Социальный вендинг в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (244) февраль 2019 г.

Дата публикации: 12.02.2019

Статья просмотрена: 255 раз

Библиографическое описание:

Ласкин, А. А. Социальный вендинг в России / А. А. Ласкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (244). — С. 133-135. — URL: https://moluch.ru/archive/244/56460/ (дата обращения: 22.12.2024).



В настоящей статье рассматривается социальная значимость и польза социального вендинга. Рассматриваются проблемы развития социального вендинга в России. Анализируется нормативно-правовая база в области социального вендинга в России. Проводится анализ зарубежного опыта использования социального вендинга.

Ключевые слова: социальный бизнес, социальное предпринимательство, социально ориентированный бизнес, субсидирование бизнеса, социальный вендинг

Вендинг (от англ. vending) — это направление в торговле, которое характеризуется продажей товаров или услуг через специальные автоматические устройства без участия продавца. Вендинг за прошлый век широко распространился во всем мире как удобный способ вести торговлю во всех экономических сферах общества. Сама же концепция автоматизированной торговли имеет многовековую историю: автоматы по продаже святой воды были найдены при раскопках Древнего Рима [5].

Социальный вендинг можно рассматривать как одно из направлений социального предпринимательства. Социальное предпринимательство является наиболее развивающимся и востребованным видом социально-ориентированного бизнеса в России. Оно охватывает разные социальные сферы деятельности: медицина, образование, сельское хозяйство, предоставление прочих социальных услуг. Тем не менее, только 1 % из предпринимателей занимаются социально-ориентированным бизнесом в России. В основном это связано со слабо проработанной нормативно-правовой базе социально-ориентированного бизнеса [6, с.440].

Социальная роль вендинга в России сильно недооценена. Единственным упоминанием о социальной значимости автоматизированной торговле в РФ был приказ Министерства Спорта РФ от 9 июля 2014 года: «Утвердить методические рекомендации о доступе к «автоматам» по продаже различных напитков и еды для спортсменов — инвалидов, а также инвалидов зрителей спортивных мероприятий, учитывая их особые потребности» [1]. В приказе указаны рекомендации по установке торговых автоматов для продажи продуктов питания, которые должны быть оснащены специальными информационными дисплеями с четкими инструкциями. Также в документе рекомендуется размещать купюроприёмники и монетоприёмники с уровня пола или грунта (асфальта) не выше 1,2 м., а также освобождать пространство для свободного перемещения инвалидных колясок и транспорта спортсменов-инвалидов. Стоит отметить, что стандарты и нормы, изложенные в этом документе, были также указаны в приказе, касающемся государственных туристических объектов: «Рекомендации предоставления услуг и полного обеспечения их доступности для инвалидов и группам лиц с ограниченными возможностями». Те же самые рекомендации даны для различных достопримечательностей и туристических мест [7].

Западные страны уже давно заметили социальный потенциал автоматизированной торговли. Торговые автоматы не боятся не жары, не холода. Они не требуют постоянного участия человека, что делает их идеальным инструментом для взаимодействия с социально незащищенными слоями населения, которые в свою очередь могут просто не довериться в силу психоэмоционального напряжения людям.

Социальный вендинг можно подразделить на следующие виды:

− продажа продуктов питания;

− продажа товаров всеобщего спроса;

− продажа интимных товаров;

− продажа медицинских товаров.

Продажа продуктов питания и товаров всеобщего спроса социально незащищенным слоям населения — это одно из важных направлений социального вендинга. Многие люди не могут позволить себе качественное и недорогое питание в силу ряда причин. Это может, как и чрезмерно высокая цена на продукты питания в регионе, обусловленная развитием крупных торговых сетей, поддерживающих цены на одном уровне, так и психоэмоциональное напряжение при обращении в социальные службы. Вендинг в данном случае может составлять конкуренцию крупным сетям в области недорогих и качественных продуктов питания, которые доступны для всех слоев населения. Примером такого вендинга может выступать чилийская компания Algramo. Компания Algramo из Латинской Америки представила совершенно новый торговый автомат, который специализируется на продаже зерна оптом. Поначалу может показаться, что такой продукт, как рис, сахар, чечевица, фасоль или горох, вряд ли будет востребован. Algramo фокусируется на социальной торговле, размещая свои машины в бедных районах Чили. Во многих частях Чили нет крупных супермаркетов, которые могли бы предложить покупателям низкие цены. Поэтому часто бывают ситуации, когда в бедных районах товары в небольших магазинах стоят на 30–40 % дороже, чем в супермаркетах в прибыльных районах. Уже установлено более 20 торговых автоматов в магазинах Juechuraba. В ближайшее время компания планирует расширить свою сеть в других странах Латинской Америки. Кроме того, компания планирует выпускать новые вендинговые автоматы для продажи жидких продуктов, таких как масло и также моющих средств [3].

