Коучинг и тренинг в системе обучения и развития персонала | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 24.03.2017

Статья просмотрена: 1859 раз

Библиографическое описание:

Буцкая, А. А. Коучинг и тренинг в системе обучения и развития персонала / А. А. Буцкая, К. А. Николаева, О. А. Петриго. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 247-249. — URL: https://moluch.ru/archive/146/41046/ (дата обращения: 16.12.2024).



На сегодняшний день понятие «коучинг» оказывается одним из востребованных в менеджменте и консалтинге. Консалтинг — это консультирование людей, занимающих управленческие должности в вопросах деятельности компании. Менеджмент — это процесс, направленный на эффективное планирование основных ресурсов организации, работая как единая целая система, ориентируясь на основные цели организации, исследуя человеческий ресурс, социум, общество.

Изучение процесса коучинга и тренинга стоит начать с определений этих понятий. У коучинга существует множество определений:

  1. В работе организации — это непрерывный процесс общения руководителя и подчиненного, который способен, помимо реализации успешной деятельности компании, оказывать стимулирование профессионального роста сотрудника в постоянно меняющихся условиях работы.
  2. Это процедура, направленная на достижение целей в различный аспектах жизни личности.
  3. Это технология, позволяющая переместить ситуацию из зоны проблемы в зону эффективного её решения.
  4. Это система, позволяющая определить и понять новые подходы и возможности, раскрыть человеческий потенциал и систематизировать все аспекты жизни.
  5. Это партнерское взаимодействие, в котором специалист не дает советов и не диктует план действий для достижения целей.

В коучинге существуют следующие основные понятия:

− Коуч — специалист, помогающий людям в достижении целей в различных областях деятельности.

− Коучируемый — клиент, которым могут быть как организации, так и отдельные личности.

− Сессии коучинга — регулярные встречи коуча с коучируемым.

Основная особенность коучинга — специалист лишь помогает человеку найти самостоятельное решение вопросов, а не решает её за него.

Коучинг служит для помощи клиента при определении в приоритетах, поддержки в достижении целей и ответственности при осуществлении задуманного. Коуч фокусирует свою деятельность на определении и достижении целей, а также на создании результата. Потребитель его работы — это человек, желает идти к собственным целям. Особенностью коучинга является тот факт, что он не интересуется прошлым, главное его направление из настоящего в будущее.

О коучинге стоит помнить, что этот процесс актуален для всех– от предпринимателей до домохозяек. С самого начала клиенту стоит определиться с ответом на вопрос: «Чего именно он хочет?», в случае, если ответ не определен, коуч выявит истинные желания и поможет в обретении этой истины.

Специалист не показывает коучируемому, как делать, а создает условия для самостоятельного осознания требуемых действий, способов, с помощью которых обучаемый сможет достичь желаемого. В коучинге присутствует принцип самостоятельного клиента, суть которого заключается в самоопределении приемлемого способа действия и определении основных этапов достижения целей клиента.

Центральной задачей корпоративного коучинга является конкретизация персональных целей коучируемого, установление допустимости включения их в цели компании и возможность достижения личных целей клиента при условии работы в организации.

Коучинг применяется не только в масштабах компаний, но и в качестве планирования, управления и улучшения собственной жизни человека. Главным намерением в этом случае является создание самого себя как личности, имеющей требуемые качества в социальном, духовном, материальном и личностном аспектах жизни.

Основные принципы коучинга:

  1. Принцип осознанности и ответственности: основная задача коучинга — это добиться, чтобы клиент брал на себя ответственность как в области профессиональной деятельности, так и за все, что происходит в его жизни. Рассматриваемый процесс чтобы клиент самостоятельно осознал, какую цель он преследует и следовал по пути её достижения.
  2. Принцип отсутствия экспертной позиции: ввиду того, что основная особенность коучинга заключается в свободе клиента в выборе путей достижения целей, коуч не выступает в качестве эксперта, не дает советы и готовые решения. Существует возможность передачи от коуча опыта путем рассказа истории из жизни, но при условии, что в нем не будет конкретных шагов к действию.
  3. Принцип взаимосвязи: когда человек работает над решением проблем взаимосвязей с коллегами в компании, это непременно оказывает влияние на другие сферы деятельности. Коучинг, действующий в направлении осуществления целей учитывает воздействие плана на все сферы жизни человека.
  4. Принцип сопротивления: общеизвестный факт, что любые изменения влекут за собой возражения окружающих. Это объясняется тем, что перемены воспринимаются как неизвестность и вызывают страх опасности. Именно поэтому коучу с клиентом следует разработать стратегию постепенного установления новой стратегии.
  5. Принцип поэтапного развития: цели должны быть масштабными, а этапы для её достижения исполнимыми. При переходе с низшей ступени к более высокой следует совершать небольшие действия, то есть преодолевать путь постепенно и маленькими шагами, а не сразу кардинальными изменениями. Коучу следует тщательно контролировать и не позволять ставить клиенту недостижимые на данном этапе цели.
  6. Принцип равенства: поскольку коучинг базируется на партнерских взаимоотношениях между специалистом и коучируемым, то и в компаниях, где он внедрен следует придерживаться коммуникативного сотрудничества между начальником и подчиненным.
  7. Принцип мониторинга: проблемы клиентов и их прошлое не интересны коучингу. Он направлен на достижение поставленных целей в будущем и поэтапные действия для их достижения в настоящем или оценка событий прошлого, с целью извлечения уроков, которые помогут более продуктивно двигаться на данный момент.
  8. Принцип иерархичности развития: в своем развитии каждая личность проходит три основных этапа. Первый — эгоцентрический, на котором все окружающие рассматриваются лишь как средства для достижения личных целей. Основной стиль поведения на этом этапе — манипуляция (психологический прием, который способен заставить человека осуществлять какие-либо действия наперекор собственным интересам). К сожалению, некоторые личности останавливаются на этом этапе развития. Второй — группоцентрический, в котором человек идентифицирует себя с определенной компанией людей, причем люди которые не разделяют её интересы группой отторгаются. Главным направлением деятельности на этом этапе является достижение целей в интересах группы. Третий — общечеловеческий, при котором главным является сотрудничество со всеми людьми и стремление направить свою деятельность на благо даже не знакомых людей.

Технология коучинга приспосабливает организацию и сотрудников к возможности конкурировать на рынке. Преимущественно уровень эффективности и продуктивности компании оказывается большим ресурсов, используя который не требуется жесткая борьба с конкурентами.

Чтобы достичь определенной цели нужно обладать соответствующими навыками. Тренинг — процесс обучения, который направлен на развитие и приобретение определенных навыков, выявление и разработка методов для преодоления конкретных затруднений. В процессе тренинга у участника появляется возможность рассмотреть свою проблему со стороны и разработать определенный алгоритм действий для её решения. Поскольку тренинги в большинстве своем предполагают заранее осведомленность участников о его теме и цели, а соответственно обладание базовыми знаниями в рассматриваемой области, перед тренером встает задача выработки конкретных умений и развитие практических навыков, которые требуются на текущий момент. Отличительной чертой тренингов от стандартных форм обучения является концентрация внимания на практических заданиях.

Существует множество вариантов проведения тренингов. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Группы саморазвития — опираются на совершенствование собственного уровня развития, составляют систематизированный порядок действий в различных ситуациях.
  2. Обучение действием — хотя обучение и проходит в контексте саморазвития, однако в процессе решения, происходит взаимодействие участников и обмен знаниями.
  3. Специальные навыки — выполнение заданий, которые требуют развития конкретных навыков.

На тренингах могут решаться такие задачи, как:

− Доведение до автоматизма навыков работы

− Достижение сноровки работы в команде

− Формирование новых профессиональных качеств и совершенствование личностных

− Генерирование новшеств с целью увеличения эффективности деяний

− Устранение недостатков в деятельности сотрудников организации.

Главной проблемой тренинга заключается в том, что у участника прошедшего его и вернувшегося на производство появляется необходимость суметь применить полученные знания в реальной жизни. Преградой для этого является тот факт, что ни один тренинг не даст решений для абсолютно всех каждодневных ситуаций, которые требуют незамедлительного решения.

Одной из главнейших целей любого обучения является стремление побудить участника самому извлекать требуемые знания. При её достижении замотивированные участники сами будут сотрудничать с тренером и обмениваться опытом, с целью накопления знаний для решения рабочих проблем.

Коуч-тренинг нужен, когда имеющихся у сотрудников знаний и навыков уже не достаточно для преуспевающей деятельности компании и появляется необходимость быстрого их обучения, но без отрыва от производства, чтобы те смогли быстро внедрить полученные умения и повысить прибыльность компании.

Литература:

  1. Огнев А. С. Организационное консультирование в стиле коучинг. — СПб.: Речь, 2003.
  2. Парслоу М. Рэй. Коучинг в обучении: практические методы и техники. — СПб.: Питер, 2003.
  3. Смирнова Н. К., Самарина О. Г., Астахова Т. А. Организационные изменения в компании: персонал, руководители, процессы и управление. — М.: Бератор-Паблишинг, 2008. — 192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): достижение целей, действие, достижение, клиент, навык, основная особенность, специалист, тренинг.


Задать вопрос