В данной статье рассматриваются действующие федеральные законы Российской Федерации об оспаривание кадастровой оценки, причины возникновения споров, а также правовые механизмы разрешения данных споров.
Законодательство об оспаривании кадастровой оценки земельного играет важную роль в формировании государственной политики в сфере земельных отношений. В условиях рыночной экономики справедливая кадастровая оценка является важным инструментом, обеспечивающим законные интересы собственников и арендаторов земель. Однако зачастую собственники оказываются недовольны установленной кадастровой стоимостью, что приводит к необходимости оспаривания кадастровой оценки.
Ключевые слова: кадастровая оценка, земельный участок, федеральные законы, судебная практика, налоговая база, земельные споры.
Введение
Законодательство об оспаривании кадастровой оценки земельных участков определяет процесс оценки стоимости земельного участка в соответствии с утвержденным классификаторам видов разрешенного использования приказом федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) с учетом рыночной стоимости, которые в дальнейшем является неотъемлемой частью для расчета начислений, таких как налогообложение, продажа и аренда. В России кадастровая оценка земель осуществляется на основании Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и ряда других нормативных актов. Важно отметить, что кадастровая оценка является результатом комплексной экспертизы, она не всегда соответствует реальным рыночным условиям, что может приводить к ее оспариванию.
Состав законодательства, регулирующего оспаривание кадастровой оценки земельных участков в Российской Федерации, включает несколько ключевых федеральных законов:
- Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Этот закон описывает основные принципы оценочной деятельности и устанавливает полномочия государственных органов в области кадастровой оценки.
- Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Он определяет порядок регистрации прав на недвижимость и содержит положения, касающиеся оспаривания кадастровой оценки.
- Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О государственной помощи в Российской Федерации». Этот закон касается механизмов предоставления государственных субсидий, включая расходы, связанные с оспариванием кадастровой оценки.
В России вопросы, связанные с земельными участками, регулируются Земельным кодексом Российской Федерации, который был принят 25 октября 2001 года. Основные положения о характеристиках земельных участков содержатся в статьях 2, 6 и 7 данного кодекса.
Важной частью законодательства, касающегося оспаривания кадастровой оценки земельных участков, является факт внесения сведений некорректных данных о кадастровой стоимости, которые могут возникать в процессе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки. Неправильная информация о характеристиках земельного участка может существенно повлиять на его кадастровую стоимость, что приводит к конфликтам между собственниками и государственными органами.
К числу ключевых нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы государственного кадастрового учета и регистрации прав на земельные участки, относится:
— Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) от 10 ноября 2020 года № П/0412 . Приказ уточняет, какие виды разрешенного использования земельных участков могут быть установлены в зависимости от их категории. Это важно для обеспечения соблюдения норм земельного законодательства и оптимального использования земельных ресурсов;
— Статья 12 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года, № 136-ФЗ . Она описывает категории земель, а также правила их использования. Знание этих категорий необходимо для понимания, как различные факторы, такие как целевое назначение и предназначение участка, влияют на его кадастровую оценку. Неверная классификация земельной категории может служить основой для оспаривания кадастровой стоимости;
— Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» . Этот закон акцентирует значимость точности информации, представляемой в государственных реестрах. Ошибки или упущения при регистрации прав на земельные участки могут стать причиной недовольства собственников и послужить основанием для оспаривания кадастровой оценки.
Если возникают споры, связанные с неправильными данными, стороны могут обращаться в суд с исками о признании тех или иных данных недействительными.
Вопрос о неправильном применении методов оценки в контексте кадастровой стоимости регулируется различными законодательными актами Российской Федерации. Основным федеральным законом, который регламентирует оценочную деятельность и кадастровую оценку, являются:
— Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», который регулирует вопросы, связанные с проведением государственной кадастровой оценки и методами, применяемыми для ее проведения.
Значительные изменения на рынке недвижимости, влияющие на кадастровую стоимость, регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Этот закон устанавливает общие правила и принципы проведения оценки, а также определяет, что в случае изменения рыночной ситуации проведенная оценка должна пересмотрена.
Также стоит обратить внимание на Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», который устанавливает правила формирования и ведения кадастра недвижимости, включая методику определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Согласно этому закону, кадастровая стоимость может быть пересмотрена на основании изменения рыночной ситуации.
В случае необоснованного увеличения кадастровой стоимости, собственники прав на недвижимое имущество, могут ссылаться на Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ. Данный закон регулирует порядок проведения кадастровой оценки и устанавливает требования к ее результатам.
Также следует учесть Гражданский кодекс Российской Федерации, в частности статьи, касающиеся защиты прав собственников и возможностей оспаривания действий органов власти, если они нарушают права собственников на имущество.
Кроме того, если собственники считают, увеличение кадастровой стоимости произошло без обоснования, они имеют право обращаться в комиссии по обжалованию, а также в суды для защиты своих интересов.
В России у собственников земельных участков есть несколько способов оспаривания кадастровой оценки:
Административное оспаривание . Этот способ предполагает обращение заявителя в орган местного самоуправления о предоставлении доказательств, подтверждающие правомерность установленной кадастровой оценки.
Судебное оспаривание . Если административное оспаривание не принесло результатов, собственник может обратиться в суд. В данном случае важно собрать необходимые доказательства и составить исковое заявление.
Несмотря на существующие правовые нормы и процедуры, практика оспаривания оцениваемых значений все еще сталкивается с рядом проблем, включая недостаточную прозрачность и доступность информации о кадастровых оценках, а также сложности в процессе обращения.
Также важным является привлечение специалистов-оценщиков к процессу кадастровой оценки, чтобы исключить многозначные трактовки и ошибки, которые могут привести к конфликтам.
Заключение
Законодательство об оспаривании кадастровой оценки земельных участков в Российской Федерации играет важную роль в обеспечении прав и законных интересов собственников и пользователей земельных ресурсов. Актуальность данной темы обусловлена динамикой рыночной экономики, которая требует пересмотра подходов к оценке и учету земельных участков.
Для более эффективной защиты прав собственников требуется дальнейшее совершенствование законодательства. В частности, необходимо улучшение механизмов взаимодействия между кадастровыми и судебными органами, упрощение процедур оспаривания, а также повышение информированности граждан о их правах и возможностях в данной сфере.
Совершенствование законодательства об оспаривании кадастровой оценки повлияет не только на защиту интересов собственников, но и на общую стабильность и предсказуемость в сфере земельных отношений, что в свою очередь способствует эффективному развитию земельного рынка в стране.
Литература:
- Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) от 10 ноября 2020 года № П/0412;
- Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года, № 136-ФЗ;
- Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
- Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О государственной помощи в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
- Положение о проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество;
- Примаков, И. С. Оценка земельных участков: методология и практика. — М.: Издательство «Экономика», 2020;
- Семенова, А. В. Правовые аспекты оспаривания кадастровой стоимости. — Журнал российского права, 2021. — № 3. — С. 45–59.