Ключевые слова: статистические методы, качество продукции, производство, хлеб пшеничный
Одной из важнейших задач производителей хлебобулочных изделий является повышение качества изготавливаемой продукции. На сегодняшний день без использования методов по анализу причин возникновения дефектной продукции и контроля качества в массовом производстве обеспечить выпуск высококачественной продукции практически невозможно. Современные методы контроля качества крайне сложны для практического применения в хлебопекарной промышленности и требуют высокую математическую подготовку участников процесса.
С целью проведения анализа качества продукции и процессов применяются так же методы статистического контроля качества (Statistical Quality Control). Преимуществом статистических методов при производстве хлеба является обеспечение инструментами контроля качества, которые можно понять и эффективно использовать на практике без специальной математической подготовки [2].
Союзом японских инженеров и ученых еще в 1979 году было собрано воедино семь основных наглядных и несложных в практическом использование статистических методов контроля качества, которые представлены на рисунке 1 [3].
Описание и преимущества каждого метода контроля качества представлено в таблице 1.
Таблица 1
Описание ипреимущества инструментов статистического контроля качества
Диаграмма Парето |
Дает возможность визуально представить и выявить основные факторы, оказывающие большее влияние на исследуемую проблему, и распределить усилия для ее оперативного разрешения. |
Диаграмма разброса |
Позволяет наглядно определить вид и взаимосвязь между парами исследуемых параметров |
Гистограмма |
Позволяет визуально оценивать распределенные статистические данные, сгруппированные в зависимости от частоты попадания данных в определенный интервал. |
Контрольный листок |
Инструмент, упрощающий сбор данных и их упорядочения с целью облегчения дальнейшего использования полученных данных. |
Стратификация |
Инструмент, предоставляющий возможность распределить полученные сведения по подгруппам по конкретным признакам. |
Диаграмма Исикавы |
Позволяет определить наиболее существенные факторы, которые влияют на конечный результат. |
Контрольная карта |
Дает возможность отследить ход течения процесса и оказать воздействие на него, предупреждая отклонение от предъявленных норм и требований. |
В хлебопекарной промышленности важным решением по выпуску качественной продукции выступает эффективное выявление дефектной продукции, а также поиск причин ее появления и своевременное применение действий, направленных на ее устранение [5]
Рис. 1. Статистические методы контроля качества
В процессе исследования основных видов брака при производстве хлеба из пшеничной муки в ЗАО «Хлебозавод № 3» установлено, что в первую очередь это внешние дефекты, такие как пузыри и пятна на поверхности хлеба, отслаивание корки, слишком тёмный окрас корки и трещины.
Вследствие анализа дефектов одной выбранной для исследования партии хлеба из пшеничной муки 1 сорта получены данные, которые занесены в контрольный листок регистрации данных, представленный в таблице 2.
Далее использован метод построения диаграммы Парето, которая представляет собой столбчатую диаграмму, наглядно отображающую исследуемые дефекты в порядке убывания их значимости [1].
Таблица 2
Контрольный листок регистрации данных
Наименование документа |
Контрольный листок по видам дефектов |
|
Предприятие: ЗАО «Хлебозавод № 3» Цех: ________№ 1_______ |
Изделие: хлеб из пшеничной муки 1 сорта Контролер__________ |
Кол-во изделий _______ |
Типы дефектов |
Данные контроля |
ИТОГО |
Трещины |
+++++ ++ |
7 |
Пятна на поверхности |
++ |
2 |
Отслаивание корки |
+++++ +++++ +++++ |
15 |
Подгорелая корка |
++++ |
4 |
Всего |
28 |
|
Закон Парето с его знаменитой пропорцией 20/80 в настоящее время применяется, практически, повсюду с разной трактовкой. В частности, применительно к менеджменту качества оно трактуется как «80 % несоответствий и дефектов возникают из-за 20 % причин». А диаграмма Парето является графическим отображением этой трактовки и очень проста в применении [4].
Для ее построения данные контрольного листка систематизированы в данные для диаграммы Парето.
Систематизированные данные для построения диаграммы Парето представлены в таблице 3.
Таблица 3
Данные для построения диаграммы Парето
Тип дефекта |
Число случаев обнаружения дефектов |
Доля каждого типа дефекта,% |
Накопленная сумма долей,% |
Отслаивание корки (А) |
15 |
54 % |
54 % |
Трещины (B) |
7 |
25 % |
79 % |
Пятна на поверхности (C) |
2 |
7 % |
86 % |
Подгорелая корка (D) |
4 |
14 % |
100 % |
Всего |
28 |
100 % |
Используя систематизированные данные, в прямоугольной системе координат построена столбчатая диаграмма, на которой отложены равные отрезки, соответствующие типам дефектов в порядке убывания (рисунок 2).
Рис. 2. Диаграмма Парето
На полученной диаграмме видно, что почти 80 % проблем с качеством приходится на такие дефекты, как «Отслаивание корки (А)» и «Трещины (B)», и лишь чуть более 20 % — на «Пятнана поверхности(C)» и «Подгорелая корка (D)». Причем, самая большая доля у дефекта «Отслаивание корки (А)» (54 %).
Таким образом, применение статистических методов контроля качества хлеба пшеничного в условиях ЗАО «Хлебозавод № 3» г. Ставрополя показало необходимость концентрации усилий в первую очередь на устранении таких дефектов, как отслаивание корки и трещины. Благодаря этому на предприятии уже в скором времени удастся в значительной степени повысить качество хлеба из пшеничной муки 1 сорта.
Литература:
- Лапидус В. А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. М.: ОАО «Типография», 2017. — 432 с.
- Никифоров А. Д. Управление качеством. М.: Лаборатория книги, 2015. — 720 с.
- Павлова А. А. Качество и конкурентоспособность М.: Лаборатория книги, 2010. — 152 с.
- Самсонова М. В. Статистические методы в управлении процессами организации // Методы менеджмента качества, 2015. № 2. С. 50–51.
- Философова Т. Г., Быков В. А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2015. — 295 с.