На сегодняшний день в мире 235 миллионов человек страдают от бронхиальной астмы. Распространенность данного заболевания в разных странах варьирует от 2,7 % до 56 %. Бронхиальная астма в большей степени распространена среди детей. Именно в детском возрасте более 90 % случаев бронхообструктивного синдрома приходиться на бронхиальную астму. В 80–85 % случаев бронхиальная астма начинается в возрасте до 6 лет. У детей раннего возраста отмечаются трудности в диагностике, которые связаны с незрелостью дыхательной и иммунной системы ребенка и гетерогенностью бронхиальной астмы. Наличие данного заболевания в анамнезе существенно влияет на качество жизни, поэтому бронхиальная астма является актуальной темой в педиатрии, серьезной медико-социальной и экономической проблемой общества.
Ключевые слова: бронхиальная астма, качество жизни, тригерры, наследственность.
Today, 235 million people worldwide suffer from bronchial asthma. The prevalence of this disease varies from 2.7 % to 56 % in different countries. Bronchial asthma is more common in children. It is in childhood that more than 90 % of cases of bronchial obstruction syndrome fall on bronchial asthma. In 80–85 % of cases, bronchial asthma begins before the age of 6 years. In young children there are difficulties in diagnosis, which are associated with immaturity of the respiratory and immune systems of the child and heterogeneity of asthma. The presence of this disease in the history significantly affects the quality of life, so bronchial asthma is an important topic in Pediatrics, a serious medical, social and economic problem of society.
Key words: bronchial asthma, quality of life, triggers, heredity.
По современным данным бронхиальную астму определяют, как гетерогенное заболевание, характеризующееся хроническим воспалением дыхательных путей, повторяющимися респираторными симптомами, такими как свистящие хрипы («визинг»), затрудненное дыхание, экспираторная одышка. В 27–33 % случаев бронхиальная астма начинается до 1 года, в 55 % случаев — до 3 лет, в 80–85 % — до 6 лет [5, с.79]. В школьном и подростковом возрасте заболевание дебютирует реже, при этом является наиболее частой причиной госпитализации. В связи с бронхиальной астмой госпитализируется 72 % детей в возрасте до 3 лет, 78 % — от 3 до 8 лет, 90 % — 8–14 лет и 94 % — старше 14 лет. Угрожающие жизни приступы отмечаются именно в подростковом возрасте. В период полового созревания бронхиальная астма прекращается в 30–50 % случаев. Начавшись в детском возрасте, бронхиальная астма продолжается у 40–70 % взрослых пациентов, часто принимая тяжёлое течение [1, с.3]. Кроме того, было выявлено, что в детском возрасте заболевание начинается преимущественно у мальчиков, а в подростковом и взрослом — у девочек, тем самым отмечается влияние пола на развитие заболевания.
Гетерогенность бронхиальной астмы проявляется различными фенотипами заболевания, которые возможно дифференцировать между собой в обычной клинической практике. Фенотипические особенности бронхиальной астмы у детей и различные подходы к лечению были определены в 2008 г. в международном согласительном документе PRACTALL. Были идентифицированы аллерген-индуцированный фенотипы (визинг, опосредованный различными триггерами), вирус-индуцированный (эпизодический визинг) и фенотип физического усилия [5, с.79]. Европейская группа респираторного общества предлагает следующую трактовку фенотипов. Эпизодический, или вирусиндуцированный визинг проявляется отдельными эпизодами визинга, в перерывах между которыми нет симптомов гиперреактивности бронхов. Данный фенотип в большинстве случаев имеет благоприятное течение, чаще всего разрешаясь с течением времени. Эпизодический визинг может видоизмениться в визинг, опосредованный многочисленными триггерами, когда пациент имеет проявления вне периода острой респираторной вирусной инфекции (ОРВИ). Триггерами, усиливающими гиперреактивность бронхов в данном случае, могут выступать табачный дым, аллергены, физическая нагрузка, плач, смех. Диагностируется данный фенотип, если пациент имеет частые эпизоды свистящих хрипов, которые не связаны с ОРВИ, отягощенную наследственность по бронхиальной астме, тяжелые обострения (требующие госпитализации или применения терапии системных глюкокортикостероидов) [6, с.109]. Визинг, опосредованный многочисленными триггерами, имеет худший прогноз, и, ставится диагноз бронхиальной астмы, поскольку в таком случае требуется специфическая противовоспалительная терапия.
