Уровень мотивации студентов к обучению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 07.01.2017

Статья просмотрена: 1979 раз

Библиографическое описание:

Патутина, Е. С. Уровень мотивации студентов к обучению / Е. С. Патутина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 244-249. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37706/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье проводится анализ уровня мотивации студентов 2, 3 и 4 курсов специальности «Управление персоналом» к обучению в вузе. Мотивация разделена на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя — основана на личностных предпочтениях студента, сформированных до поступления в вуз, а внешняя — формируется в период обучения. Произведен разбор проблемы и выявлены причины низкой внешней мотивации.

Ключевые слова: управление персоналом, студенты, опрос, мотивация, карьера, поколение Z, теория поколений

The article analyzes the level of motivation of students 2, 3 and 4 courses of the specialty «personnel Management» to study at the University. Motivation is divided into internal and external. Internal — based on the personal preferences of the student, formed before admission to the University, and external — formed during the period of study. Produced analysis of the problem and identify the causes of low external motivation.

Keywords: management, staff, students, survey, motivation, career, generation Z, generation theory

Интенсивное развитие транспортной отрасли Поволжского региона зависит от многих причин, но первостепенное значение приобретает человеческий фактор. Давно не секрет, что широкие перспективы и новые горизонты открываются перед грамотными специалистами, которые в вузе были мотивированы на получение знаний.

Выпускники вузов и ссузов трудоустраиваются на предприятиях не только в Самарской области, но и Оренбургской, Саратовской, Ульяновской. От качества подготовки молодых специалистов всех уровней образования во многом зависит эффективная работа Куйбышевской железной дороги, поэтому в настоящее время все больше внимания уделяется соответствию компетенций и квалификаций выпускников требованиям работодателей.

Проведенный опрос среди студентов специальности «Управление персоналом» второго, третьего и четвертого курсов, показал, что уже сегодня нужно преодолеть низкую мотивацию студентов к учебе. Студентам предлагалось проранжировать мотивы, побуждающие их учиться, и соответственно антимотивы.

Общее число тестируемых составило 245 человек. Из них студентов 4 курса — 93 человека: УП-11(6 мальчиков (м); 23 девочки (д)), УП-12(5 м; 26 д), УП-13(7 м; 26 д), студентов 3 курса — 86 человек: УП-21(6 м; 23 д), УП-22(7 м; 24 д), УП-23(8 м; 18 д), студентов 2 курса — 66 человек: УП-31(6 мальчиков (м); 13 девочек (д)), УП-32(7 м; 16 д), УП-33(6 м; 18 д). Студентам предлагалось проранжировать мотивы и антимотивы (Рис. 1).

Рис. 1. Мотивы студентов 2, 3, 4 курса специальности «УП»

Как видно из Рис. 1, среди мотивов, побуждающих студентов учиться является: «Будущая зарплата», которую выбрало большинство. На втором месте у 3 и 4 курса — «Перспектива развития» или «Новые знания.

Второй курс (группы 31, 32, 33) выбрали «Самореализацию» и «Социальный статус». На третьем месте у 3 и 4 курса (группы 11, 12, 13, 21, 22) стоят «Социальный статус» и «Самореализация». У второго курса — «Перспектива развития». Потом уже следуют «Уважение коллектива», и на последнем месте у большинства групп стоит «Интерес к учебе». Тогда характерен другой вопрос, как они собираются добиваться высокой зарплаты, не испытывая интерес к учебе, не получая полноценных знаний? Среди антимотивов сложилась следующая картина (Рис. 2).

Рис. 2. Антимотивы студентов 2, 3, 4 курса специальности «УП»

Среди антимотивов отталкивающих студентов от обучения на первом месте у 4 курса — «Лень», у третьего — «Лень» и «Содержание учебного процесса», у второго — «Неудобное расписание» и «Нет стипендии».

На втором месте у большинства групп — «Дефицит времени», «Зависимость от IT», неудобное расписание, возможно это вязано с обучением во вторую смену. После в рейтинге стоят содержание «Учебного процесса», «Тупик» карьерного роста и «Психологический климат».

Общий рейтинг антимотивов выше, общего рейтинга мотивов, что говорит о том, что антимотивация у студентов сильнее, чем мотивация. Как же можно мотивировать студентов к учебе в вузе? Какая главная проблема мотивации? Как ее решить?

