У всех людей существуют потребности. К примеру, биологические потребности (потребности во сне, в движении), или материальные (потребности в одежде, жилье), или социальные (потребность в общении) и множество других потребностей. Так процесс удовлетворения повседневных потребностей в товарах идет через потребительский рынок. И в потребительском рынке главная роль отведена торговле [1]. И именно торговля и ее первичное звено — магазин (а также палатка, столик или киоск) предоставляют покупателям огромное количество потребительских товаров, которые вырабатываются различными предприятиями, товариществами, кооперативами, обществами и другими предпринимателями-изготовителями продукции.
На сегодняшний день поступает большое количество товаров со всего света в Россию, и не всегда товары поступают с хорошим качеством. И чтобы уберечь покупателей, нужна информация и контроль.
Качество продукции сегодня — один из главных критериев оценки продукции, услуг, работ. Оно определяет уровень жизни каждого человека, а также общества в целом.
Откуда же взялось понятие качество продукции? Еще древние греки, римляне, китайцы и другие цивилизованные народы строили мосты, храмы, дороги, корабли. Некоторые созданные шедевры сохранились и до наших дней. На протяжении веков люди совершенствовали навыки, которые необходимы для производства продуктов питания, снаряжения для воинов, одежды, а также при строительстве жилья для населения. Далее человечество осваивало промышленное производство и новые технологии. Привычными стали постройки железных дорог, пароходов, автомобилей, бытовой техники. И все эти разработки, конечно же, требовали определенного контроля качества [2]. Ведь без контроля качества, постройки не сохранились бы до наших дней.
Итак, что же такое качество? В первую очередь, это материальная основа удовлетворения как производственных, так и личных потребностей людей. Сложность понятия качества предполагает его многоаспектность, то есть понятие качества можно рассматривать с социальных, экономических, технических, социальных и других точек зрения. Другими словами, качество продукции — это множество свойств продукции, которые обуславливают ее пригодность удовлетворять различные потребности в соответствии с назначением. Основными критериями при совершении покупки являются качество товара, его надежность и эксплуатационная безопасность, дизайн. Существует ряд факторов, которые влияют на качество продукции. Например, такие группы факторов как организационные факторы (обеспеченность материалами, сырьем; планомерность и ритмичность работы), так же экономические факторы (величина заработной платы; удержание за брак; формы оплаты труда), технические факторы (состояние технической документации; качество средств измерений и контроля) и социальные факторы (организация учебы; взаимоотношения в коллективе). [3].
Качество продукции является одним из важнейших показателей деятельности предприятия.
Контроль качества продукции играет большую роль в управлении организации. Он обеспечивает хорошее качество выпускаемой продукции, следовательно, является важным методом достижения поставленных целей. Основная задача контроля качества является не допустить появления брака и других несоответствий продукции. Контроль является неотъемлемой частью процесса управления любым объектом, а также в том числе качеством продовольственных и непродовольственных товаров.
Контроль качество продукции в современном рынке — это важнейшая задача всех субъектов торговли и производства, так как качественный товар главным образом влияет на лояльность покупателей и завоевания их доверия.
Далее хотелось бы сказать о совокупности критериев качества товаров и услуг. Именно эта совокупность обеспечивает способность удовлетворять потребности людей. Совокупность критериев включает в себя: доступность (если простыми словами, то товар или услуга доступна, если ее легко получить в удобное время, в удобном месте, без ожидания), доверительность (у клиентов должно сложиться убеждение, что на организацию, которая оказывает услугу, и сотрудников организации можно положиться, так как они стараются и стремятся удовлетворять запросы клиентов), так же коммуникативность (то есть это такая способность обеспечить такое выполнение услуги, исключающее недопонимание между персоналом организации, которые предоставляют услугу, и клиентами), надежность (это такая способность персонала предоставить услугу, которую они обещали, в соответствии с установленными характеристиками) и отзывчивость (сотрудники должны помочь клиенту и творчески подходить к решению проблем, а так же удовлетворению запросов клиентов) [4].
На сегодняшний день при таком обилие товаров и услуг, а также жесточайшей конкуренции, качество товаров и услуг стало неотъемлемым условием. Так же стоит отметить, что главным и основными условием обеспечения конкурентоспособности предприятия является качество выпускаемой продукции. Специалисты по управлению считают, что конкурентоспособность продукции зависит на семьдесят процентов от ее качества. В современной конкурентной борьбе выживет только тот, кто обеспечит именно высокое качество товара или услуги по низкой цене. Предприятия любой формы собственности, которые не уделяют внимания вопросам качества, просто будут разорены. Добиться высокого качества можно лишь совместными усилиями всего коллектива, а также хорошо продуманной и организованной системой управления качеством.
Литература:
- Всеобщее управление качеством: учебник для вузов /О. П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю. В, Зорин; Под ред. О. П. Глудкина. — М.:Радио и связь, 1999. — 600с.
- Салимова Т. А. Управление качеством: учебник/ Т. А. Салимова. — 6-е изд.- М.: Омега — Л, 2013.- 376с.
- Басовский Л. Е. Управление качеством: учебник / Л. Е. Басовский, В.Б. Протасьев.- 2-е изд.- М.: ИНФРА-М, 2011.- 253с.
- Мазур И. И., Шапиро В. Д. Управление качеством: учебное пособие для студентов вузов. — М.: Изд-во Омега-Л, 2006г. — 400с.