Методические находки на пути перехода к новым образовательным стандартам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (240) январь 2019 г.

Дата публикации: 13.01.2019

Статья просмотрена: 156 раз

Библиографическое описание:

Седова, Н. В. Методические находки на пути перехода к новым образовательным стандартам / Н. В. Седова, М. В. Шпакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 374-377. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55553/ (дата обращения: 17.12.2024).



Готовность образовательного учреждения к введению ФГОС среднего общего образования определяется рядом показателей, одним из важнейших является: кадровое обеспечение введения ФГОС СОО. От укомплектованности штата педагогическими работниками, соответствия квалификации педагогов квалификационным характеристикам, наличия квалификационных категорий, повышения квалификации по вопросам ФГОС зависит успешность и эффективность введения и реализации ФГОС СОО.

В образовательной организации должны быть созданы условия для оказания постоянной научно-теоретической, методической и информационной поддержки педагогических работников по вопросам реализации образовательной программы среднего общего образования.

Опыт экспериментальной, инновационной работы, опыт по подготовке педагогов к реализации ФГОС НОО и ООО, анализ и оценка результатов реализации федеральных стандартов начального и основного общего образования позволил определить основную миссию методической работы — это создание модели «школы как учащейся организации».

Определены компоненты такой модели:

‒ Педагогическая философия качества образования;

‒ Самооценка и самоанализ деятельности;

‒ Внешняя оценка для системного анализа работы школы;

‒ Индивидуальное профессиональное развитие педагогов;

‒ Регулярное и системное управление качеством образования.

Компонент педагогическая философия — это те осознанные и принятые педагогическим коллективом идеи развития. На протяжении ряда лет шла подготовка к введению и реализации стандартов второго поколения.

В 2008 году школа стала победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование», в 2015 году — победителем районного конкурса инновационных продуктов, участником городского конкурса инновационных продуктов.

Компонент самооценка и самоанализ связан с пониманием того, что качество может возникнуть только тогда, когда школа регулярно исследует все стороны своей работы. В лицее существует и реализуется программа внутреннего мониторинга качества образования. Именно анализ итогов реализации ФГОС НОО и ООО позволил определить сильные и слабые стороны программы коррекционной работы, программы внеурочной деятельности. В настоящее время идет разработка программы воспитания и социализации обучающихся при получении среднего образования.

Компонент внешняя оценка — это понимание того, что внутренней оценки недостаточно для эффективного управления процессом развития. Кроме анализа внешних проверочных работ по оценке результатов обучения, школа имеет и реализует программу оценки качества образования участниками образовательных отношений.

Компонент индивидуальное профессиональное развитие педагогов — это понимание того, что основой для достижения успешного перехода на образовательные стандарты второго поколения является подготовка педагогического коллектива к переходу на новые стандарты, создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков педагогов.

На начальном этапе подготовки к введению ФГОС СОО важны знания требований стандарта к образовательной программе, к результатам ее освоения, к условиям ее реализации.

Кроме курсовой подготовки, которую прошли все педагоги, работающие в средней школе, было организовано внутришкольное обучение по темам:

‒ Дидактика современного урока;

‒ Понятие «компетентность» — ключевое понятие для современного образования;

‒ Профессиональный стандарт. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательной программы;

‒ Новое понимание учебного процесса и ответственность педагога за результат;

‒ Универсальные учебные действия при получении среднего образования:

‒ Новый образовательный результат и его оценка.

Эти программы внутришкольного обучения разрабатывались методическим советом школы совместно с научным руководителем на основе анализа образовательных потребностей педагогов. Разнообразны и формы проведения занятий: лекции для знакомства с теоретическими основами вопросов, круглые столы для согласования взглядов по актуальным проблемам образования, открытые мероприятия, семинары для диссеминация педагогического опыта.

Приоритетом старшей школы является обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации, что безусловно требует высокой профессиональной компетентности педагогов не только в своей предметной области. Задача учителя старшей школы заключается в формировании общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира.

Для подготовки учителей к решению этой задачи были разработаны и проведены проблемные педагогические советы:

 Новая концепция математического образования;

‒ Естественно-научное образование. Проблемы интеграции содержания;

‒ Гуманитарное образование. Вопросы развития устной речи учащихся;

‒ Реализация современной модели исторического образования;

‒ Ресурсы современного урока иностранного языка.

Несмотря на предметное содержание, на этих педагогических советах обсуждались и вопросы формирования общей культуры учащихся, решения воспитательных и развивающих задач общего образования, направленности образовательного процесса на обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности.

Лицей реализует основную образовательную программу среднего общего образования, обеспечивающую дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам естественно-научного профиля, однако в старшей школе нередко учащиеся меняют свои планы дальнейшего образования, а поэтому важным представляется и подготовка педагогов к реализации программ элективных учебных предметов, содержание которых отвечает образовательным потребностям старшеклассников. Для этой подготовки педагоги, работающие в старшей школе, самостоятельно изучают имеющийся банк элективных учебных предметов, программы учебных курсов, обеспеченные пособиями и учебно-методическими материалами, на методическом совете представляют рабочую программу и план самообразования. Ежегодно проходит презентация программ элективных предметов на классных и родительских собраниях.

Нужно признать, что сегодня много центров образования, институтов повышения квалификации, семинаров, форумов, вебинаров, которые предлагают дистанционные программы повышения квалификации. Методическая служба школы рекомендует этот вид повышения квалификации, с последующим отчетом на методическом совете, заседаниях методических объединений. Это эффективная форма обмена знаниями по актуальным вопросам современного образования.

Компонент регулярное и системное управление качеством образования –это прежде всего внимание и поддержка развития образовательного учреждения со стороны администрации. Ярким показателем такого внимания является стабильный, интересный, готовый к решению задач развития педагогический коллектив.

Таким образом, в условиях подготовки к введению ФГОС СОО методическая работа в лицее приобретает особое значение — минимизация проблем на пути реализации новых образовательных стандартов, обеспечение педагогов методическими знаниями и методическими материалами,

Цель методической работы: повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и компетентности педагогов. И для достижения этой цели первоочередными задачами являются следующие:

‒ определение затруднений, потребностей и образовательных запросов учителей;

‒ обеспечение каждого учителя необходимыми информационными и научно-методическими ресурсами;

‒ создание мотивационных условий, благоприятных для профессионального развития и решения задач перехода на новые образовательные стандарты;

‒ организация работы проектных (проблемных) групп для решения новых задач профессиональной деятельности;

‒ обеспечение реализации индивидуальных программ профессионального роста каждого педагога, включая самообразование и обучение непосредственно на рабочем месте;

‒ выявление, анализ и обеспечение тиражирование наиболее ценного опыта работы учителей по реализации новых образовательных целей в условиях внедрения стандартов;

‒ обеспечения непрерывного профессионального развития личности педагога;

‒ обеспечение повышения квалификации педагогов, привлекая различные формы повышения квалификации, включая внутрифирменное обучение.

Анализ и обобщение проблем методической деятельности лицея в условиях реализации ФГОС позволяет выделить ряд продуктивных идей:

‒ личностно-ориентированную стратегию в организации методической деятельности в лицее;

‒ приоритет дифференцированного подхода к ее организации;

‒ опору на активность, инициативность и развитие мотивации самого педагога-участника процесса методического обеспечения деятельности педагогического коллектива;

‒ важность обобщения и распространения передового педагогического опыта; необходимость привлечения к повышению квалификации и методической работе педагогов-новаторов, квалифицированных методических работников.

Кроме этого, существенное значение имеют принципы организации методической работы в процессе перехода на новые образовательные стандарты.

Затруднения на пути успешной реализации ФГОС:

1. Организация мониторинга личностных образовательных результатов обучающихся,

2. Обеспечение непосредственного вовлечения родителей в образовательный процесс, создание образовательных проектов совместно с семьей,

Литература:

  1. Закон РФ от 20 декабря 2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с пунктом 6 части 1 статьи 6)
  2. Постановление от 24 февраля 2009 г. N 142 об утверждении правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов правительство Российской Федерации
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «26» ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373
  4. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения. //Педагогика.-М.: 2009 — № 4. — С18–22.
  5. Василевская Е. В. Методическая работа в системе образования: состояние, тенденции, проблемы — М.: АПКиПРО, 2008. — 180 с.
  6. Кузнецова А. Г. Создание и реализация уровневой модели повышения квалификации, ориентированной на обеспечение готовности педагогических и руководящих работников системы образования. //Вестник образования. — 2011.- № 11.- С.71–78.
  7. Костюченко Л. А. Роль методической службы в организации инновационной деятельности образовательных учреждений // Методист, 2008, № 2, с. 26
  8. Сабельникова С. И. Подготовка педагогического коллектива к работе по новому стандарту. //Управление начальной школой. — 2011. — № 1.- С.7–10.- (Новый образовательный стандарт в действии).
  9. Терентьева С. Т. Новые образовательные стандарты как инструмент развития образования. // Вестник образования. — 2011.- № 11.- С.29–32.
  10. Загвоздкин В. К. Теория и практика применения стандартов в образовании. // Москва, ООО «НИИ школьных технологий», 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): методическая работа, общее образование, старшая школа, образовательный процесс, педагогический коллектив, внешняя оценка, индивидуальное профессиональное развитие, методический совет, образовательная программа, образовательное учреждение.


Задать вопрос