Для разбора проблемы можно использовать множество методик, например, диаграмма Исикавы, звездообразная и лестничная диаграммы, метод Киплинга (5W1H, от английских слов-вопросов: What, When, Why, Who, Where and How). Используя эти вопросы (что? Когда? Почему? Кто? Куда? и Как?) можно собрать информацию и предложить идеи по решению проблем. Что происходит и влияет на развитие проблемы? Это низкая стипендия или отсутствие других стимулов поощрений в период обучения; устаревшие методики обучения; отсутствие перспектив достойного трудоустройства, студентов экономических специальностей; отсутствие широкого круга возможностей реализации своих знаний на практике; неинтересный и неэффективный учебный процесс; ориентация вузов на финансовый результат. Когда появилась данная проблема? в настоящее время; во время составления программ обучения; в момент разработки и утверждения стандартов обучения. Почему проявляется данная проблема? выбор вуза не соответствует внутренней потребности и способности студента; студенты не понимают, как и где они могут применить полученные знания; ориентация государства на другие более важные проблемы; невозможность применения полученных знаний в практической деятельности. Кто задействован в проблеме и может на нее повлиять? Сами студенты, родители, ППС вуза, государство, правительство, руководство вуза, компании — работодатели. Как же решить проблему? «Расширить границы» общения и коммуникаций со студентами зарубежных вузов и школ, привлекать больше студентов для выполнения научно — исследовательских работ, чаще проводить внутри вузовские и межвузовские мероприятия, чемпионаты, олимпиады и конкурсы по знанию отдельных дисциплин, (например Национального чемпионата WorldSkills Russia), организовать встречи с наиболее успешными выпускниками вуза (история успеха), привлекать к преподаванию ведущих специалистов в отрасли из-за рубежа, собирать обратную связь от студентов и выпускников.

Рис. 3. Причинно-следственная связь низкой мотивации студентов

На Рис.3 изображена причинно — следственная связь, позволяющая выявить коренную причину, лежащую в основании проблемы. Нет ресурсов — мало или отсутствие практической деятельности студентов в период обучения, невозможность использовать полученные знания на производстве. Нет готовых специалистов для работы, работодатели не стремятся участвовать в образовательном процессе бесплатно. Из этого следует, что выпускник не получает адекватной оценки своим знаниям, в результате теряется связь между образованием и его оценкой. Чтобы избежать этого противоречия необходимо на государственном уровне определить приоритеты, а также конкретные задачи и цели образовательного процесса, обеспечить вузы необходимыми ресурсами и создать привлекательные условия для развития тесной взаимосвязи вузов, предприятий и общественных структур для организации воспитательного процесса

Каждый день на многих предприятиях менеджеры по персоналу взаимодействуют с разными категориями персонала. С представителями широкого возрастного диапазона от 20 лет и до «серебряного возраста». Но такое смешение поколений дает огромные преимущества. Можно сказать, что современный работодатель взаимодействует с представителями трех поколений: люди, рожденные с (1943–1963,1963–1984,1984–2000) (рис. 4)

Рис. 4. Характеристика «поколений» людей, рожденных с 1943 по 2000 гг.

Американские исследователи Уильям Штраус (англ. William Strauss) и Нил Хоув (англ. Neil Howe) впервые описали теорию поколений, в их совместной книге «Поколения» («Generations»,1991 г) [3]. В книге они описали повторяющиеся поколенческие циклы в истории США. Согласно концепции, поведение людей зависит от того, в каком окружении, условиях он жил и воспитывался до 14 лет. Ценности у «поколений» являются подсознательными, глубинными, выражены не явно, но при этом они определяют формирование личности и оказывают влияние на жизнь, поведение и деятельность людей.

Штраус и Хоув определяют поколение как совокупность всех людей, рожденных в промежуток времени, составляющий примерно 20 лет, или одну фазу жизни: детство, молодость, средний возраст, старость. Поколение можно идентифицировать, если оно соответствует трем критериям. Во-первых, представители одного поколения разделяют одну историческую эпоху: они сталкиваются с одинаковыми ключевыми историческими событиями и социальными веяниями, находясь на тех же жизненных фазах. Во-вторых, они разделяют определенные общие убеждения и модели поведения. В-третьих, зная об опыте и особенностях, которые они разделяют со своими ровесниками, представители одного поколения также будут разделять и чувство принадлежности к данному поколению. [4]

И так, поколение — это совокупность людей, которые рождаются каждые 20 лет. Обратим внимание только на «ближайшие» четыре поколения (Бэби — бумеры, Поколение Х, Поколение Y, Поколение Z). На сегодня рынок труда на 66 % состоит из «Поколения Х». В 2016 году распределение экономически активного населения: Бэби — бумеры (27 %), Поколение Х (46 %), Поколение Y (27 %). В 2025 году ожидается иная ситуация: Бэби — бумеры (6 %), Поколение Х (48 %), Поколение Y (43 %), Поколение Z (3 %). (рис. 5)

Рис. 5. Распределение поколений на рынке труда. Ожидания 2025

Чтобы Поколение Y и Поколение Z «раскрылось» на работе отметим некоторые особенности.

