Методы эффективного педагогического сопровождения образовательного процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.

Дата публикации: 04.06.2018

Статья просмотрена: 3327 раз

Библиографическое описание:

Лавыгина, Н. Е. Методы эффективного педагогического сопровождения образовательного процесса / Н. Е. Лавыгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 334-336. — URL: https://moluch.ru/archive/208/51030/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ключевые слова: обучение, педагогическое сопровождение, учебная программа, школьное образование, учебный диалог, эффективность обучения.

Актуальность исследования объясняется важностью педагогического сопровождения школьников в условиях образовательной организации, которая предотвратила бы трудности в обучении и повысила бы эффективность обучения посредством развития соответствующих личностных качеств. Важной задачей педагога является организация результативного сотрудничества с целью предоставления помощи ребенку в различных ситуациях: и жизненных, и образовательных. Соответственно, педагог выступает организатором и активным участником сопровождения процесса образования.

“Сопровождение” согласно определению “Толкового словаря русского языка” под редакцией Д. Н. Ушакова, означает «идти, ехать рядом с кем-либо в качестве спутника или поводыря» [14]. Трактовка “сопровождение” В. Н. Даля звучит как действие и означает «провожать, идти вместе с целью проводить, следовать» [6]. Таким образом, значение слово “сопровождение” означает коммуникацию двух людей и их совместное прохождение одной части пути.

Анализ литературы и источников по выбранной тематике позволяет сказать, что исследователи едины в мысли о признании необходимости совместных действий субъектов сопровождения в ограниченный период времени. Общим в определениях также можно считать то, что авторы признают необходимость активной позиции не только ребенка, но и педагога. Педагогическое сопровождение необходимо для успешной социализации в условиях школьного образования.

Для того, чтобы педагогическое сопровождение было эффективным необходимо выполнение следующих условий в работе педагога:

  1. Совместная деятельность (учитель и ученики вместе).

Обучение происходит наиболее эффективно, когда эксперты и новички работают вместе для общего продукта или цели и поэтому мотивированы на помощь друг другу. «Оказание помощи» — это один из основных принципов обучения. Таким образом, совместная производственная деятельность максимизирует эффективность обучения. Совместная работа позволяет вести беседу, которая учит основным понятиям, значениям и ценностным установкам в контексте поставленных проблем. Такое «наставничество» и «обучение в действии» характерно для родителей с очень маленькими детьми, дошкольного образования, обучения в школе, университете и на рабочем месте, то есть всего образования. Общая совместная деятельность позволяет школьникам развивать понимание и с учителем и друг с другом. В школах обычно существует некоторая совместная деятельность, формирующая опыт, но в недостаточном объеме. Общая совместная деятельность позволяет школьникам развивать понимание и с учителем и друг с другом.

Совместная деятельность и беседы позволяют достичь наивысшего уровня академических достижений: используя формальные, «школьные» или «научные» идеи для решения практических, реальных проблем. Постоянная связь школьных понятий и повседневных ситуаций является основой для процесса, с помощью которого школьники могут понять мир. Эта совместная активность должна исходить и от школьника, и от преподавателя. Только тогда, когда учитель также делится опытом, возникают основные школьные компетенции.

  1. Развитие языка на протяжении всей учебной программы.

Развитие знания языка (языков) обучения должно быть основополагающим моментом всей образовательной деятельности на протяжении всего учебного дня. Является ли обучение двуязычным или одноязычным, грамотность всегда остается самой фундаментальной компетенцией, необходимой для успешного обучения. Школьные знание и само мышление неотделимы от языка. Ежедневный язык, формальный академический язык и предметный язык имеют решающее значение для успеха обучения.

Развитие знания языка на всех уровнях следует выполнять посредством целенаправленной и преднамеренной беседы между учителем и учениками, а не посредством упражнений и правил. Чтение и письмо должны преподаваться не только в виде конкретных учебных дисциплин, но и на протяжении всего обучения в рамках всех дисциплин.

Развитие языка и грамотности как фундаментальная цель, также относится к специальным языковым отраслям, необходимым для изучения математики, истории, искусства и литературы. Эффективное изучение математики основано на способности «говорить на математическом языке», так же как способность успешно освоить учебную программу зависит от овладения языком обучения. Совместная продуктивная деятельность является идеальным условием для эффективного освоения языка.

  1. Контекстуализация: связь школьного образования с реальной жизнью.

Высокие цели образования в школах лучше всего достижимы в повседневных, культурно значимых ситуациях. В процессе контекстуализации знания и навыки учащихся создают основу для новых знаний. Этот подход способствует также повышению успеваемости в школе.

