Что такое качество | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кертиев, К. А. Что такое качество / К. А. Кертиев, Б. М. Мыратгелдиев, Ш. Х. Амансейидов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 254-256. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95716/ (дата обращения: 19.10.2024).



Под качеством продукции понимается совокупность ее потребительских свойств. Каждый производимый продукт обладает теми или иными полезными свойствами, позволяет удовлетворить ка кую-либо из многочисленных потребностей людей. Однако степень полезности продукта, соответствия вещи ее назначению может быть разной. Это и отражается в показателях качества.

В качестве продукции находит свое конечное выражение качество работы конструкторов и технологов, рабочих и колхозников, работников всех подразделений объединения и предприятия, колхоза и совхоза. На качество влияет все уровень проектного решения и техника, используемые материалы и организация труда. Но у истоков каждого из этих факторов стоят конкретные исполнители. Следовательно, в конечном счете все зависит от добросовестности людей, качества их работы. Высокое качество несовместимо с небрежностью, расхлябанностью, нерадивым отношением к делу. С ростом масштабов производства повышаются и требования, предъявляемые обществом к качеству продукции. Когда товаров было мало, требования к их качеству, естественно, были меньшими. Иное дело теперь, когда экономика становится все более развитой и когда у потребителей увеличиваются возможности выбора. Естественно, что потребители все шире пользуются этими возможностями, диктуя тем самым производству необходимость улучшения ассортимента и качества выпускаемой продукции. В том же направлении действует ускоряющийся научно-технический прогресс. Он непрерывно рождает новые высококачественные изделия и в то же время для реализации новых научных идей нуждается в новых орудиях и предметах труда, значительно превосходящих по качеству изготовляемые раньше. Обеспечение высокого качества, систематическое его повышение обязательное требование развития экономики, роста эффективности общественного производства. Улучшение качества продукции позволяет обществу полнее удовлетворять запросы людей, повышает конкурентоспособность товаров на внешних рынках, обеспечивает значительную экономию общественного труда. Повышение качества сырья, материалов, топлива выражается в том, например, что растет процентное содержание металла в обогащенной руде, со держание действующего вещества в минеральных удобрениях, снижается зольность угля, повышается содержание белка в зерне, жира в молоке, масла в семенах подсолнечника, крахмала в картофеле, сахаристость свеклы, увеличивается выход волокна из тонны хлопка, льна, шерсти и т. п. Во всех этих случаях повышение качества равнозначно, по сути дела, росту объемов производства. При этом повышение качества предметов труда путем уменьшения в них доли будущих отходов снижает в расчете на единицу полезного вещества транспортные расходы, затраты труда и средств на их переработку в готовую продукцию. Повышение качества машин, оборудования, приборов, транспортных средств также равнозначно увеличению их выпуска и позволяет выработать больше продукции с меньшим числом рабочих. Например, современный станок с программным управлением заменяет десяток обычных станков устаревшей конструкции большегрузным автомобилем, как и обычным, управляет один человек, а перевозит он грузов в несколько раз больше. Высокое качество продукции зачастую требует дополнительных затрат на ее производство. В одних случаях это связано с большим расходом материала, в других — с применением более дорогих видов сырья. материалов или полуфабрикатов, в третьих — с затратами более сложного, а, следовательно, и выше оплачиваемого труда. Обществу часто выгоднее вложить дополнительные средства в улучшение качества продукции, сэкономив при этом на эксплуатационных расходах. В то же время нужен строгий экономический расчет эффективности мероприятий, направленных на повышение качества продукции. Высокое качество не должно достигаться любой ценой. В расчете на единицу полезного эффекта, т. е. на единицу мощности, производительности и т. п., новая, более качественная продукция должна быть не дороже, а дешевле продукции, вы пускавшейся ранее. Только в этом случае она будет выгодна потребителям и народному хозяйству. Большое народнохозяйственное значение имеет также повышение качества потребительских товаров. Оно позволяет полнее и разностороннее удовлетворять растущие потребности советских людей, способствует росту благосостояния народа. Товары высокого качества население охотно покупает. Товары же низкого качества зачастую подолгу не могут найти покупателя, требуют больше средств на хранение и дополнительные перевозки, нередко подвергаются уценке. Низкое качество сплошь и рядом равнозначно потере продукции, что наносит ущерб и предприятию, и государству, и потребителям.

Показатели качества продукции. Для оценки качества продукции, ее технико-эксплуатационных свойств применяется ряд показателей. Они различаются в зависимости от характера и назначения продукции. Для сырья, например, это в первую очередь содержание полезных веществ. Для материалов применяются, и так не сугубо специфические показатели, как прочность, окраска, усадка ткани. Для машин главными технико — эксплуатационными показателями являются мощность. Производительность, точность, грузоподъемность, для предметов потребления — содержание сахара или жира в пищевых продуктах, полезная емкость холодильника, точность хода часов и т. п.