Легкие и среднетяжелые формы данного заболевания встречаются среди детей в 70 % случаев. С целью предупреждения развития тяжелой формы бронхиальной астмы и инвалидизации детей необходимо применять своевременно адекватные схемы лечения. Варианты течения бронхиальной астмы зависят от наследственности и факторов окружающей среды, формирующих в итоге фенотипические особенности в зависимости от возраста, сроков дебюта и вариабельности лежащего в основе аллергического воспалительного процесса в бронхах [3, с.76]. Отмечаются трудности в диагностике и лечении данной болезни, которые связаны с незрелостью дыхательной и иммунной систем, трудностями выбора формы доставки лекарственных средств, различной и в нередких случаях непредсказуемой реакцией на лечение, а также с небольшим количеством доказательных рекомендаций по лечению астмы у детей [7, с.7].
Бронхиальная астма имеет выраженную наследственную предрасположенность, которая относится к внутренним факторам риска развития данной патологии. Дети, имеющие родственников первой линии родства с бронхиальной астмой, имеют высокий риск развития клинических проявлений астмы [2, с.19]. Если оба родителя страдают атопией и их клиническая форма идентична, то у ребенка риска развития бронхиальной астмы составляет 75 % (Таблица 1).
Таблица 1
Риск атопии упробанда при достижении им возраста 7 лет взависимости от наличия атопии всемейном анамнезе
Семейный анамнез |
Риск развития атопии (%) |
Нет атопии |
10 |
Один из родителей страдает атопией |
20 |
Сиблинги страдают атопией |
35 |
Оба родителя страдают атопией, но разными вариантами |
42 |
Оба родителя страдают атопией, клиническая форма идентична |
75 |
В результате близнецовых исследований было выявлено, что генетический вклад в развитие бронхиальной астмы оценивается в 30–70 %. Обнаружено, что 64 % детей с астмой являются атопиками, и указывается, что атопическая форма бронхиальной астмы преобладает у детей после семи лет. Неатопическую форму астмы имеют 20–30 % детей и эта форма астмы, как правило, протекает более тяжело [9, с.57].
Кроме внутренних факторов риска развития бронхиальной астмы у детей различают внешние. К факторам, способствующие развитию бронхиальной астмы у предрасположенных к ней детей относятся домашние аллергены (аллергены животных, птиц, тараканов, домашняя пыль, клещи домашней пыли), внешние аллергены (пыльца, грибы), курение (активное и пассивное), респираторные инфекции, чаще вирусного происхождения, прием лекарств и диета. К факторам, вызывающим обострение бронхиальной астмы или способствующим сохранению симптомов относятся триггеры. Чаще всего в роли триггеров выступают домашние и внешние аллергены, респираторные инфекции, поллютанты помещений и внешние воздушные поллютанты (озон, диоксиды серы и азота), чрезмерная физическая и эмоциональная нагрузка, изменения погоды, пищевые добавки.
За последнее десятилетие наблюдается тенденция к развитию более тяжелых форм бронхиальной астмы в детской популяции, а также отмечается частое возникновение жизнеугрожающих состояний и высокий риск инвалидизации детей. Данные обстоятельства существенно влияют на качество жизни детей. Бронхиальная астма ассоциирована с физическими, эмоциональными и социальными ограничениями. Наличие данного заболевания ограничивает участие ребенка в подвижных и спортивных играх со сверстниками, а также во время уроков физической культуры. Для оценки качества жизни пациентов разработаны специальные вопросники, которые учитывают возраст пациента. Одним из таких опросников качества жизни детей с бронхиальной астмой является Pediatric Asthma Quality of Life Questionnaire (PAQLQ), который разработан для детей в возрасте 7–17 лет. Он позволяет оценить основные виды деятельности детей, такие как игры с друзьями, катание на велосипеде. Другой опросник — Childhood Asthma Questionnaires (CAQ) подразделяется на 3 категории детей обозначаемые АВС: A 4–7 лет, B — 8–11лет, С — 12–16 лет.
