Содержание интеллектуальных прав несовершеннолетних на результаты интеллектуальной и творческой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 03.12.2018

Статья просмотрена: 198 раз

Библиографическое описание:

Дулепова, А. Ю. Содержание интеллектуальных прав несовершеннолетних на результаты интеллектуальной и творческой деятельности / А. Ю. Дулепова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 140-142. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54402/ (дата обращения: 17.12.2024).



Раскрывая содержание интеллектуальных прав несовершеннолетних на результаты интеллектуальной и творческой деятельности, в первую очередь считаем необходимым выделить исключительные имущественные права несовершеннолетних, которые в исследуемой нами сфере получили принципиально новую характеристику.

Гражданское законодательство РФ в статьях 1229, 1230, 1233–1235, 1250–1252, 1270 [1] и некоторых других, раскрывает понятие, и содержание исключительного права гражданина безотносительно к его возрасту. Некоторые разъяснения о сущности «исключительного права» изложены в постановлениях высших судов РФ, в частности:

1) в п. 10.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5, а также Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 г. № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» [2];

2) в п. 1 «Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав» (утв. Президиумом непосредственно Верховного Суда РФ 23.09.2015 г.) [3];

3) в п. 4 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018 г.) [4], и иных актов судебной практики.

Так, указанное нами в первом пункте постановление Пленума, в п. 10.1 разъясняет, что «право на вознаграждение входит в состав исключительного права»; а в п. 4 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018)» Президиум Верховного Суда РФ «действующее законодательство не относит имя к объектам, в отношении которых управомоченные субъекты наделяются исключительными правами по правилам ст. 1229 ГК РФ».

Анализ доктринальных суждений позволяет заключить, что ученые по-разному понимают исключительное право на результат интеллектуальной деятельности.

При этом, такое исключительное право наделяет его правообладателя определенной совокупностью различных возможностей, которые регламентированы гражданским законодательством РФ: возможность быть обладателем исключительного права; возможность осуществлять исключительное право; возможность охраны и защиты исключительного права; возможность получения вознаграждения и т. д.

Непосредственно содержание указанного исключительного права, в первую очередь наполняет правомочие использования полученного результата интеллектуальной деятельности. Кроме того, его содержание составляет наличие запрета использовать его без полученного согласия от обладателя данным правом, всем иным третьим лицам. Исключение составляют разрешенные законодателем ситуации свободного их использования, а также право, позволяющее им распоряжаться.

Исключительное право несовершеннолетнего есть совокупность его правовых возможностей, связанных с возникновением, осуществлением, охраной и защитой его непосредственно исключительного права.

Ч. IV ГК РФ не предусматривает специальных правил об осуществлении, охране и защите указанного вида права, которое непосредственно принадлежит ребенку.

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Анализ данной статьи, а также ст.ст. 1233, 1234, 1235, 1241, 1270, 1317, 1324, 1358 ГК РФ и некоторых других позволяет заключить, что требований к лицу, являющимся обладателем исключительного права, гражданское законодательство РФ не предусматривает.

Гражданское законодательство РФ устанавливает, что обладатель указанным правом, может:

‒ всегда осуществлять право распоряжаться своими исключительными правами на результат непосредственно интеллектуальной деятельности или соответственно на средство индивидуализации;

‒ по собственному решению осуществлять действия, направленные на разрешение иным лицам использовать результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, а также и запрещать их использование.

Наличие же личных прав у несовершеннолетних неимущественного характера, как специфической разновидности принадлежащим им интеллектуальных прав, свидетельствует о субъективных гражданских правах.

Данные права являются неотделимыми от самой личности несовершеннолетнего лица — создателя объекта интеллектуальной и творческой деятельности. Они не имеют никакого экономического или имущественного содержания. Личные права несовершеннолетних субъектов неимущественного характера возникают только в отношении полученных результатов интеллектуальной деятельности.

К подобным правам, как правило, относятся следующие:

‒ право авторства, то есть право, которое признает несовершеннолетнее лицо автором, как произведения, так и исполнения, изобретения и т. д.);

‒ право на авторское имя, то есть право, которое предоставляет возможность использовать произведение и другие объекты авторского права под своим как настоящим именем, таки под выбранным им псевдонимом или же анонимно (обезличено, т. е. без использования подписи автора) или его разрешает;

‒ право на неприкосновенность само произведения, то есть право, которое запрещает для всех иных лиц осуществлять действия, направленные на внесение любых дополнений и изменений.

Кроме того, имеется законодательно закрепленная еще одна разновидность рассматриваемых нами прав, которая отличается, как от личных неимущественных, так и исключительных имущественных прав.

Данный тезис подтверждается положениями, закрепленными в ст. 1226 ГК РФ. Так, именно данная статья признает наличие и иных прав. К данным правам указанная норма относит: право доступа, право следования, право на получение патента и др.

Данные права в цивилистической науке принято обозначать термином «сопутствующие права». Это связано с тем, что перечисленные права являются как бы «промежуточными», т. е. в первую очередь, занимают положение между личными неимущественными и имущественными правами, и, в тоже самое время, в обязательном порядке им «сопутствуют».

В большинстве своем «сопутствующие права» могут допускать вероятность перехода совместно с исключительными имущественными правами. Кроме того, они не редко охраняются, как и личные неимущественные права, в течение одинакового для них обоих периода.

Таким образом, исходя из анализа ст. 1226 ГК РФ содержание интеллектуальных прав несовершеннолетних на результаты интеллектуальной и творческой деятельности составляют главным образом три независимых группы следующих прав:

1) первую группу составляет исключительное право, которое представляет собой имущественные права;

2) личные неимущественные права;

3) иные права (право следования, право доступа и другие).

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (часть четвертая): по сост. на 23 мая 2018 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. — № 52 (часть I). — Ст. 5496.
  2. О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации: постановление Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 26 марта 2009 г. № 5/29 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. — 2009. — № 6.
  3. Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 сентября 2015 г.) // Текст обзора официально опубликован не был / ГАРАНТ — справочная правовая система.
  4. Определение Верховного Суда РФ от 27 марта 2018 г. № 5-КГ17–241 // Текст обзора официально опубликован не был / ГАРАНТ — справочная правовая система.
Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуальная деятельность, ГК РФ, Верховный Суд РФ, гражданское законодательство РФ, судебная практика, Российская Федерация, средство индивидуализации, творческая деятельность, Верховный Суд, неимущественный характер.


Похожие статьи

Об актуальности исследования интеллектуальных прав несовершеннолетних на результаты интеллектуальной и творческой деятельности

Особенности развития творческой активности учащихся в психолого-педагогическом аспекте

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время

Сущность реализации и методов социально-культурной реабилитации молодых инвалидов

Роль дошкольного образования в процессе развития творческого потенциала детей

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Влияние учебно-воспитательной среды на сохранение и развитие творческой деятельности школьника

Особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности

Похожие статьи

Об актуальности исследования интеллектуальных прав несовершеннолетних на результаты интеллектуальной и творческой деятельности

Особенности развития творческой активности учащихся в психолого-педагогическом аспекте

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время

Сущность реализации и методов социально-культурной реабилитации молодых инвалидов

Роль дошкольного образования в процессе развития творческого потенциала детей

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Влияние учебно-воспитательной среды на сохранение и развитие творческой деятельности школьника

Особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности

Задать вопрос