Сущность и принципы сопровождения педагога образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (240) январь 2019 г.

Дата публикации: 09.01.2019

Статья просмотрена: 2253 раза

Библиографическое описание:

Ковылина, А. А. Сущность и принципы сопровождения педагога образовательной организации / А. А. Ковылина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 353-355. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55421/ (дата обращения: 21.11.2024).



Статья посвящена анализу понятия психолого-педагогического сопровождения, аспектам процесса сопровождения, принципам сопровождения педагогов в образовательной организации.

Ключевые слова: сопровождение, принципы сопровождения педагогов.

Модернизация российского образования и мировая тенденция непрерывности образования приводят к трансформации профессиональных компетенций педагога. Мы часто сталкиваемся с тем, что не все формы повышения квалификации можно назвать одинаково эффективными для всех преподавателей. Утверждение личностно-ориентированной парадигмы образования акцентирует внимание на процессе профессионального роста педагога как индивидуальной траектории развития, которую необходимо сопровождать.

Обратимся к сущности процесса сопровождения. В толковом словаре В. И. Даля сопровождать означает «сопутствовать, идти вместе с кем, следовать» [4]. Е. И. Казакова сопровождением называет метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [9, c.11]. Е. И. Винтер определяет педагогическое сопровождение как систему мер, оказывающих продуктивное влияние на развертывание педагогического процесса и достижение поставленных целей [5, c.32]. В. Ю. Кричевский, Л. Г. Тарита трактуют сопровождение как педагогический метод «обучения человека искусству самостоятельно и с наибольшей эффективностью разрешать те проблемы (профессиональные и личные), которые возникли у него в процессе жизнедеятельности [7, c.29]. Анализ литературы, позволяет сделать вывод о возможности рассмотрения различных аспектов сопровождения:

– как процесса целенаправленной последовательной деятельности;

– как создание условий для принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [12],

– как направление работы психолога [9, c.12];

– как технологию, то есть комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий развития личности [8, c.349];

– как систему взаимосвязанных элементов сопровождения: целевого, содержательного, процессуального, результативного [1, c.28].

Анализируя различные трактовки понятия «сопровождения», можно выделить его сущностные, целевые характеристики: создание условий для развития, обеспечение субъектной позиции участников сопровождения, самостоятельность выбора траектории личностного и профессионального роста. Цель сопровождения — развитие индивидуальности педагога индивидуального стиля педагогической деятельности, который у молодых педагогов начинает формироваться и сформирован у педагогов со стажем и его изменения связаны с изменением взглядов человека. Профессия педагога определяет его высокую субъектную позицию во взаимоотношениях с участниками образовательного процесса («учу других»), что может влиять на эффективность взаимодействия в процессе сопровождения деятельности педагога.

Сопровождение становления и развития профессиональных компетенций педагога обладает рядом преимуществ: учитываются индивидуальные особенности педагога, определяющим становится рост (динамика) профессиональных компетенций педагога.

Обратимся к принципам сопровождения педагогов в образовательной организации. Под педагогическим принципами понимаются основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей [2]. Существуют различные подходы к определению сопровождения. Мыза основу взяли принципы, предложенные Л. В. Байбородовой, которые условно можно разделить на две группы: принципы, направленные на развития личных качеств и профессиональных компетенций сопровождаемого и на организацию процесса сопровождения. К первой группе можно отнести принципы: поддержки и развития индивидуальности, обеспечение субъектной позиции сопровождаемого, принцип личной и профессиональной перспективы, принцип самосознания. Во второй группе выделяются принципы: прогнозирования и проектирования индивидуальной образовательной деятельности, свободного и самостоятельного выбора содержания и форм деятельности, непрерывность, системность, преемственность, взаимодействия субъектов процесса сопровождения [1, с.53].

Специфика педагогической деятельности акцентирует внимание на реализацию принципов сопровождения педагогов в образовательной организации. Реализация принципа личной и профессиональной перспективы позволяет педагогу ориентироваться в условиях проведения реформы системы образования: профессиональный стандарт педагога определяет компетенции, которыми должен обладать педагог. Наличие профессионального стандарта дает возможность определить перспективные цели профессионального роста и критерии достижения цели. Профессия педагога обуславливает высокий уровень развития профессионального самосознания педагога: требования выполнения ФГОС, ответственность за принятые решения и результат образования учащихся, умение анализировать результат собственной деятельности.

Реализация организационных принципов сопровождения педагогов направлена на построение деятельности образовательной организации. Для этого необходимы: образовательная программа, программа развития образовательной организации, социальные партнеры, организация деятельности методического совета, социально-психологическая служба, деятельностью инновационных площадок на базе образовательного учреждения. Эффективное сопровождение деятельности педагогов и реализация организационных принципов сопровождения возможно в условиях избыточности внешней среды: условий, которые позволяют осуществлять выбор направления профессионального роста и форм деятельности [8, с.22]. Непрерывное сопровождение деятельности педагогов в образовательной организации позволяет формировать и совершенствовать профессиональные компетенции, является одной из мировых тенденции в развитии современного образования.

Анализ литературы позволяет утверждать, что система образования строится с учетом личностных и индивидуальных особенностей субъектов образовательного процесса. Сопровождение педагогов является условием их личностного и профессионального роста. Процесс сопровождение педагогов основывается на ряде принципов, реализация которых обусловлена спецификой профессии педагога.

