Коучинг в построении методического сопровождения при подготовке к введению ФГОС в основной школе
Авторы: Коротаева Людмила Анатольевна, Миннибаев Ильшат Ильдарович
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)
Дата публикации: 09.06.2014
Статья просмотрена: 2270 раз
Библиографическое описание:
Коротаева, Л. А. Коучинг в построении методического сопровождения при подготовке к введению ФГОС в основной школе / Л. А. Коротаева, И. И. Миннибаев. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5788/ (дата обращения: 16.12.2024).
Обучение будет успешным только тогда, когда содержание обучения будет соответствовать потребностям и интересам учащегося.
У. Джемс
Любые преобразования, происходящие в современной школе, находятся в прямой зависимости от уровня профессионально-педагогической компетентности педагогов, соответствия требованиям профессионального стандарта педагога, где учитель из транслятора знаний превращается в человека-навигатора, консультанта и организатора учебной деятельности детей.
Встает вопрос необходимости развития профессиональных компетенций педагога, через активное изучение и применение в образовательном процессе современных педагогических технологий системно-деятельностного направления. Одно из решений этой проблемы мы видим в совершенствовании работы методической службы в технологии коучинга. В основе технологии коучинга методической работы лежит также деятельностный подход только в саморазвитии, самореализации самого учителя, активно участвующего в педагогических чтениях, семинарах, конференциях, мастер-классах, открытых уроках.
Коучинговая технология методической службы решит следующие задачи:
- повысит активность педагогов в понимании и внедрении ФГОС;
- покажет необходимость психологических знаний в сопровождении учеников в учебном процессе;
- научит ставить перед педагогами и учениками реальные и релевантные цели;
- через тренинги разовьет навыки управления личным временем;
- будет способствовать улучшению отношений с учащимися, родителями, педагогами и коллегами, не только своей, но и других школ;
- научит преодолевать стрессовые ситуации, повысит уверенность в эффективном и быстром преодолении неблагоприятных учебных обстоятельств и другие задачи.
Коучинг — это искусство способствовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека. Он опирается в большей степени — на способность человека учиться самому и действовать творчески. (Майлз Дауни).
Коучингом называется процесс, построенный на принципах партнерства, который стимулирует мышление и творчество педагогов и вдохновляет их на максимальное раскрытие и развитие личного и профессионального потенциала.
Коучинговые технологии позволяют реализовывать принципы гуманистической педагогики, личностно-ориентированного обучения как учащегося так и учителя.
Выделим пять основных принципов коучинга:
Первый принцип коучинга — это равноправие, иначе говоря, партнерство. Именно оно создает благодатную почву для сотрудничества педагогов, учащихся и родителей. Коуч координирует, направляет процесс, не являясь при этом доминирующей силой. Коучинг не ставит своей задачей учить чему-нибудь и наставлять его «на путь истинный».
Второй, не менее важный принцип — вера в учителя, его способности и возможности. Главное в процессе коучинга — это задачи и цели заказчика. Потенциал человека огромен, нужно лишь раскрыть его.
Третий принцип — отсутствие экспертной оценки. Коуч не предлагает закзчику готовых ответов и решений, заказчик должен «дойти» до них сам. Когда человек принимает решение самостоятельно, он берет на себя ответственность за его выполнение и последствия. Коуч не должен давать советов, подход «если бы я был на Вашем месте, то…» в данном случае неприменим, он может лишь подталкивать клиента к очевидному, направлять его.
Четвертый — принцип единства и взаимосвязи. Все сферы жизни человека взаимосвязаны. Если положительные изменения коснутся одной сферы педагога, это непременно отразится на другой.
Последний основной принцип — принцип мониторинга. Необходимо понимать, что коуча в первую очередь интересует настоящее и будущее заказчика, чье внимание должно быть сосредоточено на поставленных целях.
Концепция подготовки педагога для введения ФГОС максимально соответствует технологии коучинга, которая апробирована на практике СОШ № 32, СОШ № 55 и гимназии № 77 города Набережные Челны в 2012–2013 учебном году.
Для нас эта дисциплина, была нова, так как любая дисциплина имеет свой предмет, задачи, философию, принципы, направления, основную процедуру где мы познакомили в 2013–2014 учебном году коллективы двух новых школ, включившихся в данную работу — СОШ № 3 и СОШ № 20. Технология коучинга в этих школах стала базовой моделью тьюторства преподавателей ВУЗа НИСПТР для сопровождения методической грамотности педагогов при введении ФГОС в основной школе.
Мы проходили разные технологии организации методической работы: наставничество, тренинги со школами, консалтинг и другие обучающие программы. Но эффективным на наш взгляд является коучинг, так как его технология направлена на системно — деятельностный подход работы коллектива по изучению и внедрению ФГОС, через развитие самостоятельности и ответственности педагогов за полученные результаты.