Увеличение обучения, где учащиеся могут применить на практики свои знания, умения и навыки является одной из рекомендаций исследователей образования. Школы обычно учат правилам, абстракциям и словесным описаниям, и они учат с помощью правил, абстракций и словесных описаний. Большинство преподавателей в наше время учат правилам, абстракциям и словесным описаниям и учат с помощью правил, абстракций и описаний. Однако, преподаватели должны способствовать пониманию школьников, как абстрактные концепции взяты из окружающего мира и применяются к нему, показывая свой опыт.

Также необходимо связывать новые знания учащихся со знаниями уже усвоенными и реальным миром вокруг. Ученые согласны, что школьное образование имеет большую ценность, если существует связь между обучением и личным опытом учащихся. Эффективное образование учит тому, как школьные абстрактные знания применяются к повседневному миру.

  1. Преподавание комплексного мышления.

Школьникам, подверженным риску неудачи в обучении, особенно тем из них, у кого имеются ограниченные возможности здоровья или они происходят из неблагополучных семей, часто прощаются многие академические задачи, исходя из предположения, что они имеют ограниченные способности к обучению. Для них также недоступны любые подлинные оценки прогресса обучения, поскольку инструменты оценки их успехов не являются справедливыми. Такая политика преподавателей часто может быть результатом благих мотивов, однако, эффективное обучение заключается в том, чтобы одинаково оценивать всех школьников по высокими академическими стандартам, что позволяет получать обратную связь и выявлять необходимость в помощи, а также стимулировать интерес к процессу обучения у учеников.

Существует единое мнение среди исследователей в области образования о том, что учащиеся, которым может грозить неудача в обучении, требуют обучения, которое бросает им когнитивные вызовы. То есть, это упражнения, которые требуют размышления и анализа, а не только повторяющиеся, детализированные упражнения. Это не означает игнорирование правил фонетики или не запоминание таблицы умножения, но педагогам необходимо выходить за пределы текущего уровня учебной программы для того, чтобы студенты могли получать новые знания, основываясь на предыдущих, и применять их в реальной жизни.

  1. Обучение через беседу.

Мышление и способности формировать, выражать и обмениваться идеями лучше всего вырабатывается посредством диалога, путем опроса или обмена мыслями и знаниями. В учебном диалоге (разговоре) учитель внимательно слушает, делает предположения и корректирует ответы, чтобы помочь школьникам. В учебном диалоге (УД) педагог связывает формальные школьные знания с индивидуальными, семейными и общими знаниями ученика. УД предоставляет возможности для более углубленного изучения школьных предметов. УД — это поддерживающее совместное мероприятие, которое создает межсубъективность и чувство общности. УД выполняет функцию индивидуализации обучения. Лучше всего практиковать УД во время совместной деятельности.

Эта концепция может показаться парадоксальной; ведь стандартное школьное обучение подразумевает инструкции, полномочия и планирование, а разговор подразумевает равенство и отзывчивость. Но учебный разговор основан на предположениях, которые принципиально отличаются от предположений традиционных уроков. Учителя, которые используют его, как и родители в домашнем обучении, предполагают, что учащийся должен что-то сказать за пределами известных ответов в голове взрослого. Взрослый внимательно слушает, комментирует и корректирует ответы. Такой разговор раскрывает знания, навыки и ценности, культуру, учащегося, позволяя учителю контекстуализировать обучение.

Литература:

