Средства формирования и совершенствования учебной деятельности подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (151) апрель 2017 г.

Дата публикации: 27.04.2017

Статья просмотрена: 619 раз

Библиографическое описание:

Сарсенова, Э. А. Средства формирования и совершенствования учебной деятельности подростков / Э. А. Сарсенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17 (151). — С. 283-286. — URL: https://moluch.ru/archive/151/42789/ (дата обращения: 24.11.2024).



В современной трактовке существует много понятий «учебной деятельности». Д. Эльконин понимает учебную деятельность, как обобщение деятельности, нацеленной на овладение знаний. А. Знаков трактует данный термин, как вид по самоизменению ученика в процессе приобретения навыков. Тем не менее, исследователи сходятся в мысли, что учебная деятельность остается ведущей формой деятельности во все возрастные периоды обучения. С точки зрения данного определения, можно сказать, что учебная деятельность является деятельностью индивидуума по овладению определенных способов решения жизненных задач. Характерно заметить, что данная деятельность должна быть поставлена кем-то извне, в нашем случае, этим лицом является учитель. Л. Выготский представляет учебную деятельность на базе стороннего контроля, которая должна переходить в саморефлексию учащегося. А. Леонтьев определяет единство психики и деятельности, а Н. Талызина утверждает поэтапное формирование умственных алгоритмов и типов учения, получаемые во время учебной деятельности.

Как и любая форма работы, учебная деятельность определяет средства осуществления в виде продукта и результата. Особенность данного вида деятельности заключается в единстве субъекта и предмета. Учебная деятельность направлена на совершенствование личности ученика, которая осуществляется накопленным общественным опытом.

Обучение подростков учебной деятельности в призме позитивного восприятия мира и гражданской активности является важной задачей современного образования. Е. Сапогова видит различия в личности подростков в отношении к учебной деятельности: возможен резкий переход в отношении к учению; переход от высокого уровня общего развития до узкого кругозора; от самостоятельной формы работы до нежелания работать и учиться в целом. Тем не менее, в этом возрасте понятие «учение» имеет более широкое значение. Исходя из потребности к самоидентификации путем самостоятельной работы, подростки склонны к интеллектуальному труду и детальному исследованию, которые выходят за рамки урока и учебной деятельности. Подросток видит важность в получении практических знаний, которые не отвлечены от реального мира и возможной будущей профессии. Важно включать в учебную деятельность данного возраста элементы индивидуализации, которые помогли бы ответить на вопрос: «Почему это знание для меня необходимо? Где я могу применить его в реальной жизни?».

В данном случае ведущие педагоги вводят термин «дифференцированное обучение», где педагогические задачи классифицируют на основе работоспособности и скорости обучения учеников. Понятие «Дифференцированное обучение» в переводе с латинского «different» означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей и является способом совершенствования учебной деятельности подростков. Учет индивидуальных особенностей подростков влияет на общую атмосферу в классе, качество урока и скорость изучаемой информации в целом. При таком демократически-направленном обучении каждый урок будет своеобразной ситуацией успеха для подростка, где он мог бы достичь определенных высот, как в своем понимании, так и в понимании одноклассников, что позволит укрепить его положение в классе. Немаловажно наличие социального элемента в образовательных задачах. Подросток должен находиться в таком окружении, которое мотивировало и одновременно позволяло бы раскрыть творческий потенциал обучающегося. Широко известно, что подростковый отличается обидчивостью и излишней ранимостью, поэтому педагог должен быть компетентен в способах групповой организации работы. Современные технологии преподавания нацелены на дифференциацию и индивидуальному подходу к каждому ученику, учитывая его возможности и потребности. Современный урок вносится элемент самостоятельного интеллектуального труда, направленного на удовлетворение индивидуальных интеллектуальных потребностей, выходящих за рамки учебной программы.