Поколение

Y

Z

Невысокий уровень гражданского сознания, отсутствие абсолютных ценностей, крайнее равнодушие к учебе и далее к работе, нежелание прикладывать усилия для достижения целей.

Предпочитают гибкий график работы или удаленно. Часто меняют работу, не связывая всю жизнь с одной компанией.

Анализируют свой внутренний мир, делают ставку на собственный потенциал и уникальность. Индивидуальность стала для них главной ценностью, гарантирующей шанс на самореализацию и выживание. Ищут свою индивидуальность и строят безопасный и управляемый, но вместе с тем автономный мир вокруг себя.

Представители этих поколений не терпят жесткого наставничества

Им интересны быстрые результаты, отсутствие бюрократии и, высокая заработная плата.

Их привлекают сложные задачи, выполнение которых даст им новые навыки и умения.

Современные технологические новинки — часть жизни молодых, проявление их свободы.

Нельзя приказывать им, можно только убеждать. При этом очень полезно выслушать точку зрения «игрека», она может быть весьма оригинальной. Контроль все равно необходим.

Это поколение не зациклено на работе. Даже если день забит под завязку, после работы все равно будут встречи с друзьями, хобби, серфинг в сети, кино. Поэтому мотивировать молодых сотрудников можно, предоставляя гибкий график, возможность работать из дома. Максимум Интернета, минимум личных встреч, хорошие компьютеры и программы, рабочие девайсы, неавторитарный стиль руководства — вот что нужно «игрекам».

Все, что не совпадает с внутренним миром, ценностями и личными интересами «зетов», не вызывает в них никаких желаний проявить участие. Они глухи ко всему, что не имеет прикладного характера.

Мы заметили: люди в основном хотят получить не теоретические знания, а практические навыки для конкретной работы.

Поколение Z предпочитает потреблять и перерабатывать информацию короткими порциями. Им можно и нужно ставить одновременно несколько разных задач на короткий срок. Их гиперактивность и способность постоянно переключать внимание поможет справиться с работой.

Они рассматривают ее не только как источник заработка, но и как то место, где должно быть интересно, где можно учиться новому и развиваться

Представители поколения Y критически относятся к «корпоративным ценностям», поэтому «продвигать» эти ценности традиционными способами бесполезно.

Воздействовать на молодых специалистов можно через так называемых лидеров мнений — пользующихся авторитетом сотрудников, либо вовлекая в обсуждения. Самый подходящий канал коммуникаций — «Интранет».

Для Поколений Y и Z важно, чтобы они могли без труда обмениваться опытом, четко видеть свои достижения и направление движения. Облачные решения, которые позволяют всем членам «команды» быстро обмениваться файлами, размещать важные документы на общих серверах, куда возможен доступ каждому и в любое время, позволяют экономить время и силы сотрудников. Не забывать постоянно просматривать индивидуальную производительность каждого работника. Важно понимать, что делает сотрудник, какие ставит себе цели и как их достигает. Обратная связь в режиме обратного времени. Мгновенный механизм обратной связи может существенно повысить вовлеченность и мотивацию, последовательно направляя работников в нужном направлении. Для этих людей, в компании всегда должна быть обеспечена возможность удаленной работы. Ничего удивительного, что в настоящее время студенты инфантильны, может нужно иногда менять формат обучения.

Литература:

  1. Электронный ресурс // Каталог психологических тестов // http://psytests.org/temperament/keirsey.html (Дата обращения 12.12.2016 г.)
  2. Электронный ресурс // Психология счастливой жизни // http://psycabi.net/testy/634-diagnostika-mezhlichnostnykh-otnoshenij-test-dmo-metodika-t-liri#ixzz3X7ozNxni (Дата обращения 12.12.2016 г.)
  3. Strauss & Howe, 1991.
  4. Strauss & Howe 1991, pp. 58–68.
Основные термины (генерируются автоматически): Поколение, студент, знание, курс, курс специальности, обратная связь, период обучения, Поколение Х, работа, внутренний мир.


