Одной из главных задач действующего законодательства о земле является регламентация всех вопросов, связанных с переводом земель и земельных участков из одной категории в другую. В настоящее время проблемы, возникающие при переводе, не урегулированы действующим законодательством.
Ключевые слова: перевод земель, институт перевода земель, категория земель, рассмотрение ходатайства, земельный участок.
В данный период времени каждый земельный участок имеет свою категорию по целевому назначению. Но ситуация меняется в силу разных обстоятельств (строительство населенных, промышленных пунктов и расширение их границ, строительство дорог и проведение коммуникаций), поэтому необходимы некоторые изменения тех категорий земель, которые уже существуют. Реализацией этих потребностей двигает институт перевода земель из одной категории в другую (важнейший институт земельного права). Данный институт выполняет много функций, например, регуляций оснований и порядков перевода категорий земель. Но, как и везде, есть нерешенные проблемы, в данном случае они мешают людям, владеющим землей, использовать её в целях общественного достояния и извлечения общественных благ. В связи с этим нам бы хотелось раскрыть проблемы перевода земель из одной категории в другую с теоретической и практической сторон на основании Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» № 172-ФЗ от 21.12.2004.
Первой актуальной проблемой является использование не закрепленных правовых понятий, таких, например, как: «заинтересованное лицо», «правообладатель», «ненадлежащее лицо», которые в различных регионах России могут толковаться по-разному. Данное обстоятельство даёт возможность государственным органам, непосредственно занимающимся проведением процедуры перевода земель и земельных участков, трактовать эти понятия каждому по-своему, что иногда влечет нарушение такого конституционного принципа как равноправие [1, Преамбула].
Второй глобальной проблемой является срок перевода. 3–4,5 месяца — это срок для осуществления перевода вплоть до его регистрации. Главным фактором, объясняющим это, является необходимость подготовки целого пакета документов. Также неотъемлемой частью является задержка процесса со стороны уполномоченных на перевод органов. Они могут отказаться, например, от рассмотрения ходатайства, причем с очень неточной формулировкой отказа, под которую попадает большое количество случаев (в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо либо к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям федеральных законов).
Ещё одной немаловажной проблемой является денежная составляющая перевода земель из одной категории в другую, которая не урегулирована Федеральным законом [2]. Ранее данная сумма варьировалась в зависимости от категории земель. В 2018 году стоимость перевода земельного участка любой категории составляет от 9 000 до 12 000 рублей за 100 м2, что на 2000–3000 рублей больше, чем в предыдущие годы. Данная сумма обязательна к уплате, окончательная же будет известна после того, как специалисты оценят уровень сложности предстоящих работ по изменению категории земли.
Наряду с проблемами, упомянутыми выше, нам бы хотелось отметить также то, что нередко процедура перевода земель или земельных участков из одной категории в другую и внесение изменений в документы в настоящее время приводит к принятию неправильных и незаконных решений, появлению коррупционных моментов. Например: корректировка генерального плана населённого пункта за «круглую» сумму. Данное обстоятельство не дает возможности создать эффективную среду для развития земельных отношений. В современных условиях земля выступает стержнем экономического развития, которая при грамотном подходе дает возможность усилить позиции на современном рынке.
В заключении необходимо отметить, что институт перевода земель из одной категории в другую не урегулирован в полной мере, вследствие чего нередко возникают проблемы в правоприменительной практике. Мы думаем, что Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» стоит дополнить некоторым положениями, способными разрешить вопросы закрепления некоторых понятий, сроков, стоимости перевода земель.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс».
- Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»// СПС «Консультант Плюс».
- Земельное право: учебник для бакалавров / под ред. Н. Г. Жаворонковой, И. О. Красновой. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 580 с. — Серия: Бакалавр. Углубленный курс.
- Земельное право: учебник для бакалвров / под ред. Н. Г. Жаворонковой, И. О. Красновой. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 580 с. — Серия: Бакалавр. Углубленный курс.