Коучинг в управлении образованием | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (151) апрель 2017 г.

Дата публикации: 01.05.2017

Статья просмотрена: 2384 раза

Библиографическое описание:

Нечаева, О. А. Коучинг в управлении образованием / О. А. Нечаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17 (151). — С. 273-276. — URL: https://moluch.ru/archive/151/42854/ (дата обращения: 22.12.2024).



На сегодняшний день тема «коучинг в образовании» по большей части рассматривается с позиции формирования личностного результата ученика. Новые ФГОС диктуют новые представления о результате обучения, происходит иное формирование задач образовательного процесса. Передача знаний, умений и навыков дополнена важностью личности самого ребенка и происходящими с ним в процессе обучения изменениями. Именно поэтому педагоги используют новые методики, призванные помочь воспитать мотивированную личность со способностями к саморазвитию, с четкой гражданской позицией. В педагогике приходит понимание, что для успешного решения этой задачи необходимо формирование позитивной, успешной среды, систематическое наблюдение за успехами и победами ученика, обеспечение формата непрерывного наставничества с максимальной поддержкой.

Пока еще немногочисленные публикации по теме «коучинг в образовании» делают акцент на необходимости внедрения в образование формата «сопровождение учащихся в ходе образовательного процесса». Например, сами преподаватели делятся впечатлениями о посещении коучинг-центров, по большей части уделяя внимание тому, что основная роль коучинга — в продвижении учеников, оказании помощи в раскрытии потенциала, демонстрации им новых возможностей в наработке успешных стратегий и вариантов поведения. Данная проблема, безусловно, актуальна в связи с тем, что при глобальных изменениях в мире — необходимость поиска новых жизненно-мотивационных схем особенно высока. Важным педагоги считают позитивные изменения, касающиеся развития у учащихся нового типа мышления, основанного на уверенности в себе и будущем, на желании взаимовыгодного взаимодействия с окружающими [3]. Нет оснований ставить под сомнение то, что внедрение новых методик исключительно позитивно отразится на развитии отечественного образования и межличностных результатах учеников.

Однако, обращаясь к теме «коучинга в образовании» редко рассматривается второй (но не менее важный) вариант применения этого эффективнейшего инструмента — «поддержка управленческой работы и организационных изменений в образовательных учреждениях». И это при том, что даже международные исследования (например, TALIS) подтверждают факт недовольства качеством персонала руководителями учебных заведений, как за рубежом, так и в нашей стране. В частности, 44 % директоров российских школ полагают, что в школах не хватает квалифицированных учителей, а 10 % считают, что их не хватает значительно. При том, что в небольших и средних городах число недовольных квалификацией своих учителей иногда превышает 60 %. Эти цифры существенно выше средних по странам-участницам TALIS. [1]

Основываясь на столь неутешительной статистике, будет полезно более детально рассмотреть вопрос, в чем суть коучинга, и как его можно применять в отечественной педагогике.

Подход коучинга практикуется на основе восприятия человека, как сформировавшейся личности со своими целями, стремлениями и вариантами путей их реализации. В связи с этим — главной задачей коуча является формулирование для клиента путей решения его проблемы, а совместный поиск этих путей, индивидуальных для каждого человека. Коучинг — процесс, ведущий к повышению профессиональной компетентности или росту личностных качеств коучируемого, где главная цель — не достижение материальных результатов, а развитие у человека способности видеть пути, принимать решения и нести за них ответственность.

Восприятие коуча, как эксперта, одобряющего или не одобряющего те или иные действия своего клиента — в корне ошибочно. Самая важная задача — укрепить способность коучируемого к самостоятельным решениям, к постановке собственных, а не кем-то навязанных планов, и принятию полной ответственности за результат их реализации.

Эти полезные и нужные навыки необходимо развивать не только, и не столько у школьников. Преподаватели также нуждаются в систематической обратной связи, непрекращающемся личностном росте и возможности обсуждения профессиональных достижений, с последующим планированием путей реализации собственных целей, что наглядно доказывает международный опыт.

Достаточно показателен пример одной из норвежских школ. Сертифицированный коуч и тренер Международного Эриксоновского университета коучинга Ян-Георг Кристианссен, проживающий в Норвегии, с начала 90-х работает консультантом и коучем в различных частных и государственных школах, возглавляет представительство МЭУ. Внедрение коуч-подхода в школьную систему Норвегии складывалось не сразу, проект был разделен на несколько этапов.

В 2001 году школа-гимназия Уллерн в коммуне Аскер принимала в своих стенах всего 9 первоклассников при работающих 30 учителях. Именно с нее началось внедрение системы коучинг-технологий в Норвегии. Школа была исключена властями из списка школ, и имела все шансы быть расформированной к следующему учебному году, но получила последнюю возможность на исправление. И в 2005 году, имея уже 180 претендентов в первый класс и 50 учителей — школа была официально объявлена одной из лучших в Норвегии. За этот период было проведено большое количество мероприятий совместно с Норвежским Представительством Международного Эриксоновского Университета (МЭУ). Одним из ключевых аспектов в этой истории успеха были многократные беседы в коучинг стиле между директором, учителями и Яном Кристиансеном.

