Технология проблемного обучения и самостоятельная деятельность обучающегося
Автор: Радостева Светлана Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 09.01.2015
Статья просмотрена: 744 раза
Библиографическое описание:
Радостева, С. А. Технология проблемного обучения и самостоятельная деятельность обучающегося / С. А. Радостева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 158-160. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7096/ (дата обращения: 16.12.2024).
Человек, вооружённый знанием, становится богаче сам, больше пользы принесёт людям. Умение определить своё место в общем строю, приложить свои силы там, где вы больше всего нужны, научиться строить правильные отношения с людьми, сочетать свои действия с сегодняшними задачами, поставленными президентом, невозможно без знаний, без книги. Это одинаково нужно токарю и учёному, врачу и доярке, юноше, вступающему в жизнь, и ветерану, убелённому сединами.
А. Н. Несмеянов
Сегодня основная цель современной школы — создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, способностью к нестандартным решениям, умением выходить из тупиковых ситуаций, учитывая способность к саморазвитию и стремлению к открытию нового для себя. Только такая личность будет востребована современными условиями и жизненными реалиями рынка труда.
Признаком человека разумного, думающего и понимающего окружающий мир является постоянное стремление к новым знаниям, опыту, расширению кругозора. Конечно, есть образование традиционное, которое проходит в рамках урока, к самообразованию, оно не имеет никакого отношения. Все, чего обучающийся достигает самостоятельно, не только лучше откладывается в памяти, оно преобразует саму личность и легче переносится из области теории в область практики. Самообразовываясь, он самостоятельно выбирает область, в которой хочет расти и накапливать новые знания, затем составляет какой-то план и следует ему по собственному желанию.
Мотивацией здесь является не какое-то внешнее воздействие или причина, а внутреннее желание самовоспитания, через целеустремлённость, настойчивость, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств.
Основной формой самообразования является изучение научной, научно-популярной, художественной, учебной литературы, а также возможность использования разнообразных вспомогательных средств: консультации специалистов; прослушивание докладов, лекций; просмотр телепередач, документальных фильмов, спектаклей; посещение галерей, музеев, выставок; можно воспользоваться ресурсами сети Интернет, который сегодня упростил жизнь современному человеку, стремящемуся получить какие-либо знания: он полон «он–лайн» курсов, электронных учебников, дистанционных конференций и тому подобному.
В рамках педагогического процесса самообразование — ответвление бесценного древа знаний, которое направлено на самостоятельное углубление и расширение знаний, полученных в школе, особенно в старших классах. Такое образование тренирует необходимые для самостоятельного человека навыки: находчивость, умение сориентироваться, ведь преподаватель играет скорее роль направляющего и указывающего на верный путь или источник, т. к. в настоящее время современная институтская программа в большинстве ВУЗов ориентирована на то, что студент практически большую часть обучения должен проходить самостоятельно, поэтому школа должна подготовить всесторонне развитую личность, направленную на овладение навыками самостоятельной работы, необходимыми для самообразования.
Фактически всё обучение в школе можно представить в виде двух частей: изучение нового материала в системно-деятельностном подходе и закрепление приобретённых знаний и умений, используя УУД, которые сливаются в единый процесс благодаря выбору соответствующих форм, видов, методов и приёмов работы на каждом этапе урока.
Но есть проблема обучающихся в умении последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Как говорил Л. Н. Толстой: «Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли», поэтому только последовательное расширение и углубление знаний обучающихся способствует развитию синтаксической стороны речи, развитию связной устной и письменной речи.
Содержание материала на уроке должно быть основано на связи с окружающей действительностью, а художественная и познавательная ценность текста, примера, задачи должна расширять знания об окружающем мире, воспитывать интерес к предмету, побуждать к развитию личности, готовой к жизненному, личностному и профессиональному самоопределению.
Выбирая оптимальные методы и приёмы для изучения конкретной темы на основе знания специальной педагогики и психологии и понимания индивидуальных особенностей обучающихся, учитель должен соблюдать систему в формировании грамматического понятия в системно-деятельностном подходе (деятельностный подход — позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором обучающийся осваивает материал не путём простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности):
- чтение и анализ языкового материала (актуализация и фиксация затруднений);
- подведение учащихся к выводу (выявление причины, постановка цели);
- введение нового термина;
- формулировка правила, вывода, термина и т. д. обучающимися (закрепление во внешней речи);
- выполнение упражнений для закрепления понятия (включение в систему знаний и повторение);
- рефлексия (чему научились).
Сегодня эффективность урока определяется не последовательностью его этапов, не отсутствием некоторых из них, а достижением поставленных учебно-познавательных задач, уровнем знаний и умений обучающихся, сформированных на уроке путём постановки проблемного вопроса (технология проблемного обучения):
ПРИ ИЗУЧЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА
При объяснении нового материала необходимо исходить из того, что учащиеся уже имеют знания по данной теме, и опираться на них, исходя из принципа расширения межпредметных связей в обучении и связи с жизнью, — это понятия, термины, формулы, необходимые для изучения математики, географии, истории и т. д., современная лексика из газет и журнальных статей, предлагая более сложный материал, вызывая интерес и побуждая мотивы, используя приёмы анализа, сравнения, обобщения, благодаря чему степень самостоятельности обучающихся вырастает.
