Коучинг. Из опыта работы учителя истории | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (226) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 06.10.2018

Статья просмотрена: 2360 раз

Библиографическое описание:

Сучкова, С. В. Коучинг. Из опыта работы учителя истории / С. В. Сучкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 40 (226). — С. 207-211. — URL: https://moluch.ru/archive/226/52950/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, системно-деятельностный подход, личностно-ориентированное обучение, технология коучинга.

Вы не можете никого ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет; вы можете привести лошадь на водопой, но не в ваших силах заставить ее пить!

Э. Парслоу и М. Рэй,

Государственные концептуальные и программные документы и нормативно-правовые акты достаточно полно дают ответ на вопрос: «ЧТО необходимо достичь (ФГОС)? Какими компетенциями должен обладать учитель? (профессиональный стандарт педагога)», но в данных документах не содержится описание того, «КАК учитель сможет это внедрить в систему современного образования?».

Отсюда, потребность в новых формах развития и обучения детей, соответствующих потребностям времени и его задачам, необходимость пересмотра учителями практики обучения и воспитания на уроке, как основном виде образовательной деятельности в школе.

Современные педагогические технологии, широко применяемые учителями, позволяют изменять традиционный учебный процесс: проблемная технология, технология продуктивного чтения, технология исследовательской деятельности, метод учебного проекта.

Поиск нового, результативного пути решения задач реализации ФГОС привел к изучению и апробации концепции коучинга, что предполагаетраскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности.

Авторы и разработчики коучинга в образовании, считают, что главная задача заключается в том, чтобы помочь ребёнку понять себя, оценить свои запросы, разобраться в своих проблемах, мобилизовать все свои внутренние и внешние ресурсы, как для разрешения сложившейся ситуации, так и для своего дальнейшего саморазвития.

В образовании существуют различные модели обучающего взаимодействия, но мне как учителю истории ближе личностно-ориентированная модель — «Творческий тандем» педагог — ученик, общение на равных, совместная работа. Задача личностно-ориентированного обучения официально заявлена в ФГОС начального, основного и среднего общего образования.

Коучинг, построенный на получении ответов на четыре основных вопроса, помогает реализации данной модели обучения: ЧЕГО ты хочешь? ПОЧЕМУ это важно для тебя? КАК ты можешь достичь цели? КАК ты узнаешь, что достиг результата?

При профессиональной поддержке коуча, т. е. педагога, учащийся самостоятельно формулирует цели, нарабатывает стратегии и осуществляет наиболее удачные из них.

Педагогический коучинг— неформальная технология иискусство задавания вопросов, искусство мотивирования.

Почему реализацию коучингового подхода в обучении школьников можно считать образовательной технологией? Это продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя, которая предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом

С точки зрения учителя мы можем рассмотреть коучинг, как помощь ученику учиться, меняться и достигать целей, а цель ученика — решение конкретных задач и достижение прогнозируемого результата. Учитель не приказывает, не руководит, не инструктирует, не даёт советы, одним словом, не оказывает давление, воздействие. Он слушает, чтобы понять; обдумывает, перефразирует, суммирует, задаёт вопросы, пробуждающие осознанность; вносит предложения, осуществляет обратную связь. Главное — забота о том, чтобы учащийся решил проблему сам.

Когда мы говорим о коучинге в школе, мы имеем в виду «коучинговый подход» и урок в «формате коучинга».

Коучинг возможно использовать: при проведении элективных курсов, в работе с отстающими и лидерами, при подготовке учащихся к реализации различных долгосрочных целей, в подготовке творческих проектов (сочинение-эссе, портфолио достижений, исследовательское задание-реферат).

Пошаговое описание технологии коучинга выглядит следующим образом:

– выбор темы;

– определение цели (что ученики должны вынести из урока?);

– открытие реальности (что в действительности происходит, кто занимался рассмотрением проблемы, что накоплено в литературе…);

– рассмотрение вариантов выбора (возможностей и ресурсов);

– подведение итогов (ясность и осознанность со стороны ученика, группы, класса, взятие им на себя обязательств, осознание, есть ли у него план действий, нужна ли ему поддержка, помощь, будет ли он действовать с решимостью).

Меняется и позиция учителя, который не только передает знания и накопленный опыт, но и способствует достижению целей ученика. Учитель переходит от задачи «дать новое знание» к задаче «создать условия для получения новых знаний».

Из изложенного следует, что всё перечисленное вполне соответствует достижению планируемых результатов, заявленных в ФГОС основного общего образования.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы, включенные в ФГОС как одна из трех систем требований, состоят из результатов

– предметных (основ системы научных знаний),

– личностных (самоопределение — внутренняя позиция школьника, самоидентификация, самоуважение и самооценка; смыслообразование — мотивация, границы собственного знания и незнания; ценностная и морально-этическая ориентация),

– метапредметных (регулятивные умения — управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность; коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия).