Литература:

  1. Байбородова, Л. В. Индивидуализация и сопровождение в образовательном процессе педагогического вуза: монография [Текст] / Л. В. Байбородова, Л. Н. Артемьева, М. П. Кривунь. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. — 260 с.
  2. Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально-педагог.техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей. — Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0249/5_0249–38.shtml — (Дата обращения: 02.03.2017).
  3. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе. [Текст] / М. Р. Битянова — М.: Совершенство, 1997. — 298 с.
  4. Даль, В. И. Толковый словарь живаго Великорусскаго языка — Режим доступа: http://slovardalya.ru/description/soprovozhdat/38555. — (Дата обращения: 02.03.2017).
  5. Короткова, Е. Г. Виды педагогического сопровождения развития готовности студентов к профессиональному общению Вестник Южно-Уральского государственного университета [Текст]// Серия: Образование. Педагогические науки — 2012 — № 41 (300) — С. 29–35.
  6. Молчанова, А. В. Опыт сопровождения профессионального развития педагогических работников в России и за рубежом [Текст] // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс» — 2016. — № 1 (6) — С. 137–140.
  7. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: Монография / Под ред. М. Н. Певзнер, О. М. Зайченко. [Текст] — Великий Новгород: НовГУ Им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. — 316 с.
  8. Овчарова, Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. [Текст]/Р. В. Овчарова — М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. — 496 с.
  9. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л. М. Шипицыной. [Текст] — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 528 с.
  10. Сильченокова, С. В. Формы и направления педагогического сопровождения [Текст]// Современные научные исследования и инновации — 2013 — № 10 — С. 37–43.
  11. Фиалкина, Т. В. Методическое сопровождение профессионализации педагога на основе индивидуального образовательного маршрута [Текст] // Пермский педагогический журнал — 2014 — № 5 — С. 31–37.
  12. Швецова, М. Н. Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи: Монография. — М.: МПГУ, 2013. — 188 с. — Режим доступа: http://os.x-pdf.ru/20pedagogika/285429–1-m-n-shvecova-socialno-psihologicheskoe-soprovozhdenie-zameschayuschey-sem.php — (Дата обращения: 02.03.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, профессиональный рост, принцип сопровождения педагогов, профессиональная компетенция педагога, создание условий, анализ литературы, жизненный выбор, образовательный процесс, педагогическая деятельность, профессиональная перспектива.


Ключевые слова

сопровождение, принципы сопровождения педагогов

Похожие статьи

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Психологическое сопровождение рассматривается как организационная модель деятельности педагога-психолога в детско...

Проектирование программ в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается образовательное проектирование в контексте управления содержанием образования. Представлены теоретические основания проблемы. Обозначены ключевые этапы процесса проектирования образовательной программы ДОУ. Предложен алгоритм...

Педагогическое обеспечение игровой деятельности: понятие и структура

В статье раскрывается сущность педагогического обеспечения игры детей. Рассматриваются основные понятия и структура игровой деятельности.

Методы эффективного педагогического сопровождения образовательного процесса

Роль психолого-педагогической компетентности в становлении профессионализма учителя иностранного языка

В статье рассматривается психолого-педагогическая компетентность учителя иностранного языка, этапы и процесс становления психолого-педагогической компетентности.

Педагогические условия управления качеством процесса обучения в образовательной организации

В статье рассмотрены основные организационно-педагогические условия управления качеством учебного процесса в образовательной организации, способствующие совершенствованию самого образовательного процесса. Выделены этапы развития системы управления пр...

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования

В статье рассматривается проблема профессионального становления педагогов дошкольного образования, анализируются научные подходы к содержанию понятий «компетентность», «профессиональная компетентность».

Цели как ведущий компонент содержания обучения

В статье были рассмотрены основные цели обучения, которые помогают развивать у учащихся языковые компоненты.

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Средства обучения в школьной педагогической практике

Статья посвящена роли и значению средств обучения в школьной педагогической практике их видам, особенностям, дидактическим свойствам и методике использования.

Похожие статьи

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Психологическое сопровождение рассматривается как организационная модель деятельности педагога-психолога в детско...

Проектирование программ в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается образовательное проектирование в контексте управления содержанием образования. Представлены теоретические основания проблемы. Обозначены ключевые этапы процесса проектирования образовательной программы ДОУ. Предложен алгоритм...

Педагогическое обеспечение игровой деятельности: понятие и структура

В статье раскрывается сущность педагогического обеспечения игры детей. Рассматриваются основные понятия и структура игровой деятельности.

Методы эффективного педагогического сопровождения образовательного процесса

Роль психолого-педагогической компетентности в становлении профессионализма учителя иностранного языка

В статье рассматривается психолого-педагогическая компетентность учителя иностранного языка, этапы и процесс становления психолого-педагогической компетентности.

Педагогические условия управления качеством процесса обучения в образовательной организации

В статье рассмотрены основные организационно-педагогические условия управления качеством учебного процесса в образовательной организации, способствующие совершенствованию самого образовательного процесса. Выделены этапы развития системы управления пр...

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования

В статье рассматривается проблема профессионального становления педагогов дошкольного образования, анализируются научные подходы к содержанию понятий «компетентность», «профессиональная компетентность».

Цели как ведущий компонент содержания обучения

В статье были рассмотрены основные цели обучения, которые помогают развивать у учащихся языковые компоненты.

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Средства обучения в школьной педагогической практике

Статья посвящена роли и значению средств обучения в школьной педагогической практике их видам, особенностям, дидактическим свойствам и методике использования.

Задать вопрос