Дифференциация материала требует от педагога детального изучения каждого ученика в классе. Уровень работоспособности своих учеников каждый учитель может определить по объёму выполненной работы. Уровень обучаемости проверить сложнее. Дифференцированный способ совершенствования учебной деятельности заложен в методику системы ТОГИС, где минимально необходимый набор умений доводится до автоматизма. Когда промежуточный контроль доказывает, что класс понял учебную задачу и алгоритм ее решения, учитель может переходить также к дифференцированному закреплению задачи. Для самостоятельного закрепления материала и подготовки к итоговому контролю знаний, учениками решаются задачи сначала общего уровня, а затем сложного уровня. В зависимости от количества группы, решение задач обсуждаются под контролем учителя. Учителю в данном случае важно скорректировать комментарии ученика и повторить ответ. Такая форма работы позволяет педагогу сфокусироваться на целостности обучения, где дифференцированный этап происходит на всех этапах работы изучения конкретной темы.

Мотивационная деятельность подросткового периода отличается повышенным вниманием к личным успехам и самоидентификации, поэтому учителю важно показывать практическую значимость задач и способы их применения в будущем.

Урок не должен быть 40-ка минутным отрезком учебной деятельности, который предполагает традиционная технология обучения. Одним из способов совершенствования деятельности является проектный метод обучения. Проектный метод обучения ставит перед собой задачу к мотивированию учащихся к решению определенной задачи. Проектный метод включает в себя практическую деятельность, которая подразумевает анализ нескольких источников знаний, а затем практическое применение навыков и демонстрацию готового продукта. Например, проектная деятельность на уроке русского языка может быть в виде междисциплинарной деятельности на уроке французского и русского языков. Презентация или статья о словообразовании могут быть продемонстрированы в качестве завершающего продукта.

С одной стороны данный метод предполагает самостоятельную поисковую работу, что доступно только сильным, продвинутым ученикам, но не нацелен на дифференцированную или интегрированную работу, и не позволяет ученикам из слабых групп овладеть материалом. В данном случае также немаловажна роль учителя, как наставника, менеджера класса. Для слабых групп педагог может сформировать список необходимой литературы для изучения, а для сильной группы дать выбор источников на самостоятельное рассмотрение. Учитель должен присутствовать и обходить дискуссионные группы на каждом из этапов работы, чтобы контролировать фокус групп. В качестве итогового продукта ученики могут решить поставленную задачу любым выбранным способом и продемонстрировать свое исследование. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

Как было описано выше, мотивация является важным двигателем к достижению успехов в учебе для подростков, поэтому возможность перехода в более сложную группу для решения задачи является отличным мотивационным видом. Составление конкретной мотивационной учебной задачи является одним из средств повышения учебной деятельности подростка. Формирование мотивации зависит не только от ученика, но и от его отношения к учителю, предмету и организации учебного процесса. Несмотря на наличие субъективных факторов, учебная мотивация выстроена в систему иерархий, которые включают личностные мотивы, например, стремление занять определенную нишу в классе.

Здесь важно рассмотреть способы мотивации, как совершенствования учебной деятельности. Педагогу важно планировать долгосрочные перспективы, ведь мотивы могут меняться, а с ними и отношение к учебе или предмету. В педагогической психологии выделяют мотивацию, ориентированную на сам процесс обучения (когда ученик получает удовольствие от урока), мотивацию на результат (получение новых навыков), мотивацию на оценку (получение похвалы от родителей, положительная оценка учителя, одобрение одноклассников), мотивация на избежание проблем (страх отчисления, гнева родителей).

Учителю важно увидеть мотивирующий доминант, то есть главный мотив в личности подростка. Нужно задаться вопросом: Чего хочет достичь именно этот ученик?

Активное вовлечение в образовательную деятельность является одним из действенных средств совершенствования педагогической деятельности подростков. Подросток может быть вовлечен в составление списка упражнений по определенной теме или в создание карточек с заданиями для последующих классов на уроках русского языка. Каждый урок необходимо привязывать к реальному аспекту жизни и показывать практическую значимость темы. В данном случае важным средством совершенствования учебной деятельности подростков может быть представлена деятельностно-ценностными учебными задачами информационной технологией обучения. Данный метод предлагается системой ТОГИС. Технология образования в глобальной информационной сети, разработанная В. Гузеевым представляет собой видоизмененную Интегральную технологию обучения. Технология ТОГИС взаимосвязана с использованием Интернет-ресурсов, что является стимулирующим этапом на начальной ступени поурочной деятельности.