В 2004 г. в России было проведено самое крупное многоцентровое исследование качества жизни детей с бронхиальной астмой в рамках проекта ИКАР (Исследование качества жизни в России). Целью исследования стало изучение общего и специфического качества жизни у детей, страдающих бронхиальной астмой [8, с.109]. В ходе исследовании были опрошены дети и родители 18 городов России. В результате исследования были получены следующие данные.
Установлено, что легкое течение бронхиальной астмы оказывает незначительное негативное влияние на качество жизни детей и в большей степени обусловлено самим фактом наличия заболевания, а не реальными ограничениями, накладываемыми болезнью на физическое и психосоциальное функционирование ребенка. Среднетяжелая форма характеризуется ограничениями физического функционирования детей и негативно влияет на эмоциональное состояние ребенка и родителей. Психосоциальный статус детей практически не отличается от сверстников, за исключением более низкой самооценки. Тяжелая форма бронхиальной астмы оказывает выраженное негативное влияние на физические и психосоциальные компоненты качества жизни [8, с.109]. При этом наибольшие отклонения зарегистрированы для показателей, характеризующих физический статус ребенка. При оценке качества жизни большинство показателей данных родителями и детьми совпадают.
По инициативе Всероссийского научного общества пульмонологов и Союза педиатров России в 1997г. была разработана первая Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика [4, с.6]. В работе над программой принимали участие ведущие специалисты из различных регионов России. Впервые, благодаря программе, был использован опыт совместной работы терапевтов и педиатров, передовой международный опыт, отраженный в основных положениях совместного доклада ВОЗ и Национального института Сердце, Легкие, Кровь (США). Данная программа стала первым документом, разработанным в отечественной педиатрии, направленным на формирование единой позиции в борьбе с бронхиальной астмой у детей.
Таким образом, бронхиальная астма у детей имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в работе врача-клинициста для постановки своевременного правильного диагноза и назначения адекватной терапии.
Литература:
- Астафьева, Н. Г. Трудности диагностики и лечения бронхиальной астмы у детей первых пяти летжизни // Лечащий врач. — 2011. — № 1. Спец. вып. — С. 3.
- Будчанов Ю. И., Делягин В. М. Генетика бронхиальной астмы //Практическая медицина. — 2010. — №. 45. — С.19.
- Геппе Н. А. Актуальность проблемы бронхиальной астмы у детей //Педиатрия. Журнал им. ГН Сперанского. — 2012. — Т. 91. — №. 3. — С. 76.
- Жаков Я. И. Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика» //Пульмонология. — 1997. — №. 1. — С. 6.
- Мицкевич С. Э. Фенотипы бронхиальной астмы у детей и дифференцированная тактика диагностики и лечения //Вестник Челябинского государственного университета. — 2014. — №. 4 (333). — С. 79.
- Недельская С. Н., Ярцева Д. А. Диагностика бронхиальной астмы у детей раннего возраста: возможности, проблемные вопросы, дифференциальная диагностика //Здоровье ребенка. — 2013. — №. 2 (45). — С. 109.
- Овсянников, Д. Ю. Бронхиальная астма у детей первых пяти лет жизни // Аллергология и иммунология в педиатрии. Клиническая фармакология в педиатрической аллергологии и иммунологии. — 2011. — № 3. — С. 7.
- Тимошина Е. Л., Дугарова С. Б. Качество жизни: актуальность проблемы и характеристика качества жизни детей с бронхиальной астмой //Бюллетень сибирской медицины. — 2009. — Т. 8. — №. 4. — С. 109.
- Титова Н. Д. Роль аллергических реакций различных типов в патогенезе бронхиальной астмы у детей //Иммунопатология, аллергология, инфектология. — 2007. — №. 4. — С. 57.