Для оценки качества продукции длительного пользования применяются показатели надежности и долговечности. Долговечность изделия — это срок его службы до капитального ремонта или полного износа. Она измеряется временем или количеством работы (например, моторесурс двигателя, ходимость шин в километрах пробега). Так, повышение ходимости шин на 10 % равнозначно выпуску 6 млн. шин в год, что достаточно, чтобы полностью удовлетворить потребности в них народного хозяйства и населения.

Под надежностью изделия понимается способность его к безотказной в нормальных условиях работе с полным сохранением эксплуатационных свойств. Подсчитано, что повышение надежности металлорежущих станков до уровня лучших мировых образцов равнозначно уменьшению потребности в них на 16 %. Кузнечнопрессовых машин на 26, грузовых автомобилей на 8 %. Таким образом, увеличение надежности и долговечности продукции также равносильно росту производства изделий. Чем дольше могут служить, например, электролампы, двигатели, приборы и другие изделия. тем относительно меньше требуется их производить для замены износившихся. Кроме того, повышение надежности машин, оборудования, приборов, зданий и сооружений позволяет уменьшить затраты, связанные с их ремонтом, сократить простои техники. Важно добиваться снижения затрат на единицу полезного эффекта изделия, например, массы грузового автомобиля на тонну грузоподъемности, расхода металла и энергии на литр емкости холодильника. Все большее значение при оценке качества продукции приобретают эстетические показатели соответствие внешнего вида изделия современному стилю и моде, гармоничность, внешняя отделка, цветовые решения, комфортабельность. Эстетические показатели играют все большую роль при оценке качества не только потребительских товаров, но и машин, инструментов, приборов, зданий и сооружений. Широкое и правильное применение принципов производственной эстетики является неотъемлемым элементом научной организации труда, положительно воздействует на работников, способствует повышению производительности их труда. В отдельных отраслях, главным образом в легкой и пищевой промышленности, для характеристики качества используется также показатель сортности. Продукция делится по сортам в зависимости от внешней отделки, прочности, вкусовых качеств и других свойств. Различаются по сортам и отдельные виды продукции сельского хозяйства. В строительстве принятые этапы работ и готовые объекты оцениваются по трехбалльной системе, т. е. на удовлетворительно», «хорошо» и «от лично». Многие виды продукции различаются по классности. К примеру, станки различаются по точности обработки, экскаваторы — по емкости ковша, телевизоры по величине экрана. Различаются по классности виды одежды и обуви (домашняя, повседневная, модельная) и многие другие изделия. С развитием науки и техники, ростом потребностей общества и платежеспособного спроса населения появляются новые виды продукции более высокой, чем прежде, классности, например, робототехника, электроника, индивидуальные компьютеры, стереомагнитофоны и т. д. В то же время снимается с производства продукция низшего класса, уже не удовлетворяющая потребителей.

Систематическое улучшение продукции даже при неизменной ее классности имеет большое значение. В частности, станки, приборы, инструменты могут в зависимости от их назначения иметь разный класс точности, но все они должны отвечать современным требованиям технической эстетики, быть удобными и без отказными в работе. Холодильник даже низшего класса, т. е. с малой емкостью, должен работать безотказно и экономично; обувь, одежда, мебель любого класса должны быть красивыми и удобными. Важно правильно определять с учетом растущих потребностей и спроса населения требования к самым различным видам продукции, научиться планомерно управлять ее качеством.

Литература:

  1. Медведева С. А. Основы технической подготовки производства / Учебное пособие. — СПб: СПбГУ ИТМО, 2010. — 69 с
  2. Основные принципы структурного построения АСУП [Электронный ресурс] URL: https://chem21.info/page/143010147176020246054164165083229251096072250153/
  3. Студопедия: Проектно-конструкционная подготовка производства [Электронный ресурс] URL: https://studopedia.su/7_52910_proektno-konstruktorskaya-podgotovka-proizvodstva-pkpp.html
  4. Языки программирования: Пакеты прикладных программ [Электронный ресурс] URL: http://www.maksakov-sa.ru/ProgrProd/klasProgProd/PaketProgrObes/index.html
  5. ТЭП: Технико-экономическое планирование [Электронный ресурс] URL: http://de.ifmo.ru/bk_netra/page.php?tutindex=3&index=126
  6. Основы бухгалтерского учета: учеб. Пособие / А. А. Голдина, Ю. В. Малахова, Е. А. Фатеева. — Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. — 144 с.
Основные термины (генерируются автоматически): высокое качество, качество, качество продукции, оценка качества продукции, вид продукции, внешняя отделка, народное хозяйство, повышение качества, потребитель, улучшение качества продукции.


Задать вопрос