Следовательно, помимо «знаниевой», формируется также личностно — деятельностная образовательная парадигма.

Опыт моделирования учебного процесса на уроках истории с использованием технологии коучинга складывался с обучения учащихся в 5 классе.

Урок истории, особенно в 5 классе, в период погружения учащихся в мир новой науки, множества непонятных слов, понятий, терминов и процессов, происходящих в обществе, вызывает напряжение со стороны учащихся. Нам учителям важно вооружить их универсальными учебными действиями, которые сделают познание науки радостью, а общение с учителем радостным путешествием в прошлое. Очень важно, чтобы ученик в совместной работе с учителем смог определить свои личные цели, прийти к пониманию того, для чего ему необходима учебная деятельность и знание истории.

Основой взаимодействия «учитель-ученик» является уважение, а главным инструментом является открытые стимулирующие вопросы, которые не содержат критики, оценок и советов.

Коучинг может считаться осуществленным только в том случае, если учащийся приходит к искреннему осознанию необходимости учебной деятельности для достижения своих личных целей.

Модель процесса коучинга на уроке складывается из нескольких четко определенных этапов:

  1. Постановка цели и осознание её реальности.
  2. Анализ необходимых составляющих успеха.
  3. Анализ имеющихся возможностей.
  4. Определение путей достижения цели, выбор стратегии.
  5. Мониторинг достижения цели и анализ результатов.

Для каждого из этих этапов в арсенале учителя-коуча есть соответствующий набор инструментов и техник, из которых он подбирает наиболее оптимальную комбинацию для каждого конкретного ученика и каждого конкретного случая.

Структура урока в технике коучинга:

  1. Этап мотивации и постановки цели (этап вдохновения).

Учитель помогает учащимся моделировать будущий учебный результат (к концу урока, изучения темы и т. д.);

Примерные вопросы:

— Чего ты хочешь достичь при изучении данной темы к концу этого урока?

— Насколько от тебя зависит достижение поставленной цели?

— В чем конкретно заключается твоя цель?

— Как ты узнаешь, что достиг цели?

— Насколько от тебя зависит достижение цели?

— Какие конкретные шаги ты должен предпринять для достижения цели?

— Есть ли у тебя все необходимые ресурсы для достижения цели? Если нет, то, какие ресурсы нужно привлечь для достижения цели?

— Реально ли достичь цели за отведенное время? Если нет, то …?

— Почему эта цель важна для тебя?

— Каковы возможные осложнения и последствия при не достижении цели?

  1. Этап планирования эффективных действий для достижения цели.

Примерные вопросы:

— Как ты можешь достичь цели?

— Итак, в соответствии с поставленными целями, какие действия ты готов совершить прямо сейчас? На этом уроке? На этой неделе? И т. д.

— Что конкретно будешь делать? Какой будет самый первый шаг? Самый простой? Самый рациональный? Самый эффективный?

— Какой будет следующий шаг? А дальше? А еще?

— Как, каким способом ты предполагаешь это делать? Как ты узнаешь, что таким способом будет, достигнут ожидаемый результат? А какие способы можно использовать еще?

— Если бы ты уже обладал всей необходимой информацией, то каковы были бы твои действия?

— Если бы ты был на месте учителя, то какие действия ты бы предпринял?

  1. Этап реализации плана (приверженность цели).

Используются известные педагогические технологии развивающего и личностно-ориентированного образования, но на основе коучингового взаимодействия учителя и учащихся.

Примерные вопросы:

— Как ты можешь пойти дальше?

— Где ты сейчас находишься (шкалирование) по шкале от 1 до 10? Опиши, пожалуйста, подробней.

— А если сдвинуться на один балл выше — в чем будет разница? Что будет по-другому?

— А если еще на один балл?

И так, пока не дойдете до 10. В итоге — пошаговый план достижения 10, опираясь на текущую ситуацию.

  1. Этап завершения (рефлексия).

— Как ты поймешь, что достиг цели?

— Какие самые важные вехи ты замечаешь?

— Когда это происходило? Сколько времени занимала каждая задача?

— Как эти задачи были взаимосвязаны?

— Какие самые первые, самые легкие шаги потребовались, чтобы начать двигаться к результату?

– Определение целей, к которым ученик будет стремиться, очень серьезная задача. Поэтому необходима специальная работа с учениками уже 5 класса, обучающая их целеполаганию, планированию и навыкам достижения поставленных целей.