Затем учитель, опираясь на предыдущие знания учеников, как оптимальный метод выбирает беседу и наблюдения учащихся над поставленной проблемой. Организуя беседу, учитель ставит вопрос перед обучающимися, развивая их познавательную активность, предусматривая самостоятельное обобщение материала.
Для более эффективного усвоения нового материала применяют поисковый метод, когда знания приобретаются на основе процента самообразования обучающегося, его логического умозаключения.
ПРИ ЗАКРЕПЛЕНИИ ЗНАНИЙ
Результативность обучения зависит от систематической работы над закреплением полученных знаний. Начиная с начальной школы у обучающихся происходит коррекция познавательной деятельности, формирование их активности и самостоятельности, устранение имеющихся трудностей. При закреплении знаний и умений целесообразно сочетать фронтальную, групповую и индивидуальную работу, развивая навыки конструктивного общения. При этом большое значение имеет вариативность упражнений и заданий, виды и степень помощи обучающимся со стороны учителя, организация взаимопомощи, различные способы поощрения, когда учитель укрепляет позитивную самооценку ученика.
Для выяснения степени усвоения материала необходимо периодически давать всем обучающимся разные по содержанию, объёму и степени трудности задания, оставляя право выбора выполнения задания за ребёнком.
ПРИ ПОВТОРЕНИИ ПРОЙДЕННОГО
Одним из видов закрепления знаний является повторение пройденного материала на уроке. Повторение способствует предупреждению забывания, восстановлению забытого материала, углублению и расширению знаний. Являясь обязательной составной частью урока, повторение может быть предварительным, сопутствующим и обобщающим.
Если предварительное и сопутствующее повторение входят как составная часть урока, то итоговое повторение может быть основной задачей повторительно-обобщающего урока.
При организации повторения не рекомендуется использовать тот же материал, те же методы и приёмы, которые были использованы при изучении нового материала. Работа должна органически вписаться в урок в соответствии с темой. Она может служить переходом от одного вида деятельности к другому, являясь в то же время самостоятельным элементом урока.
Для повторения наиболее оптимальны методы и приёмы (репродуктивно-поискового типа), направленные на формирование самостоятельности, актуализацию знаний. А выбор словесных, наглядных или практических методов и приёмов, использование их в разнообразных сочетаниях при организации и проведении работы зависят от характера лексического материала, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.
Подведение итога урока для обучающихся должно носить положительную эмоциональную окраску. Оно настраивает их на работу дома, прививает любовь к предмету, располагает к учителю учеников.
УЧЁТ И ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ
Проверить знания — это значит установить степень усвоения материала, обнаружить недостатки знаний, устранить их причины, способствовать ликвидации ошибок, оказать необходимую помощь.
Формы и виды проверки знаний различны: устная проверка, работа с карточками, кратковременная самостоятельная работа, практическая или лабораторная, метод тестового контроля с выборочными ответами и многие другие, но все они должны быть направлены:
- на развитие самостоятельной когнитивной деятельности;
- на развитие внимания, памяти;
- на развитие воображения;
- на развитие аналитических способностей;
- на проверку умений оперировать фактическим материалом;
- на развитие речи учащихся;
- на проверку знаний фактического материала.
После выполнения работы ребята могут сами участвовать в проведении взаимопроверки, а также самоконтроля (по небольшим темам). Такой вид проверки способствует активизации учебного процесса, включению обучающихся в сотрудничество на уроке.
В зависимости от результатов работы, учитель должен или похвалить ребят, или подбодрить, а если справились с заданием не все, объяснить, что на следующих уроках они вернутся к этой теме и обязательно все научатся правильно объяснять и писать.
[1.Итак, сегодня технология проблемного обучения является одной из ведущих педагогических технологий. Она позволяет организовать обучение, при котором учитель обеспечивает оптимальное сочетание самостоятельной деятельности обучающегося с усвоением новых знаний.] А самообразование даёт положительные результаты в том случае, если оно ведётся целенаправленно, планомерно и систематически.
Конечно, разработка урока технологии проблемного обучения требует от преподавателя большого педагогического мастерства, но она отвечает требованиям времени: обучать исследуя, исследовать обучая. Только так можно сформировать успешность осуществления самообразования личности через готовность самой личности к самообразованию.
Литература:
1. Задоя С. Э. Технология проблемного обучения [Электронный ресурс] // Сидоров С. В. Сайт педагога-исследователя. — URL: http://si-sv.com/publ/14–1-0–84 (дата обращения: 03.01.2015). Источник: http://si-sv.com/publ/14–1-0–84#top1