Основные инструменты, которые были использованы — это проведение кочинговых встреч (при соблюдении стандартов ICF, без советов, указаний), командный коучинг, обучающая программа навыкам стратегий успешного обучения для всех учеников первого года обучения, включая правописание и чтение (для страдающих дислексией), мотивационные речи для всех учителей и родителей, консультации в процессе с целью улучшения стратегии и применения коучинга в группах с лидерами. Проект был признан номером 1 среди 150 норвежских школ — претендентов на финансовую поддержку в 2006 году, когда подавалось заявление в Национальный Директорат по Образованию. В дальнейшем программа стала развиваться в межрегиональном, а потом и национальном масштабах. [4] Т.о. более, чем убедительные результаты использование коучинг-технологий уже применяются в зарубежном опыте управления образовательными организациями.

Рассмотрим более детально, что же такое коучинг персонала и как он может применяться в современном менеджменте. В крупных финансовых организациях, в бизнесе, в структурах, заинтересованных в повышении эффективности управления -грамотный руководитель использует инновационные подходы и организует коучинг своему персоналу (зачастую не массово, а наиболее ответственным ключевым фигурам в своей компании). Компетентный и организованный персонал с высокой мотивацией, добивающийся успеха, уверенный в себе, эффективный и стремящийся к постоянному развитию — секрет успеха работы эффективного управленца.

Коучинг приносит успех, если используется для тех сотрудников, которые по роду деятельности и служебных обязанностей должны принимать самостоятельные решения, но в то же время уметь работать в команде. Он дает возможность сотруднику более четко видеть цель и смысл своих действий, соотносить их с общей пользой и в конечном итоге становиться более успешным и эффективным на своем месте. Все эти важные и полезные качества, без сомнения, важны и для современных педагогов.

Коуч может быть как приглашенным со стороны, так и сотрудником компании, в последнем случае он помогает сформировать стиль общения руководителя с подчиненными так, чтобы персонал действовал с максимальной самостоятельностью, но для блага компании.

Дж. Уитмор (автор книги «Коучинг высокой эффективности») задается вопросом «Может ли вообще менеджер быть коучем»? И убедительно доказывает, что «может», но для этого он должен проявить высочайшие качества менеджера — эмпатию, порядочность и беспристрастность, а также в большинстве случаев стремление совершенно иначе подходить к своему персоналу. [5] Ему также придется выстраивать собственные модели поведения из-за отсутствия примеров для подражания и даже столкнуться на первых порах с противодействием тех сотрудников, которых настораживает любое отклонение от традиционного менеджмента. Их может испугать дополнительная персональная ответственность, которую подразумевает базирующийся на коучинге стиль управления. А в качестве основных компетенций руководителя-коуча стоит выделить:

Умение активно слушать, задавать сильные вопросы

Умение оказывать помощь в определении цели, составлении плана, принятии решения

Умение держать фокус на результат

Умение вдохновлять, мотивировать, снимать тревогу и стресс

Умение давать обратную связь

Ценность руководителя в образовании, обладающего выше обозначенным набором характеристик, без сомнения высока, т. к. часто даже молодые специалисты, требующие особенно пристального внимания в начале своей карьеры, не имеют необходимой связи с руководителем, не получают полноценную обратную связь, не имеют возможности эффективно планировать свою деятельность.

На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что процесс применения коучинговых технологий в формате «повышения эффективности управленческой деятельности» руководителями образовательных организаций практически не применяется, однако показывает высокую эффективность в практике зарубежного опыта, широко применяется в менеджменте крупных отечественных компаний, фокусируясь в следующих областях личностно и социально-значимых результатов, таких как

– Повышение осознанности жизненных и профессиональных решений, поддержка в создании оптимальных стратегий и планов действий в достижении поставленных профессиональных/деловых, карьерных и жизненных целей.

– Индивидуальное и групповое сопровождение профессионального/делового, карьерного и личностного развития взрослых в контексте постановки целей и поиска путей их достижения, раскрытия человеческого потенциала (в организациях, на производстве, в образовательных учреждениях, в системах повышения квалификации, в государственных структурах, в рамках социальных и предпринимательских проектов и инициатив и др.).

– Повышение эффективности управления в целом и качества принятия управленческих решений руководителями всех уровней [2],

что, безусловно, является серьезным аргументом за применение данного метода в практике управления в современном образовании.

Литература:

1. Директора российских школ и их зарубежные коллеги / Е. А. Ленская, И. В. Брун // Материалы XII Международной научно-практической конференции, г.Москва 19–20 февраля 2016. С.140–153.

2. Кларин М. В. Инновационное образование: уроки «несистемных» образовательных практик // Образовательные технологии. 2014. № 1. С. 19–29

  1. Коучинг в образовании // worldtutors.ru. URL: http://worldtutors.ru/kouching-v-obrazovanii

4. Коучинговый подход в обучении старшеклассников, как технология реализации современного образования // coachingineducation.ru. URL: http://coachingineducation.ru/kouchingovyj-podxod-v-obuchenii-starsheklassnikov/

5. Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности /Пер. с англ. — М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. С. 168.

Основные термины (генерируются автоматически): TALIS, Норвегия, ICF, большая часть, высокая эффективность, образование, образовательный процесс, умение, учитель, школа.


Задать вопрос