Начало XXI века обусловлено усилением внимания к вопросам развития экономики, повышение качества жизни населения. В современных условиях глобализации рынков вопросам качества придается особенное значение. Все больше можно встретить людей, которые недовольны качеством продукции или тем, как их обслужили. Также людей не устраивают условия труда, в которых они работают. Человечество обеспокоено качеством окружающей среды, качеством условий жизни и совершенно недовольны качеством работы государственных учреждений. Можно заметить, что сейчас везде употребляется слово «качество». В современном мире от качества зависят абсолютно все аспекты жизни людей. Именно вопросам качества посвящена данная статья.
Воздействие инновационных технологий на человечество постоянно усиливается. И прежде всего это информационные технологии. В данных условиях уровень качества предоставляемых товаров и услуг, становится очевидным немедленно, а не как это было 20–30 назад, спустя месяцы и даже годы. Ранее инновационные товары были способны приносить прибыль для своих производителей на протяжении нескольких лет, теперь же они постоянно заменяются новыми. То есть изделия, которые уникальны сегодня, уже через малый промежуток времени становятся устаревшими и даже превращаются в обыденные потребительские товары.
У людей, которые жили в 20 веке, главным средством связи было радио, а основным транспортным средством — лошади. Развитие технологий позволило людям, встретившим XXI век пользоваться сотовыми телефонами и летать самолетами. Технологические прорывы, которые произошли в прошлом веке, стали основой для кардинальных изменений в инфраструктуре и образе жизни в XXI веке. В это время неотъемлемой частью товаров и услуг, поставляемых потребителю, становится качество.
Чтобы понять, как обеспечивается качество продукции в XXI веке, необходимо дать определение понятию “качество” и выделить основные показатели качества. В международном стандарте ISO 8402 даётся следующее определение термину «качество». Качество — это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности».
Также существуют определенные свойства качества. Свойством качества принято называть способность продукции, которая проявляется при ее жизненном цикле (проектирование, эксплуатация, потребление). Количественные свойства продукции выражаются с помощью определенный показателей качества.
В свою очередь, показатели качества принято делить на:
– функциональные;
– ресурсосберегающие;
– природоохранные.
Функциональные показатели качества выражают потребительские свойства изделия:
– технический эффект. К нему относится производительность, мощность, скорость;
– надежность;
– эргономичность. Соответствие гигиеническим, физиологическим, психологическим требованиям;
– эстетичность.
Ресурсосберегающие показатели включают в себя:
– технологические (ресурсоемкость при изготовлении продукции: расход сырья и материалов, энергоемкость, трудоемкость);
– ресурсоемкость рабочего процесса (потребление ресурсов при эксплуатации).
К природоохранным относят показатели экологичности и безопасности.
Каждый вид продукции в процессе его продажи получает свой определенный уровень качества. Уровень качества — это относительная качественная характеристика, основанная на сравнении совокупности показателей качества рассматриваемого изделия с совокупностью базовых показателей (аналогов, перспективных образцов, стандартов, опережающих стандартов). Уровни качества представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровни качества
Недостаточный уровень качества продукции влечет за собой следующие негативные последствия.
- Экономические:
– потеря материальных и трудовых ресурсов. которые расходуются на изготовление, транспортировку и эксплуатацию продукции;
– доп. затраты на ремонт изделий.
- Социальные:
– дефицит национальной продукции, так как люди начинают покупать товары за рубежом;
– падение престижа продукции, производимой на отечественных предприятиях;
– недостаточное удовлетворение потребностей населения.
- Экологические:
– дополнительные затраты на очистку воздушных, водных территорий, а также земельных ресурсов;
Принципы и методы обеспечения качества все шире начинают применяться при внедрении инновационных технологий в медицину, здравоохранение, образование и деятельность государственных служб.
Однако наиболее глобальные изменения в области качества происходят в частном бизнесе и производстве. В самых успешных компаниях ориентированность на обеспечение продукции и услуг качеством является фундаментом для построения стратегии обеспечения конкурентоспособности на рынке.
При современном устройстве рынка качество является главным фактором эффективной работы компании.
Каждой компании, чтобы выжить на рынке товаров и услуг, следует исследовать потребности рынка, спрос на производимые товары, цены на альтернативную продукцию, а также узнать потребительские и покупательские предпочтения. Качество товаров и услуг неразрывно связано с еще одним понятием — это уровень конкурентоспособности.