– Особое внимание при проведении коучинга следует уделять определению частных целей (промежуточных результатов) и составлению плана их достижения. Должен осуществляться постоянный мониторинг процесса достижения промежуточных целей и оценку достигнутого, которая проводится после каждого этапа.

На этой стадии учащийся должен найти для себя ответы на следующие ключевые вопросы:

– Достигнуты ли поставленные цели?

– Какие изменения были внесены в планы и почему?

– Чему научил данный опыт?

– Что я сделаю теперь по-другому? и т. д.

В результате ученик должен рассматривать свои ошибки и неудачи не как проигрыш или провал, а как ценный опыт, который позволит более эффективно продвигаться вперед.

– Полезным является совместное планирование процесса достижения цели и составление его плана.

В этот план должны быть включены ответы на основные вопросы коучинга:

– Что именно мне необходимо достигнуть?

– Как это конкретно будет выглядеть?

– Зачем мне это нужно?

– Как я узнаю о том, что достиг желаемого?

– Когда я готов начать этот процесс?

– Когда этот процесс завершится?

– Что конкретно мне следует делать?

– Какие возможны препятствия на моем пути? и др.

Практические инструменты коучинга разнообразны: колесо баланса, оценочная шкала, открытые вопросы, пирамида логических уровней, включение творческого разума (упражнения «Три стула», состоит из трех вопросов; «Три шляпы», «Стол менторов»), линия времени.

Например,

Моделирование учебного процесса на уроках истории

с использованием технологии коучинга.

Рассмотрим применение техник коучинга на уроках истории в 5 классе.

Изучается курс: История древнего мира с использованием учебника А. А. Вигасина, Г. И. Годера, Москва, Просвещение, 2015 год.

Пирамида логических уровней

Тема урока: Обобщение знаний по разделу «Древний Мир» (конец 2 четверти)

Цели работы:

– формирование планируемого результата ФГОС, связанного с умениями творческой работы в группах, когда дети выполняют различные роли,

– систематизация учебного материала на уровне обобщения и анализа с целью выведения нового знания,

– развитие исторической речи на основе понимания необходимости её доказательности,

– развитие умений планирования деятельности, самостоятельной работы, коммуникации в коллективе при решении учебной задачи, представления результатов работы и их обоснование

Пирамида логических уровней

Деятельность учителя

(вопросы)

Деятельность учащихся

Проектирование совместных дел, обсуждение планов на будущее и для мини-форсайтов.

Каждый уровень связан с другими и влияет на них с разной степенью интенсивности — в зависимости от близости к вершине пирамиды.

Например, учитель дает проблему.

Проблема: связаны ли занятия людей с природными условиями страны?

Вопросы к учащимся:

— в чем заключается проблема?

— как ее можно решить?

— какие способы решения проблемы вы можете предложить?

Учащиеся делятся на группы и выбирают страну, которую будут представлять.

В группе распределяются роли (выбирают старшего, распределяют роли).

Обсуждаются, как решить проблему?

  • повторить природные условия, климат, занятия людей, условия проживания, ……
  • проанализировать и доказать связи природных условий и занятий людей

Например: как природные условия в долинах рек Инд и Ганг повлияли на занятия людей?

В долине реки Ганг — очень засушливый климат, приходилось строить ирригационные системы, а в долине реки Ганг приходилось отвоевывать землю от джунглей.

Обсуждается программа работы группы

Например: Междуречье. Как отличались занятия людей в Северном и Южном Междуречье? Север — это гористая местность с большими залежами железной руды, там возникли первые орудия и оружие из железа, основное занятие жителей Северного Междуречья — война, а Южного Междуречья — земледелие и ремесла.

Учитель оказывает консультативную помощь

Самостоятельная работа

Представление работ — учащиеся составляют по своей стране информационный листок, а затем идет создание журнала

Создание журнала

Включение творческого разума

Тема урока: Древняя Спарта. Параграф 31, страница 147

Включение творческого разума

Деятельность учителя

(вопросы)

Деятельность учащихся

Упражнение

«Три шляпы»

Этот способ развивает умение логически размышлять, убедительно выступать перед аудиторией.

Кейс № 1

Однажды спартанский мальчик пока отец обедал, украл у него лисёнка и спрятал под плащом. Лисёнок страшно царапал ему живот и мальчик всё терпел. Боясь быть выпоротым. Лисёнок успел прогрызть ему большую дыру в животе. Мальчик умер в тот же день.

Кейс № 2

«Хорош бы я был, если бы выслушал твои жалобы, — сказал отец, оттолкнув сына.

— Надо бы выдрать тебя за то, что дал связать себя какому — то илоту.