Рынок интимных товаров до сих пор находится на стадии развития. Одним из препятствий его развития служат стереотипы и предрассудки общества. Конфиденциальность покупки, которая может помочь преодолеть барьер предрассудков общества, может быть достигнута только при покупке в вендинговых автоматах. Вендинговые автоматы продающие такие интимные товары, как презервативы, тесты для беременности и прочие гигиенические принадлежности, были определены в такую группу автоматов как «кондоматы». В каждой стране кондоматы устанавливаются по одним и тем же и в то же время разным причинам: удобство и сервис, интимность покупки, безопасность секса, формирование сексуальной культуры и т. д. В практически во всех странах установка кондоматов входит в социальную программу государства по борьбе с распространением ВИЧ-инфекции и венерических заболеваний, а также с целью борьбы с ранней беременностью. Их устанавливают в таких социально значимых объектах как школы и поликлиники [4].

Продажа медицинских товаров через автоматическое оборудование перспективное направление социального вендинга. Универсальные аптеки с базовыми медицинскими товарами уже существуют на западе. Однако, ассортимент такой аптеки довольно скудный. Большинство препаратов требует рецепта и наличие квалифицированного фармацевта, поэтому на сегодняшний день такие мини аптеки специализируются на продаже безрецептурных препаратов и таких медицинских принадлежностей как бинты, шприцы и т. д. Правительства многих европейских стран борются с распространением ВИЧ-инфекции и гепатита через установку автоматов по продаже стерильных шприцов наркозависимым. Анонимные пользователи могут приобрести всё необходимое для инъекции в общественном центре помощи Fixpunkt e. V (Берлин, Германия), который работает с людьми, страдающими от наркотической зависимости [2]. Однако многие люди — как чиновники, так и обычные люди — не считают установку шприцевых автоматов хорошей идеей, потому что, по их мнению, это может спровоцировать еще большее употребление наркотиков сейчас, когда вероятность заражения различными заболеваниями снижается. Если раньше кто-то мог удержать потребителей наркотиков от необходимости постоянно покупать шприцы в аптеке, тем самым показывая и пристыжая свое лицо, то теперь шприц можно взять анонимно из торгового автомата, особенно когда городские власти гарантируют, что у торговых автоматов не будет полицейского, и он не поймает тех, кто будет рядом с ним. Эта проблема похожа на проблему установки кондоматов в школах: кондомат будет вовлекать подростков в ранние половые контакты, или кондомат поможет уменьшить число ранних подростковых беременностей?

Рассмотрев опыт социального вендинга на западе, можно сделать вывод, что развитие социального вендинга в России достаточно актуально. Препятствиями к развитию социального вендинга в России служат слабо проработанная нормативно-правовая база социально-ориентированного бизнеса в РФ и слабая оценка эффективности вендингового оборудования в социальном плане Правительством РФ.

Литература:

  1. Российская Федерация. Министерство спорта РФ. Об утверждении Методических рекомендаций, выполнение которых обеспечивает доступ спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей к спортивным мероприятиям, с учетом особых потребностей инвалидов [Электронный ресурс]: приказ: от 9 июля 2014 г. N 578 — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70594760/, доступ СПС «Гарант» (дата обращения: 06.02.2019). — Загл. с экрана.
  2. Автомат для продажи или безвозмездной раздачи стерильных игл и шприцев [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Евендинг — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.e-vending.ru/ru/class_vending_machine/news339.html, свободный (дата обращения: 07.02.2019). — Загл. с экрана.
  3. Автомат по продаже крупы как пример успешного социального вендинга [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Конфуд — Электрон. дан. — Режим доступа: http://confood.ru/blog/avtomat-po-prodazhe-krupy-kak-primer-uspeshnogo-socialnogo-vendinga/, свободный (дата обращения: 07.02.2019). — Загл. с экрана.
  4. Кондоматы — людям стыдно покупать презервативы в аптеке [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Век вендинга — Электрон. дан. — Режим доступа: https://veq.ru/catalog/analitika-market/doc/266, свободный (дата обращения: 07.02.2019). — Загл. с экрана.
  5. Краткая история вендинга в России [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Век вендинга — Электрон. дан. — Режим доступа: https://veq.ru/catalog/Historu_vending/doc/4649, свободный (дата обращения: 07.02.2019). — Загл. с экрана.
  6. Ласкин А. А. Социально-ориентированный бизнес на примере социального предпринимательства в России [Текст] / А. А. Ласкин // Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции — 2018. — № 2. — С. 439–443.
  7. Социальная роль вендинга в РФ [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Вендинг — Электрон. дан. — Режим доступа: https://vendings.ru/vending-news/socialnaya-rol-vendinga-v-rf/, свободный (дата обращения: 07.02.2019). — Загл. с экрана.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, социально-ориентированный бизнес, автомат, автоматизированная торговля, продажа, продажа продуктов питания, социальное предпринимательство, товар, всеобщий спрос, Латинская Америка.