На наш взгляд, подростковый возраст может положительно отразиться в деятельности таких задач, в которых подросток мог бы казаться «взрослее», почувствовал свою значимость в школьном сообществе. Решение учебных задач блоками позволяет формировать навык саморефлексии, который является одним из ключевых характеристик подросткового возраста. Специфика подобного обучения предполагает независимое, самостоятельное (или с определенной помощью) изучение заданной темы, итогом которой является достижение поставленных целей. Важно понимать, что в данном контексте формируется особый механизм мышления, самостоятельная выработка алгоритма, а не дидактическое заучивание теории.

Помимо мотивации, важным средством является отношение ученика к предмету, а также отношение ученика к учителю. Для этого учитель может использовать различные методы преподавания, например, Интеграционный метод обучения, Проектную деятельность, метод Кейс-стади.

Одним из современных способов мотивации является социальная деятельность, когда подростки осуществляют обучение в малых группах. Образовательная система ТОГИС, построенная на коллективной мыследеятельности, вырабатывает систему культурных ценностей, равнение полученных результатов и последующую корректировку. Примечательно, что подростки работают в группе, что позволяет им приобрести не только научные познания, но также возможность установить правила общения в социуме, научиться слушать других и корректно высказывать свое мнение, используя конкретные доказательства.

Исходя из вышеизложенных положений, важно отметить заинтересованность подростка в решаемых задачах. Учебные пособия и материалы, несмотря на современные требования, не могут удовлетворить интерес учеников. Перед педагогом стоит важная задача, подготовить материал так, чтобы заинтересовать подростка определенной предметной задачей. Существует масса способов повышения заинтересованности, например, творческая деятельность на уроках русского языка (метод «коллаж», лингвистические задачи, притчи), но педагогам требуется системность подачи материала. Методика «Творческая мастерская», состоящая из семи этапов представляет интерес наличием активных задач и мотивирования к действию. Тем не менее, этап «Разрыв», который предполагает выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждает к новому углублению в проблему, является спорным для подростковой деятельности. Пубертатный период характеризуется отвлеченностью действий, пассивным обучением, и данный этап в методике «Творческая мастерская» может спровоцировать непринятие учебной деятельности учеником-подростком. Например, методика ТОГИС требует самостоятельной разработки задачи учителем, которые бы основывались на интересах возрастной группы класса.

Литература:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М.: Изд-во «Академия», 1999.
  2. Абрамова С. В. Организация исследовательской работы по русскому языку. Курс лекций. — М.: Изд-во «Первое сентября», 2006.
  3. Алексеева О. В. Практикум: анализ современного урока русского языка. — М.: Изд-во «МГОУ», 2016.
  4. Аркадьев П. А. Игровые задачи и воспитательная психология 3–9 классов. — М.: Изд-во «Чистые пруды», 2005.
  5. Баранов М. Т. Методика преподавания русского языка в школе. — М.: Изд-во «Академия», 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, задача, ученик, учитель, педагог, подросток, русский язык, урок, подростковый возраст, Проектная деятельность.


Похожие статьи

Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни

Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей

Принципы формирования экологической культуры учащихся младшей школы

Формы и методы экологического воспитания учащихся

Задачи образовательных учреждений в формировании правового сознания молодежи

Средства и методы физической реабилитации физической культуры спорта и туризма

Особенности, условия и методы духовно-нравственного воспитания младших школьников

Способы повышения качества образования на уроках русского языка и литературы

Методы, приёмы и условия, направленные на развитие эмоциональной сферы обучающихся младшего школьного возраста

Педагогические и методические основы формирования мотивации молодежи к здоровому образу жизни

Похожие статьи

Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни

Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей

Принципы формирования экологической культуры учащихся младшей школы

Формы и методы экологического воспитания учащихся

Задачи образовательных учреждений в формировании правового сознания молодежи

Средства и методы физической реабилитации физической культуры спорта и туризма

Особенности, условия и методы духовно-нравственного воспитания младших школьников

Способы повышения качества образования на уроках русского языка и литературы

Методы, приёмы и условия, направленные на развитие эмоциональной сферы обучающихся младшего школьного возраста

Педагогические и методические основы формирования мотивации молодежи к здоровому образу жизни

Задать вопрос