  1. Center for Research on Education, Diversity & Excellence (CREDE) // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www-bcf.usc.edu/~cmmr/crede.html
  2. EDUCATING FOR A DIVERSE DEMOCRACY // TEACHING TOLERANCE [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.tolerance.org/
  3. Southern Poverty Law Center [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.splcenter.org/
  4. Александровская Э. М., Кокуркина Н. И., Куренкова Н. В. Психологическое сопровождение школьников. М.: Академия, 2002. 208 c.
  5. Глуханюк Н. С. Психология профессионализации педагога. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед.ун-т, 2005. 261 с.
  6. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современное написание. М.: АСТ, 2010. 815 с.
  7. Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого- педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребёнка: материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 1998. C. 45–48.
  8. Кобзарева И. И. Психологическое сопровождение как направление деятельности психологической службы в системе профильного обучения // Наука. Инновации. Технологии. 2010. № 4. С. 95–101.
  9. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / под ред. Л. М. Шипицыной, Е. И. Казаковой. СПб: Ин-т спец. педагогики и психологии, 2000. 108 с.
  10. Крылова Н. Б., Александрова Е. А. Организация индивидуального образования в школе (теория и практика). М.: Сентябрь, 2004. 208 с.
  11. Кучерова О. Е. Становление Человека и основные каноны педагогической поддержки личности // Известия Академии педагогических и социальных наук. 2008. № 2. С. 174–178.
  12. Нагорная Г. А. Методологические и технологические основы психолого-педагогического сопровождения молодого поколения в процессе формирования профессионального мышления личности на этапе межпоколенческого перехода // Известия Академии педагогических и социальных наук. 2008. № 2. С. 169–173.
  13. Рожков М. И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса // Психология и педагогика социального воспитания: материалы научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения А. Н. Лутошкина. Кострома: КГУ, 2005. С. 322–329.
  14. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. М.: АСТ, 2008. 1054 с.
  15. Холод В. Л., Холод А. В. Социально-педагогическая защита детей и молодежи в процессе психолого-педагогического сопровождения в условиях единого воспитательного пространства сельского района // Известия Академии педагогических и социальных наук. 2008. № 2. С. 196–202.
Основные термины (генерируются автоматически): обучение, УДЫ, совместная деятельность, учебная программа, школьное образование, знание, педагогическое сопровождение, учебный диалог, учитель, эффективность обучения.


Похожие статьи

Педагогическое сопровождение планирования воспитательной работы в классе

Целью представленной работы является исследование педагогического сопровождения планирования воспитательной работы в классе. Методы исследования — анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.

Планирование и контроль как главные инструменты обеспечения эффективности учебно-воспитательной работы в школе

Целью работы является обоснование важности планирования и контроля в обеспечении эффективности учебно-воспитательного процесса. Методами исследования являются изучение научной литературы по заданной проблеме, а также анализ практического отечественно...

Психолого-педагогические основы методики обучения

В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.

Разработка системы обучения и развития персонала

Обучение и развитие персонала: важнейший инструмент для повышения организационной эффективности. Подготовка и повышение квалификации персонала основаны на посылке о том, что для роста организаций необходимо повысить квалификацию персонала.

Сущность и принципы сопровождения педагога образовательной организации

Статья посвящена анализу понятия психолого-педагогического сопровождения, аспектам процесса сопровождения, принципам сопровождения педагогов в образовательной организации.

Обучение персонала как залог успеха организации

Особенности педагогического сопровождения различных форм повышения квалификации учителей в условиях сетевого образовательного взаимодействия

Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя начальных классов

Творчество педагога дополнительного образования как важная составляющая образовательного процесса

В статье автор раскрывает основные аспекты творческого подхода в педагогике дополнительного образования, его влияние на эффективность образовательного процесса, включая умение педагога создавать стимулирующую и поддерживающую среду, оказывающую влиян...

Цели как ведущий компонент содержания обучения

В статье были рассмотрены основные цели обучения, которые помогают развивать у учащихся языковые компоненты.

Похожие статьи

Педагогическое сопровождение планирования воспитательной работы в классе

Целью представленной работы является исследование педагогического сопровождения планирования воспитательной работы в классе. Методы исследования — анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.

Планирование и контроль как главные инструменты обеспечения эффективности учебно-воспитательной работы в школе

Целью работы является обоснование важности планирования и контроля в обеспечении эффективности учебно-воспитательного процесса. Методами исследования являются изучение научной литературы по заданной проблеме, а также анализ практического отечественно...

Психолого-педагогические основы методики обучения

В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.

Разработка системы обучения и развития персонала

Обучение и развитие персонала: важнейший инструмент для повышения организационной эффективности. Подготовка и повышение квалификации персонала основаны на посылке о том, что для роста организаций необходимо повысить квалификацию персонала.

Сущность и принципы сопровождения педагога образовательной организации

Статья посвящена анализу понятия психолого-педагогического сопровождения, аспектам процесса сопровождения, принципам сопровождения педагогов в образовательной организации.

Обучение персонала как залог успеха организации

Особенности педагогического сопровождения различных форм повышения квалификации учителей в условиях сетевого образовательного взаимодействия

Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя начальных классов

Творчество педагога дополнительного образования как важная составляющая образовательного процесса

В статье автор раскрывает основные аспекты творческого подхода в педагогике дополнительного образования, его влияние на эффективность образовательного процесса, включая умение педагога создавать стимулирующую и поддерживающую среду, оказывающую влиян...

Цели как ведущий компонент содержания обучения

В статье были рассмотрены основные цели обучения, которые помогают развивать у учащихся языковые компоненты.

Задать вопрос