Ключевые слова

социальное предпринимательство, социально ориентированный бизнес, социальный бизнес, субсидирование бизнеса, социальный вендинг

Похожие статьи

Развитие персонального брендинга в России: возможности и вызовы для профессионалов

В статье рассматриваются следующие аспекты: значение индивидуального брендинга в квалифицированном успехе, возможности и методы формирования индивидуального бренда, а также вызовы, с которыми сталкиваются профессионалы в Российской федерации при форм...

Развитие социального предпринимательства

В статье дается понимание социального предпринимательства в России. Раскрываются основные существующие проблемы, препятствующие дальнейшему развитию данного направления. Проводится параллель и анализ текущего развития социального предпринимательства ...

Роль сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса в развитии экономики России

В статье исследуется роль сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса в России, особенности его развития в условиях цифровизации, влияние на экономику страны. Рассмотрена деятельность компаний «Яндекс» и «ЛУКОЙЛ» в сфере образования.

Франчайзинг как форма развития предпринимательской деятельности в России

В статье анализируются проблемы правового регулирования франчайзинга как формы развития предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.

Социальный маркетинг как инструмент решения социально значимых проблем Калининградской области

В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия «социальный маркетинг», сформулированы социальные проблемы Калининградской области и пути их решения с помощью применения элементов социального маркетинга. Объясняется взаимосвязь коммерческ...

Анализ эффективности бизнес-кейса как метода оценки персонала

В статье проанализированы особенности бизнес-кейса как метода оценки персонала. Рассмотрены вопросы развития данного метода в России, его эффективность и причины востребованности у специалистов отделов управления персоналом.

Развитие социального предпринимательства в России: историко-правовые аспекты

В статье рассматривается феномен социального предпринимательства, приводятся несколько трактовок данного понятия, а также анализируется процесс становление данного явления в России как полноценного института. На примере деятельности частных фондов пр...

Франчайзинг как особый вид предпринимательской деятельности

В статье автор рассматривает одну из прогрессивных форм предпринимательской деятельности — франчайзинг. Выделены особенности в сфере франчайзинговых правоотношений в России. Отмечены статистические данные, позволяющие спрогнозировать дальнейшее разви...

Интернет-маркетинг. Основы и преимущества

Статья посвящена изучению особенностей интернет-маркетинга. Автором рассмотрены основные инструменты данной среды деятельности, показаны преимущества интернет-маркетинга.

Государственная поддержка малого бизнеса в Российской Федерации

В статье излагается положение малого предпринимательства на территории Российской Федерации. Выделяются характерные черты данного вида бизнеса. Автор представил систему государственной поддержки малого предпринимательства. В статье выяснены основы за...

Похожие статьи

Развитие персонального брендинга в России: возможности и вызовы для профессионалов

В статье рассматриваются следующие аспекты: значение индивидуального брендинга в квалифицированном успехе, возможности и методы формирования индивидуального бренда, а также вызовы, с которыми сталкиваются профессионалы в Российской федерации при форм...

Развитие социального предпринимательства

В статье дается понимание социального предпринимательства в России. Раскрываются основные существующие проблемы, препятствующие дальнейшему развитию данного направления. Проводится параллель и анализ текущего развития социального предпринимательства ...

Роль сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса в развитии экономики России

В статье исследуется роль сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса в России, особенности его развития в условиях цифровизации, влияние на экономику страны. Рассмотрена деятельность компаний «Яндекс» и «ЛУКОЙЛ» в сфере образования.

Франчайзинг как форма развития предпринимательской деятельности в России

В статье анализируются проблемы правового регулирования франчайзинга как формы развития предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.

Социальный маркетинг как инструмент решения социально значимых проблем Калининградской области

В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия «социальный маркетинг», сформулированы социальные проблемы Калининградской области и пути их решения с помощью применения элементов социального маркетинга. Объясняется взаимосвязь коммерческ...

Анализ эффективности бизнес-кейса как метода оценки персонала

В статье проанализированы особенности бизнес-кейса как метода оценки персонала. Рассмотрены вопросы развития данного метода в России, его эффективность и причины востребованности у специалистов отделов управления персоналом.

Развитие социального предпринимательства в России: историко-правовые аспекты

В статье рассматривается феномен социального предпринимательства, приводятся несколько трактовок данного понятия, а также анализируется процесс становление данного явления в России как полноценного института. На примере деятельности частных фондов пр...

Франчайзинг как особый вид предпринимательской деятельности

В статье автор рассматривает одну из прогрессивных форм предпринимательской деятельности — франчайзинг. Выделены особенности в сфере франчайзинговых правоотношений в России. Отмечены статистические данные, позволяющие спрогнозировать дальнейшее разви...

Интернет-маркетинг. Основы и преимущества

Статья посвящена изучению особенностей интернет-маркетинга. Автором рассмотрены основные инструменты данной среды деятельности, показаны преимущества интернет-маркетинга.

Государственная поддержка малого бизнеса в Российской Федерации

В статье излагается положение малого предпринимательства на территории Российской Федерации. Выделяются характерные черты данного вида бизнеса. Автор представил систему государственной поддержки малого предпринимательства. В статье выяснены основы за...

Задать вопрос