Чем отличается коучинг от других видов технологий показано в таблице:
Метод |
Цель |
Использование |
Ограничение |
Тренинг |
Приобретение конкретных навыков, изменение отношения к работе |
Не хватает знаний и навыков для эффективного выполнения работы |
При «перенесении» навыков из аудитории в реальность не всегда используется индивидуализированный подход. |
Консалтинг |
«Покупка» решения проблемы в определенной «экспертной области», которая не может быть эффективно решена внутри организации (отсутствуют время, знания и выгоднее купить решение «на стороне») |
Должны быть тщательно просчитаны затраты. |
Ограниченно повышение компетентности сотрудников в отношении способов решения проблемы. |
Наставничество |
Обмен опытом внутри организации, когда есть сотрудники, компетентные в решении вопросов. |
Передача накопленного опыта от более опытных сотрудников к менее опытным внутри организации |
Передача «готовых» решений редко способствует развитию новых инициатив. |
Коучинг |
Развитие самостоятельности и ответственности за результат у сотрудника |
Способность к новаторству и персональная ответственность за результат. |
Требует специальных навыков и поощрение самостоятельности и ответственности сотрудников |
В коучинге есть инструменты, которые позволяют осознать свою ценность и значимость в профессии. Для методических служб сети школ участниц данного проекта было главным — научить педагогов в сотворчестве и сотрудничестве пользоваться собственными ресурсами в подготовке и проведении уроков по требованиям ФГОС в основной школе.
Мы определили следующие этапы работы методической службы:
- мотивационный — мотивировать педагогический коллектив к осознанному освоению и реализации ФГОС через проведение педагогических чтений, семинаров, встреч с учеными, практиками;
- теоретический — изучение педагогами теоретических аспектов построения и проведения уроков согласно требования ФГОС через изучение научной литературы, материалов вебинаров;
- обучающий — обучение и развитие профессионализма через апробирование технологий системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочной деятельности;
- практический — профессиональное становление в мастер-классах и открытых уроках своего опыта и опыта коллег;
- аналитический — анализ возникших проблем в процессе изучения теории и проведения практики;
- распространение и обобщение опыта — собственные методические разработки для размещения материалов в предметных журналах, сети школ-участниц и интернет-сообществах.
Работу по реализации проекта, охватывающего несколько школ в проведении методической работы в технологии коучинга мы начали в сопровождении коуча Коротаевой Л. А. кандидата педагогических наук, доцента, директора-практика с подготовки и проведения семинаров на базе СОШ № 3 и СОШ № 20 «Требования к учителю в рамках внедрения ФГОС», участия в различных вебинарах, например, «Современные требования к уроку и внеурочной деятельности», педагогических чтений, конференций учащихся и родителей.
На 1 и 2 этапах активными в обучении были все работники школы: педагоги, психологи, администрация.
На 3 и 4 этапах — обученные педагоги начали применять полученные знания в практической деятельности, нарабатывая опыт, вопросы, ответы, собственные модификации коучинговых техник, адаптированных к своему опыту. Таким образом, на этом этапе работы были проведены мастер-классы, открытые уроки. Вокруг педагогов стало создаваться особое образовательное пространство, вовлекающее как учеников, так и их родителей. Поддерживающая среда коуча позволила организовать и положить начало развитию методической службы для всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, учащихся).
На 5 и 6этапах проведен анализ результатов, определены задачи на следующий год и указаны пути распространения успешного опыта. В настоящее время идет проектирование и обсуждение открытых уроков, подготовка материалов к публикации в предметных журналах, профессиональном сетевом сообществе школ участниц данного проекта и других интернет сообществах.
Для нас является актуальным передача технологий и знаний в сферу образования, и основной акцент делаем на том, что должна меняться роль учителя: он становится человеком, в первую очередь поддерживающим, создающим атмосферу творчества, помогающим пройти все вышеуказанные стадии любого эффективного проекта. Современный педагог должен быть хорошим коучем, чтобы на каждом из этих этапов помогать ребёнку планировать свои действия и распределять ресурсы. Один из основных принципов коучинга гласит, что каждый человек изначально обладает всеми необходимыми ресурсами. Учитель должен владеть такими технологиями, которые помогают эти ресурсы активизировать и направить в необходимое русло. Технологии коучинга могут с успехом применяться в процессе преподавания разных дисциплин, так как они открывают множество перспектив для совершенствования процесса обучения.
Педагогический коучинг — специальная система, которая помогает, используя знания и опыт самого ученика, решить его определенные проблемы, задачи и поставленные цели, эта технология помогает, используя собственный потенциал, повысить эффективность учебы, повысить самооценку.
- это целенаправленный процесс, который может проводиться как в форме индивидуальных занятий, так и в рамках организационного консультирования.
Коучинг возник на стыке психологии, менеджмента, философии, аналитики и логики позволяет реализовывать принципы гуманистической педагогики, личностно-ориентированного обучения.
Внедрение некоторых технологий коучинга в педагогическую практику, применение их на раннем этапе работы с ребенком позволит изначально растить поколение инновационного формата: люди, начиная со школы, будут приучаться жить в состоянии фокуса внимания, создания новых проектов, улучшения качества своей жизни и жизни окружающих.