Оптимизация развития словарного запаса ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (224) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 23.09.2018

Статья просмотрена: 123 раза

Библиографическое описание:

Федотова, Л. Д. Оптимизация развития словарного запаса ребенка / Л. Д. Федотова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 38 (224). — С. 98-100. — URL: https://moluch.ru/archive/224/52769/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящее время, несмотря на обилие игрушек, пособий, средств информации, количества детей с проблемами в речевом развитии существенно возросло. Родители и педагоги не могут оказать своевременную помощь ребенку, т. к. зачастую не владеют информацией о возрастных нормах развития речи.

Взрослые ошибаются, если думают:

— Ребенок еще мал, все еще успеется;

— О ребенке надо только заботиться (кормить, одевать);

— И «Я» в его годы этого делать не умел;

— Наш дедушка тоже заговорил в 7 лет;

— Многие люди этого вообще не умеют делать и ничего;

— Я на работе, я устал, мне некогда.

Однако потом, когда время упущено и у ребенка возникают серьезные проблемы в обучении, родители ищут виноватых: почему нам раньше никто не говорил?»

Поэтому остро встал вопрос о пропаганде среди родителей и педагогов возрастных норм: «Что должен знать и уметь ребенок?» Все нуждаются в добром совете. Кроме того, это поможет не только правильно развивать ребенка и общаться с ним, но имеет и прикладное диагностическое значение: зная норму развития ребенка и видя настоящее состояние речи ребенка, легко определить степень отставания, а значит, и выстроить стратегию помощи. С этой целью составлена настоящая памятка развития речи ребенка в онтогенезе с рекомендациями игр, игрушек для успешной реализации возрастной «программы». Однако и родителям, и педагогам надо хорошо усвоить, что ни в коем случае нельзя форсировать речевое развитие. Все надо делать вовремя.

От 0 до 3 мес. необходимо:

Общаться с ребенком ровным, ласковым голосом, улыбаясь ему и пытаясь повторить звуки, похожие на те, что Вы услышали у ребенка. Пытайтесь дождаться от него ответного звука. Разговаривая с ребенком, необходимо поглаживать ручки, ножки.

Необходимые игрушки: движущийся модуль у кроватки с колокольчиком, яркими ленточками и шариками. Можно надевать на ручку яркий браслет или носок.

В 5–6 мес. появляется лепет, ребенок различает характер звуков. Начинает хватать и обследовать предметы.

Даем ребенку тряпочные кубики, овощи, грибы, зверей для ощупывания, деревянную ложку, колокольчик. Игрушку нужно вкладывать в руку ребенка, проводить игрушкой по животу, пищать игрушкой и резко убирать ее за спину. Играть в игры «Коза рогатая», «Ку-ку» (закрывать от ребенка свое лицо платком, убрав платок, улыбаться и произносить «ку-ку». В кроватку вывешивать игрушки и круг в диаметре 10 см с нарисованным человеческим лицом глаза, губы, щеки, волосы), показывать ребенку воздушные шарики, горящий фонарик на расстоянии 25 см.

Осторожно «подбрасывать» ребенка вверх, держа в руках; покачивать на коленях «Лошадка скачет»

В 7–8 мес. ребенок начинает соотносить слова с предметами. Даем в руки погремушки, молоточек, пищащие игрушки.

В 8,5–9,5 мес. появляется модулированный лепет (слоги с разнообразной интонацией.

К 10 мес. могут появиться отдельные слова из парных слогов (па-па, ба-ба)

Игрушки: металлическое зеркальце, палочки, кубики, шарики, ящички и банки, шнуры или палочки, на которые можно надевать предметы. Мячик, машинка, книга, бубен, мягкие звери, куклы, куклы-петрушки.

Игры: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Ку-ку» (прятки лица)

Действия с игрушками сопровождаются словами: бах, ап, ту-ту,би-би, тук-тук, ав-ав. Покажите, как «говорит» курочка, уточка, гусь, кошка, собака, коза, корова. Давая что то, говорите: «На!», а забирая, говорите: «дай». Зовите: «Иди, иди к папе». Показывайте: «Вот! Вот — мячик», «Вот — киска»

К 12 мес. появляются 4–10 слов (киса, мама, му, бе до 53 слов)

Играть в жесты «Пока-пока», «Дай», «Нет», «Да», «Нельзя»

Может показать: нос, глаза, уши, мячик, молоко, воду, ложку, 3–4 игрушки, яблоко и т. д.

Играть в поддувание ватки, шарика.

К 1,5 годам говорит слова «еще», «все», называет свое имя, 5 членов семьи, имитирует голоса животных, показывает свои части тела (рука, нога, живот), показывает 3–5 картинок в книге, выполняет команды: встань, сядь, дай мне, подойди, покажи, достань свои ботинки и т. д., причешись, погладь кису, покорми мишку. Ни в коем случае не сюсюкаться в речи.

К 2 годам активный словарь достигает 250–300 слов. Ребенок начинает связывать слова в предложения.

Должно насторожить, если ребенок употребляет только определенные отдельные слова, не связывая их во фразу и эти слова — существительные.

В норме к 2–3 годам 100 существительных, 50 глаголов¸ 20–30 прилагательных, 70 наречий. Чем меньше прилагательных, тем ниже интеллектуальный уровень ребенка.

Используем игры: «Разрезные картинки из двух частей», Лото «Какого цвета», «Форма», «Игрушки», «Строитель» (строим стол, стул, кровать, гараж, домик), «Скажи тихо-громко», «Выполни поручение», «Угадай, что я делаю» («чистить» зубы, «подметать» пол, «мыть руки» и т. п.)

Пропевать простые песенки, проговаривать потешки: «Укусила киску муха и болит у киски ухо» Слушать сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Волк и козлята», «Колобок».

В 3 года ребенок называет имя, фамилию, свой возраст, рассказывает о двух событиях по порядку, выполняет серию из 3-х команд. Складывает картинку из 4-х кубиков, рассказывает, что нарисовано на картинке. Употребляет сложносочиненные предложения. Активный словарь 800–1000 слов. Формируется артикуляция свистящих. Считает до 3-х.

Игры: Лото «Парные картинки», «Ферма», «Цвет», «Форма».

Обобщения: игрушки, звери, еда.

«Что нарисовано неправильно?», «4-ый лишний».

Понимает простые шутки: («Бегемот сел на забор»).

Связывает в историю серию из 3-х картинок.

Слушает сказки: «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Смоляной бочок», «Зимовье»

К 4 годам в словаре 2000 слов. Формируется нормальная артикуляция шипящих. Ребенок чуток к интонации. Знает предлоги «в», «на», «с», «под», «над». Спрашивает значение новых слов. Может описать предмет словами: «Скажи, какой?» Может показать: немного, много, несколько, больше всего. Понимает смысл действия (что будет, если яйцо упадет), складывает картинку из 6-ти частей.

Игры: куклы, мебель, машинки, одежда, посуда для сюжетно-ролевых игр.

Игры: «Доктор Айболит», «Магазин», «Строитель», Лото «Чей малыш?», «Кто где живет», «Разложи по форме», «Во саду ли, в огороде»

Разучивает стихотворение 4–6 строк. Слушает сказки: «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «По щучьему велению», «Бобовое зернышко», «Снегурочка».

Ездит на велосипеде, лыжах, играет в мяч.

В 5 лет. Активный словарь 2500–3000 слов. Знает короткие стихи. Речь фразовая. Умеет различать 6 основных цветов, 6 геометрических форм. Считает предметы от 5 до 10. Понимает обобщение: одежда, игрушки, посуда, мебель. Складывает картинки из 9 частей, рисование переходит от предметного к сюжетному. Владеет ножницами. Пересказывает короткий рассказ., знает времена года, свой адрес, ФИО родителей. К 5 годам все языковые средства достигают минимального уровня зрелости: звукопроизношение, слоговая структура, лексика, (может рассказать величину, цвет, вкус, t, вес, оценку), морфология (может изменять существительное в роде, числе и падеже)

Игрушки: «Мозаика», «Конструктор ЛЕГО», «Палочки Кьюзенера», игры с правилами, лото, домино, шашки.

Сказки: «Заяц-хватун», театральные игрушки, «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Три медведя», «Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Мальчик -с- пальчик», «Хаврошечка», «Морозко», Короткие рассказы Л. Н. Толстого «Лев и собачка», «Косточка», «Пожарные собаки»

К 6–7 годам словарь 3, 5 тыс.слов. Удлиняется, усложняется фраза. Звукопроизношение достигает нормы. Ребенок может делать речь предметом анализа (звук — слог — слово), знает буквы, цифры, выполняет счетные операции в пределах 10. Собирает кубики из 12 частей. Рисует человека и животных. Знает месяцы и дни недели. Знает 8 цветов, плоские и объемные геометрические формы. Узнает целое по половине., предсказывает, что произойдет дальше, знает антонимы (большой-маленький и т. д.). Пересказывает рассказ из 5 эпизодов.

Игры: «Чего не стало» (5–6 предметов), «Перечислите по порядку», «Когда это бывает?», «Загадки», «Небылицы», «Зоопарк», «Ателье» (5 типов), «Профессия», «Транспорт», «Маленький модельер», «Конструкторы», поделки из бумаги, теста, природного материала, аппликации. Может скакать на скакалке, играть в футбол, волейбол, баскетбол, хоккей, ездит на самокате, лыжах, коньках, плавает, стоит на одной ноге 10 сек. Играет в подвижные и хороводные игры 20 мин., следуя правилам игры. Знает правила вежливости и этикета.

Сказки: «Красная шапочка», «Приключения Буратино», «Малыш и Карлсон», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», «Снежная королева», «12 месяцев». Может объяснить смысл пословиц и поговорок, отвечает на логические вопросы: почему у автомобиля тормоза?, почему закрывают шлагбаум? И т. д.

К 7 годам ребенок овладевает устной речью в объеме, достаточном для успешного обучения. Он и в дальнейшем будет накапливать свой словарный запас. У взрослого человека словарный запас 5 тыс. слов, журналисты используют 2 тыс. слов, А. С. Пушкин использовал 25 тыс. слов, Шекспир — 27 тыс. слов. Ребенок должен получить правильную речь, чтобы овладеть всем богатством знаний, которое выработало человечество. А помочь ему в этом могут и должны родители и взрослые, которые находятся рядом. Эта помощь станет более эффективной, если следовать изложенным выше советам. Желаем удачи!

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, слово, игрушка, активный словарь, игра, картинка, кой случай, предмет, речевое развитие, родитель.


Задать вопрос