На современном рынке, при отсутствии хорошего качества товар или услуга теряет свою потребительскую ценность, то есть становится неконкурентным и вследствии чего отверергается клиентом. Фирма, которая при выпуске продукции не предлагает должность качества заранее обречена на поражение в конкурентной борьбе.
Каждому виду товаров и услуг присущи свои определенные качества, которые характеризуют их качество. Для токарного станка важнейшим показателем является точность и производительность, для услуг салона красоты — это то, насколько точно будут выполнены пожелания клиента. Повышение качества товаров и услуг позволяет повысить объем производства. И при этом необходимость строить новые заводы, открывать филиалы фирм, а также увеличивать расходы на сырье и материалы полностью отсутствует.
Чтобы управлять качеством продукции для начала необходимо правильно ее оценить. В стандартах содержатся общепринятые критерии оценки качества. В них устанавливаются и регламентируются наиболее эффективные показатели качества любых видов изделий. Например, экономические или технические показатели.
Сам процесс формирования качества продукции достаточно сложный. Качество должно быть заложено еще на этапах создания этой продукции:
– во время научных исследований;
– в процессе проектирования;
– а также непосредственно во время производства этой продукции.
Также качество зависит от поставляемого сырья и материала, НТП(научно-технического процесса), хранения, транспортировки, эксплуатации и ремонта.
В большинстве случаев недостаточное качество продукции/услуг в России обусловлено тем, что еще буквально 30 лет назад от производителей не требовалось никакого качества. Конкуренция товаров полностью отсутствовала, люди были вынуждены покупать то, что уже есть на рынке. Им не предлагалась свобода выбора.
Потребность в улучшении качества началось с тех, кто имел возможность преодолевать “железный занавес”, т. е. выезжать за границу. Эти люди рассказывали всем о высоком качестве продукции и услуг в далеких зарубежных странах. А как только Советский Союз распался, количество туристов возросло в несколько раз. Возвращаясь, все жители нашей страны выражали свое недовольство по поводу уровня качества товаров и услуг в России.
Сейчас руководство компаний продолжает уделять активное внимание технической стороне обеспечения качества, но несмотря на это они стремятся обеспечивать соответствие уровня качества продукции и услуг постоянно растущим требованиям потребителей. Требовательность потребителя в XXI веке обуславливает необходимость постоянного и непрерывного внесения изменений в деятельность предприятий и компаний, а также их постоянное совершенствование.
Однако, проблема качества сегодня, становится межотраслевой, и даже общегосударственной проблемой. Ведь сегодня, предприятия не сами изготавливают все необходимые им материалы, а получают их из других предприятий. Для решения этой проблемы в нашей стране введена государственная аттестация качества продукции. Государственный знак качества присваивается лишь лучшим товарам и услугам, которые прошли тщательную проверку условий производства на предприятии и получили высокую оценку выпускаемой продукции.
Потребитель, который приобретает товар под знаком качества, может быть полностью уверен в его надежности и долговечности, ведь качество таких товаров полностью гарантируется государством. Данная аттестация товаров выгодна как потребителям, так и производителям продукции. Ведь такая продукция будет пользоваться большим спросом, тем самым будут приносить больше прибыли для предприятия.
Подводя итоги хотелось бы выделить следующее:
Важным фактором деятельности компаний в условиях рыночной экономики является качество выпускаемой продукции. Оно позволяет расширить сегменты рынка, способствует процветанию предприятия, а самое главное максимизации прибыли.
Опыт зарубежных компаний показывает, что работы по повышению качества, производимой продукции, необходимо проводить системно. То есть данные работы должны охватывать весь жизненный цикл товара — от проектирования до утилизации.
Основой управления качеством товаров и услуг является стандартизация. Стандартизация представляется нормативно-техническую базу, которая определяет основные требования к продукции.
В конечном итоге уровень качества определяется с помощью сертификации. Она означает испытание товаров, а также выдачу сертификата соответствия.
Каждая компания, целью которой является максимизации прибыли, должна всерьез задуматься о качестве продукции или услуг, которые она предоставляет. Главное правило такой компании звучит так: «Клиент должен быть доволен!».
Литература:
- Тито Конти: “Качество в XXI веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития”
- Леонович Д. С., Егорова М. С. Теоретические аспекты понятия качества продукции и ценообразования. Особенности оценки качества для научно-технической продукции // Молодой ученый. — 2015. — № 11.4. — С. 149–152. — URL https://moluch.ru/archive/91/19907/
- Административно-управленческий портал http://www.aup.ru/books/m83/17.htm
- Электронно-библиотечная система “Znanium.com” http://znanium.com/