Похожие статьи

Стимулы и барьеры в организации обучения на рабочем месте в условиях дефицита квалифицированных рабочих на российских предприятиях

В данной статье рассмотрены основные факторы, оказывающие влияние на решение работодателя организовать обучение для своих работников на рабочем месте, а также на решение работников его пройти, на примере одного из промышленных предприятий Санкт-Петер...

Применение различных стилей обучения на уроках географии

Статья посвящена изучению влияния различных стилей обучения на уроках географии. В материале рассматривается как различные стили обучения могут оказывать влияние на образовательный процесс, взаимодействие педагога с учениками и усвоение предметного м...

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников

В статье рассматривается сущность, стадии социально-психологической адаптации, а также факторы, влияющие на неё. Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать с...

Влияние профессиональной адаптации на текучесть кадров в сфере ритейла

Статья посвящена проблеме текучести персонала в сфере ритейла и управлению персоналом через построенную систему профессиональной адаптации. Приведены примеры исследований американских и российских специалистов в сфере HR. Показано, что основная причи...

Иерархия ведущих мотивов учебной деятельности в аспекте преемственности образования

В статье представлен анализ иерархии ведущих мотивов учебной деятельности в аспекте преемственности образования. Исследование проводилось в контрольной (традиционные образовательные учреждения) и экспериментальной группах (образовательные учреждения ...

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Использование когнитивных стратегий на уроках информатики

В статье представлен материал исследовательской практики по использованию когнитивных стратегий на уроках информатики. Исследование выполнено в рамках проекта «Action research», на базе средней школы № 7. Согласно цели исследования конкретизировано п...

Изучение учебной мотивации студентов вуза

В статье рассмотрены виды мотивов в отношении учебной деятельности студентов. На основе классификации мотивации, учебная мотивация студентов определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность. Показана необходимость мотиви...

Факторы готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности

В статье раскрывается тема факторов готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности. Мотивация учебной деятельности и направленность личности студентов-психологов, их смысложизненные ориентации являются факторами их готовности к самор...

Воздействие рекламы на сознание человека

В статье автор рассматривает способы психологического воздействия рекламы на человека, показаны этапы формирования заинтересованности потенциального покупателя в товаре от неосознанной потребности до покупки товара. Обосновывается необходимость иссле...

Похожие статьи

Стимулы и барьеры в организации обучения на рабочем месте в условиях дефицита квалифицированных рабочих на российских предприятиях

В данной статье рассмотрены основные факторы, оказывающие влияние на решение работодателя организовать обучение для своих работников на рабочем месте, а также на решение работников его пройти, на примере одного из промышленных предприятий Санкт-Петер...

Применение различных стилей обучения на уроках географии

Статья посвящена изучению влияния различных стилей обучения на уроках географии. В материале рассматривается как различные стили обучения могут оказывать влияние на образовательный процесс, взаимодействие педагога с учениками и усвоение предметного м...

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников

В статье рассматривается сущность, стадии социально-психологической адаптации, а также факторы, влияющие на неё. Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать с...

Влияние профессиональной адаптации на текучесть кадров в сфере ритейла

Статья посвящена проблеме текучести персонала в сфере ритейла и управлению персоналом через построенную систему профессиональной адаптации. Приведены примеры исследований американских и российских специалистов в сфере HR. Показано, что основная причи...

Иерархия ведущих мотивов учебной деятельности в аспекте преемственности образования

В статье представлен анализ иерархии ведущих мотивов учебной деятельности в аспекте преемственности образования. Исследование проводилось в контрольной (традиционные образовательные учреждения) и экспериментальной группах (образовательные учреждения ...

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Использование когнитивных стратегий на уроках информатики

В статье представлен материал исследовательской практики по использованию когнитивных стратегий на уроках информатики. Исследование выполнено в рамках проекта «Action research», на базе средней школы № 7. Согласно цели исследования конкретизировано п...

Изучение учебной мотивации студентов вуза

В статье рассмотрены виды мотивов в отношении учебной деятельности студентов. На основе классификации мотивации, учебная мотивация студентов определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность. Показана необходимость мотиви...

Факторы готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности

В статье раскрывается тема факторов готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности. Мотивация учебной деятельности и направленность личности студентов-психологов, их смысложизненные ориентации являются факторами их готовности к самор...

Воздействие рекламы на сознание человека

В статье автор рассматривает способы психологического воздействия рекламы на человека, показаны этапы формирования заинтересованности потенциального покупателя в товаре от неосознанной потребности до покупки товара. Обосновывается необходимость иссле...

Задать вопрос