Это позор не только тебе, но и мне, твоему отцу.

Воруй, но не попадайся

Для анализа кейса я предлагаю использовать способ 6 шляп Эдварда де Бонмо, этот способ основывается на цветовой характеристике:

— Белая шляпа — это факты — что вы знаете о воспитание в Спарте.

— Красная шляпа — эмоции — какие чувства у вас вызывает поступок мальчика.

— Черная шляпа — разумная критика — что бы было, если бы отец увидел, состояние мальчика

— Желтая шляпа — оптимизм, преимущества — мальчик выжил, что дальше…

— Зелёная шляпа — творчество, фантазия

— Синяя шляпа — обобщение, вывод — какие качества характера воспитывали в мальчиках в Спарте.

Прием «6 шляп Эдварда де Бонмо» использовала на этапе осмысления прочитанного для поднятия эмоционального настроя учащихся.

Этот способ позволяет обучающимся самостоятельно найти проблему, проанализировать кейс, выделить из него важную информацию, высказать и доказать, защитить свою точку зрения, рассуждать. Все ребята задействованы в работе, нет равнодушных, так как каждый выбирает свою шляпу, определенного цвета.

Итак, во-первых, потребность в использовании коучингового подхода в современной школе достаточно очевидна, так как дети должны уметь ставить перед собой цели, быть способными оценить их значимость для себя и своей дальнейшей жизни. Но они, к сожалению, не всегда знают, как с этими целями работать и не знакомы с эффективными инструментами для их достижения.

Во-вторых, коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного образования, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль требований профессионального стандарта современного учителя.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897. Электронный ресурс: http://www.garant.ru/hotlaw/fedral/307363/
  2. Аткинсон, М. Пошаговая система коучинга: Наука и искусство коучинга [Текст]: [пер. с англ.]/ Мэрилин Аткинсон, Рае Т.Чойс. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 281 с.
  3. Голви, Т. Работа как внутренняя игра: Раскрытие личного потенциала/Тимоти Голви; Пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 266 с.
  4. Епишева О. Б., Что такое педагогическая технология // Школьные технологии. 2004. № 1. — С. 31–36.
  5. Зырянова Н. М. Коучинг в обучении подростков // Вестник практической психологии образования. — 2004. — № 1. — С. 46–49.
  6. Уитмор, Дж. Внутренняя сила лидера: Коучинг как метод управления персоналом / Джон Уитмор. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 309 с.
  7. Научно-методический журнал. Региональная школа управления. № 1, 2013
  8. Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. — СПб.: Питер, 2003. — 204 с.
  9. http:// www.gulchevskaya.ru
  10. http:// www.erickson.ru
Основные термины (генерируются автоматически): достижение цели, занятие людей, урок истории, учебный процесс, учитель, творческий разум, урок, учащийся, ученик, Южное Междуречье.


Похожие статьи

Закономерности реализации человекосообразного подхода в условиях информатизации системы высшего профессионального образования

Системно-деятельностный подход на уроках обществоведческих дисциплин в условиях дистанционного обучения детей-инвалидов: опыт реализации

Реализация дидактических принципов системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания

Интегрированный курс как инструмент повышения эффективности подготовки специалистов государственного и муниципального управления

Методические основы деловой игры как формы интерактивного обучения

Методологические основы создания гуманитарной образовательной среды технического вуза

Дистанционное обучение: взгляд учителя

В данной статье авторы анализируют результаты анонимного опроса преподавателей общеобразовательных школ с целью формирования общих представлений о дистанционном обучении в России.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальных классах в условиях малокомплектной школы

Внедрение федерального проекта «Цифровая образовательная среда» и использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения истории

Повышение качества обучения в вузе в условиях интеграции смешанной модели обучения

Похожие статьи

Закономерности реализации человекосообразного подхода в условиях информатизации системы высшего профессионального образования

Системно-деятельностный подход на уроках обществоведческих дисциплин в условиях дистанционного обучения детей-инвалидов: опыт реализации

Реализация дидактических принципов системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания

Интегрированный курс как инструмент повышения эффективности подготовки специалистов государственного и муниципального управления

Методические основы деловой игры как формы интерактивного обучения

Методологические основы создания гуманитарной образовательной среды технического вуза

Дистанционное обучение: взгляд учителя

В данной статье авторы анализируют результаты анонимного опроса преподавателей общеобразовательных школ с целью формирования общих представлений о дистанционном обучении в России.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальных классах в условиях малокомплектной школы

Внедрение федерального проекта «Цифровая образовательная среда» и использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения истории

Повышение качества обучения в вузе в условиях интеграции смешанной модели обучения

Задать вопрос