопрос