Влияние профессиональной адаптации на текучесть кадров в сфере ритейла | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (240) январь 2019 г.

Дата публикации: 14.01.2019

Статья просмотрена: 607 раз

Библиографическое описание:

Чудакова, Ю. Ю. Влияние профессиональной адаптации на текучесть кадров в сфере ритейла / Ю. Ю. Чудакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 293-295. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55450/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена проблеме текучести персонала в сфере ритейла и управлению персоналом через построенную систему профессиональной адаптации. Приведены примеры исследований американских и российских специалистов в сфере HR. Показано, что основная причина увольнений — это отсутствие карьерного роста, не соответствие обязанностей профессиональным ожиданиям. Не налаженный процесс введения сотрудника в должность приводит к низкому росту производительности персонала, а значит к большой текучести и росту расходов компании.

Ключевые слова: торговый персонал, профессиональная адаптация, текучесть, причины увольнения, профессиональные навыки

Сегодня торговля занимает доминирующее положение в производственной сфере. В рамках данного соотношения функционирует современный имидж и восприятие торговли. Следует уточнить, что напрямую сфера торговли позиционирована не только широким спектром товаров и услуг, но и персоналом, непосредственно осуществляющим локализованные операции. Именно эта составляющая торговых организаций является самым проблематичным звеном хозяйствования, что отражает специфику функционирования рынков труда, товаров и услуг, а последние данные показывают, что число занятых в сфере ритейла составляет более 15 %. Негативная динамика торговых кадров характеризуется следующими факторами:

1) снижение образовательного уровня персонала;

2) снижение профессионального уровня персонала;

3) низкая мотивация и самомотивация персонала.

В совокупности факторы приводят к дефициту лиц, обладающих необходимой квалификацией, личностными особенностями, профессиональными навыками и опытом работы в торговой сфере. Тем самым развитие торговли не может быть обеспечено необходимым для этого персоналом. Результативным выходом из сложившейся ситуации является самостоятельное формирование, «выращивание» персонала в рамках конкретной организации. Именно актуализация данного направления является наиболее проблематичным для российской действительности.

Следует отметить, что розничная торговля — сегмент рынка труда с самым высоким уровнем текучести. Это обусловлено тем, что вакантные должности не требуют высокой квалификации от кандидатов, а более 60 % сотрудников, пришедших в ритейл, работают не по специальности.

В следствие данной проблемы значимую роль играет адаптация нового сотрудника в компании, т. к. согласно исследованиям Headhunter 2013-го и 2018-го годов около 46 % сотрудников задумываются о смене работы в первые полгода работы [10 -11]. Как показывают последние обзоры, публикуемые на различных работных сайтах, основная причина увольнений — это отсутствие карьерного роста, не соответствие профессиональным ожиданиям, отсутствие перспектив в карьерном развитии: работа становится скучной, а ежедневные задачи воспринимаются как рутина. В статье «Увольнение после трудоустройства» говорится о том, что временной интервал, в который работник начинает задумываться о смене места работы, отнюдь не всегда совпадает с фактическим уходом. Большинство тех, кто задумался об увольнении в первые дни на новой работе, покинули компанию только через несколько месяцев (20 %) или даже год-полтора (21 %) [14]. Каждый третий из тех, кого посетили первые мысли об уходе через несколько недель после трудоустройства, фактически ушел лишь через несколько месяцев. А это дает для работодателей и HR-менеджеров возможность сохранить кандидата у себя, вырастив из него профессионала с необходимыми навыками.

Андрей Кривенко, основатель российской сети супермаркетов «Вкусвилл», когда только начинал строить свою сеть, изучил практику российских ритейлеров и решил найти свой рецепт эффективности торгового персонала. В интервью «Ведомостям» он рассказывал, что предпочитает брать людей, которые никогда не работали в торговле, — бывших учителей, медиков, воспитателей детского сада. Они принципиально отличаются от прожженных торгашей. Вторым важным параметром стало отношение потенциальных продавцов к своим клиентам. Это та компетенция, которая становится определяющей при отборе кандидата — навыкам продаж в этой компании обучают с нуля.

Профессиональная адаптация, т. е. приспособление к стандартам и технологиям выполнения должностных обязанностей, или «вхождение в должность» — это наиболее важный уровень адаптации, так как он оказывает целевое воздействие на конечную эффективность трудовой деятельности сотрудника.

Мониторинг рынка труда в сфере торговли таких позиций как продавец, менеджер по продажам показывает, что условия труда, график работы и уровень заработной платы схожи в различных организациях, то критерием выбора компании, не считая территориального положения, становятся должностные обязанности (объем работы, соответственно) сотрудника и механизм его выполнения, зоны ответственности и система мотивации. Кандидаты отдают приоритет организациям, кадровая политика которых предполагает вложение средств и усилий в сотрудника как в специалиста, чей вклад в развитие компании заметен и может быть оценен и поощрен.

На проблему удержания персонала направлено новое исследование, которое провели четыре профессора маркетинга под руководством Вишванатана Кумара из Университета штата Джорджия. [7] Ученые проанализировали данные за два года одной компании — продавца электроники и софта, и разработали первую количественную модель для прогнозирования вероятности ухода каждого продавца. Авторы предположили, что высокоэффективные продавцы менее склонны задумываться о смене работы, так как их хорошие показатели, во-первых, служат гарантией того, что их не уволят, во-вторых, увеличивают объем вознаграждения и, в-третьих, придают уверенность в своих силах. Этот прогноз подтвердился. С точки зрения выполнения плана продаж исследование показало распределение в виде колокола: лучшие продавцы увольнялись реже, чем средние (руководители старались, чтобы сильные сотрудники были довольны), но точно так же не стремились расставаться с компанией и самые слабые продавцы (их скромные результаты ограничивали возможности найти другую работу). Исследователи пришли к выводу, что с наибольшей вероятностью работу меняют середнячки, чей уход тоже негативно сказывается на продажах, ведь это самая значительная часть торгового персонала. Неожиданно огромным оказался эффект коллег: он сильнее всего влиял на вероятность увольнения. Исследователи заметили, что там, где сотрудники работают более или менее одинаково, ни у кого нет стимула особо усердствовать или что-то придумывать. Скорее, люди будут искать другую работу.

Высокая эффективность работника обусловлена пониманием и принятием им своих должностных обязанностей, а так же проявлением со стороны работодателя интереса к каждому сотруднику путем метода обратной связи, поощрения, учета мнения сотрудника в решении текущих рабочих проблемных моментов, стимулировании его развития как профессионала и поддержании карьерного роста.

Последние опросы работодателей, по данным hh.ru, свидетельствуют о том, что компании не готовы поднимать заработную плату людям, если они не будут показывать рост производительности труда, что напрямую связано с возможностью человека проявить те навыки, которым он был обучен, но лишь в случае его заинтересованности в сохранении за собой рабочего места в данной организации.

По данным Росстата на 2019 год прогнозируются сокращения в 23 % организаций, что особенно коснется сферы продаж вследствие автоматизации многих процессов. Это повлияет на то, что компаниям нужны будут лишь те сотрудники, которые смогут выполнять много задач эффективно и в короткий срок. [9] Данная идеальная картина возможна лишь при условии, что HR менеджер подбирает максимально подходящего по принятым в компании компетенциям сотрудника и вводит его в должность согласно четко разработанной программе.

Адаптация на профессиональном уровне достаточно проблематична в управлении, так как проводится в течение более длительного промежутка времени и связана с набором определенных знаний и умений. Сложность и не структурированность процесса адаптации нового сотрудника приводит к снижению выработки и работоспособности всего коллектива, к повышению затрат компании на персонал и к потерям, вызванным перерывами в работе.

Литература:

  1. Розничный персонал от А до Я: Пособие / Бабковская В. Н. — Вологда: Инфра-Инженерия, 2016. — 352 с
  2. Электронный практический журнал по управлению человеческими ресурсами «Директор по персоналу»
  3. https://www.hr-director.ru/article/63320-ekd-chtoby-umenshit-tekuchest-kadrov-udelite-vnimanie-adaptatsii
  4. Электронный журнал «Управление персоналом» http://www.top-personal.ru/magazine.html
  5. Технологии обучения и развития персонала в организации: учебник / под ред. М. В. Полевой. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 256 с.
  6. http://hr-portal.ru
  7. А. Таранин. Почему во многих торговых компаниях такая высокая текучесть персонала //Ведомости.ру — 08.10.2017. URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2017/10/09/737045-pochemu-tekuchest
  8. Подбор торгового персонала — URL: http://psihdocs.ru/podbor-torgovogo-personala.html
  9. Евгения Петрова, Наталия Еремина, На выход: кого уволят в 2019-м году // Газета.ру — 05.01.2019 URL: https://www.gazeta.ru/business/2018/12/14/12095281.shtml?updated
  10. Исследование HeadHunter: Основные причины смены работодателя — потеря интереса к работе и жажда перемен. // Центр гуманитарных технологий. — 19.03.2013. 11:30. URL: https://gtmarket.ru/blog/headhunter/2013/03/19/5678
  11. Исследование HeadHunter: Нина Белая: Почему сотрудники уходят — 04.11.2018 — URL https://nn.hh.ru/article/505131
  12. Абакумова Н., Журавлева Е. Адаптация персонала в торговых компаниях // HR100 «Управление персоналом: 100 % практика» 07.08.2006 — URL: http://www.hr100.ru/wmc/info/article/article02/?id=1154965039
  13. Адаптация персонала // Адаптация 360 — URL: http://adaptation360.ru
  14. Исследование HeadHunter: Увольнения после трудоустройства — URL: https://nn.hh.ru/article/886
Основные термины (генерируются автоматически): карьерный рост, компания, профессиональная адаптация, торговый персонал, заработная плата, основная причина увольнений, продавец, работа, смена работы, сотрудник, сфера ритейла, сфера торговли.


Ключевые слова

профессиональные навыки, профессиональная адаптация, текучесть, торговый персонал, причины увольнения

Похожие статьи

Управление текучестью персонала на предприятии розничной продажи нефтепродуктов

В условиях высокой конкуренции в сфере розничной продажи нефтепродуктов, удержание ценных кадров становится ключевым фактором успеха. Текучесть персонала в данной отрасли является серьезной проблемой, влияющей на эффективность работы, качество обслуж...

Стимулы и барьеры в организации обучения на рабочем месте в условиях дефицита квалифицированных рабочих на российских предприятиях

В данной статье рассмотрены основные факторы, оказывающие влияние на решение работодателя организовать обучение для своих работников на рабочем месте, а также на решение работников его пройти, на примере одного из промышленных предприятий Санкт-Петер...

Исследование процесса мотивации в организации и разработка путей его совершенствования

Статья посвящена актуальной в настоящее время теме создание эффективной системы мотивации персонала приобретает особую значимость. Связано это, прежде всего, с возрастающей конкуренцией за профессиональные кадры, поскольку высококвалифицированные спе...

Кадровая безопасность в системе экономической безопасности предприятия

В России значительно увеличился дефицит рабочей силы, по итогам РАН в 2023 году в стране не хватает 4,8 млн работников. В статье проанализирована кадровая безопасность на примере предприятия ОАО «Созвездие». Проведена оценка эффективности кадровой по...

Современный лидер: навыки, лидерские компетенции, этические аспекты использования власти

В статье рассматривается состояние современного лидерства в организации, лидерские компетенции и навыки, а также этические аспекты использования лидерской власти. Исследование феномена лидерства в компании связано с проблемами в регулировании межлич...

Уровень мотивации студентов к обучению

В статье проводится анализ уровня мотивации студентов 2, 3 и 4 курсов специальности «Управление персоналом» к обучению в вузе. Мотивация разделена на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя — основана на личностных предпочтениях студента, сформированных до ...

Кадровая безопасность в системе конкурентных преимуществ и недостатков современной организации

В статье рассматривается вопрос влияния кадровой безопасности на рыночные позиции современной организации. Анализируется влияние отбора персона на конкурентные преимущества организации, связанные с уровнем лояльности сотрудников. Выявляются наиболее ...

Внедрение современных технологий обучения новых сотрудников в организации

В статье разобраны проблемы, связанные с обучением новых сотрудников в организации, предложен ряд механизмов, которые призваны частично автоматизировать обучение нового персонала, тем самым снизив нагрузку со старших специалистов, а также повысить ка...

Современные методы и технологии отбора персонала

Проблема организации системы отбора персонала актуальна многие годы, так как не сформировано единого подхода к ее технологии. Неэффективность и несовременность применяемых в российских организациях технологий отбора персонала негативно сказывается на...

Профессиональная адаптация молодого учителя в условиях пандемии

Авторами статьи рассматриваются проблемы адаптации молодых специалистов, возникшие в период пандемии коронавируса. Проведено исследование по изучению особенностей работы молодых специалистов на первом рабочем месте после получения высшего педагогичес...

Похожие статьи

Управление текучестью персонала на предприятии розничной продажи нефтепродуктов

В условиях высокой конкуренции в сфере розничной продажи нефтепродуктов, удержание ценных кадров становится ключевым фактором успеха. Текучесть персонала в данной отрасли является серьезной проблемой, влияющей на эффективность работы, качество обслуж...

Стимулы и барьеры в организации обучения на рабочем месте в условиях дефицита квалифицированных рабочих на российских предприятиях

В данной статье рассмотрены основные факторы, оказывающие влияние на решение работодателя организовать обучение для своих работников на рабочем месте, а также на решение работников его пройти, на примере одного из промышленных предприятий Санкт-Петер...

Исследование процесса мотивации в организации и разработка путей его совершенствования

Статья посвящена актуальной в настоящее время теме создание эффективной системы мотивации персонала приобретает особую значимость. Связано это, прежде всего, с возрастающей конкуренцией за профессиональные кадры, поскольку высококвалифицированные спе...

Кадровая безопасность в системе экономической безопасности предприятия

В России значительно увеличился дефицит рабочей силы, по итогам РАН в 2023 году в стране не хватает 4,8 млн работников. В статье проанализирована кадровая безопасность на примере предприятия ОАО «Созвездие». Проведена оценка эффективности кадровой по...

Современный лидер: навыки, лидерские компетенции, этические аспекты использования власти

В статье рассматривается состояние современного лидерства в организации, лидерские компетенции и навыки, а также этические аспекты использования лидерской власти. Исследование феномена лидерства в компании связано с проблемами в регулировании межлич...

Уровень мотивации студентов к обучению

В статье проводится анализ уровня мотивации студентов 2, 3 и 4 курсов специальности «Управление персоналом» к обучению в вузе. Мотивация разделена на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя — основана на личностных предпочтениях студента, сформированных до ...

Кадровая безопасность в системе конкурентных преимуществ и недостатков современной организации

В статье рассматривается вопрос влияния кадровой безопасности на рыночные позиции современной организации. Анализируется влияние отбора персона на конкурентные преимущества организации, связанные с уровнем лояльности сотрудников. Выявляются наиболее ...

Внедрение современных технологий обучения новых сотрудников в организации

В статье разобраны проблемы, связанные с обучением новых сотрудников в организации, предложен ряд механизмов, которые призваны частично автоматизировать обучение нового персонала, тем самым снизив нагрузку со старших специалистов, а также повысить ка...

Современные методы и технологии отбора персонала

Проблема организации системы отбора персонала актуальна многие годы, так как не сформировано единого подхода к ее технологии. Неэффективность и несовременность применяемых в российских организациях технологий отбора персонала негативно сказывается на...

Профессиональная адаптация молодого учителя в условиях пандемии

Авторами статьи рассматриваются проблемы адаптации молодых специалистов, возникшие в период пандемии коронавируса. Проведено исследование по изучению особенностей работы молодых специалистов на первом рабочем месте после получения высшего педагогичес...

Задать вопрос