Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Стратегия развития образовательной системы и информационная компетентность выпускника

9. Педагогика высшей профессиональной школы
8
Поделиться
Библиографическое описание
Царева, М. И. Стратегия развития образовательной системы и информационная компетентность выпускника / М. И. Царева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3063/.

Современные изменения в обществе ведут к пересмотру основной парадигмы высшего педагогического образования. Смещение акцента обучения в сторону интерактивности означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства.

Проблемы реформирования содержания высшего образования диктуют изменения образовательной стратегии России, ее ориентации на новые образовательные и информационные приоритеты. Это обуславливает поиск новых парадигм и моделей развития педагогической системы образования. Российская система высшего образования находится в ситуации поиска содержания и методов обучения, выполняющих функции поиска содержания и методов обучения, выполняющих функции формирования инновационного сознания и модели деятельности современного специалиста.

Компьютеризация выдвинула перед педагогическими вузами задачу подготовки специалистов, которые в будущей профессиональной деятельности будут эффективно использовать компьютерные технологии. В информационном обществе XXI в. смогут рассчитывать на достижение успеха только те специалисты, которые не только овладеют базовыми курсами институтских программ, научатся применять усвоенные знания, а главное - у выпускников вуза будут сформированы умения самостоятельной работы с информацией. Современному обществу необходим такой педагог, который умеет непрерывно пополнять свои знания, совершенствовать свою компетентность и компетенции. Практика показала, что недостаточное внимание уделяется обучению студентов самостоятельно и рационально организовать свою учебно-познавательную деятельность. Поэтому выпускники вуза не могут быстро адаптироваться к непрерывно обновляющимся новым информационным технологиям. На первое место выдвигается не информированность студента, а умения разрешать возникающие проблемы, отход от знаниевой парадигмы образования к компетентностной. Своеобразным ответом на проблемную ситуацию в образовании, возникшую вследствие противоречия между необходимостью обеспечить современное качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путём за счет дальнейшего увеличения объема усваиваемой информации, является ориентация требований к уровню подготовки выпускников вузов на достижение компетентности.

Понятие «компетентность», несмотря на свое частое употребление, достаточно сложное и не имеет однозначного толкования, прежде всего из-за сложности данной категории как отражения личностных качеств, умений и моделей поведения современного человека. Чаще всего компетентность обозначается, как способность личности осуществлять сложные культуросообразные виды действий. Несмотря на различие взглядов, все ученые сходятся в мнении, что понятие «компетентность» шире знаний, умений и навыков, не является их суммой, т.к. включает все стороны деятельности – знаниевую, операционно-технологическую, ценностно-мотивационную. Ценностным основанием выделения компетентностей является ориентация на создание максимально благоприятных условий для саморазвития, самоопределения студентов в образовательном процессе.

Достижение компетентностей в информационном обществе на всех ступенях развития напрямую зависит от наличия беспрепятственного доступа каждого человека к разнообразным источникам информации, от владения умениями работать с информацией, различной по содержанию и представленной в разных формах. Поэтому можно утверждать, что универсальной компетентностью, на которой базируется достижение ключевых компетентностей во всех сферах самоопределения человека, является информационная.

Определяя значимость информационной компетентности в процессе современного образовательного пространства, говорим о том, что она является частью общего процесса информатизации, представляющей собой «объективный процесс», и что развитие информационной компетентности неразрывно связан с процессом информатизации образования [4]. Сущность это процесса раскрыта в работах С. А. Абрамова, А. Г. Гейн, В. П. Дьяконова, В. С. Леднёва, И. В. Роберт, Б. Я. Советова и др.

Исследуя генезис основополагающих понятий предметной области исследования, приходим к выводу о том, что ключевым основанием, объединяющим исследования по проблеме формирования информационной компетентности является понятие «информация» [3]. Информация имеет общественное значение – это огромные хранилища, содержащие знания о искусстве, образовании, достижениях научной мысли в технике, видео- и аудиотеки и т.д. информация так же, как вещество и энергия, стала предметом производства и распространения, обрела свойства и функции. Таким образом, приходим к выводу о том, что информация является неотъемлемой частью современной жизни. И наряду с этим, информационная компетентность, которая занимает значимую позицию в системе образования, становится одной из приоритетных стратегий развития образовательных систем в русле широкого и всеобъемлющего процесса образования.

Формирование информационной компетентности возможно только притом условии, если она стала нормой педагогического взаимодействия с самых первых шагов воспитания и обучения. На основе этого выделяют три взаимосвязанных и последовательных уровня развития информационной компетентности:

  • Интуитивный (начальный);
  • Нормативный (достаточный);
  • Творческий (высокий).

Благодаря этим уровням, информационная компетентность развивается, переходя с одного уровня на другой. При этом ее состояние каждый раз может быть диагностировано, исходя из соответствия структуры и содержания компьютерных знаний и умений обучающихся [2].

Учитывая, что при переходе от одной ступени образования к другой меняются содержание, формы предъявления информации, расширяются ее источники, соответственно меняются и способы поиска, анализа, организации, представления информации, т.е. происходит овладение информационной и компьютерной грамотностью, информационной компетентностью. Грамотность определяется в связи с ее использованием в повседневной жизни и является показателем того. Насколько адекватно система официального образования готовит будущих педагогов к миру вне вуза и насколько хорошо послевузовский мир использует полученное ими образование.

Под информационной грамотностью будем понимать базовую грамотность, обеспечивающую интеграцию математической, социальной, естественнонаучной и др. грамотности, которая характеризуется способностью использовать основные способы работы с информацией, лежащей в основе познавательной деятельности.

Компьютерная грамотность означает овладение приемами работы на компьютере в качестве пользователя, являющимися основой непрерывного образования и способствующими профессиональной мобильности и социальной защищенности индивида.

Информационная компетентность, с нашей точки зрения, - это ключевая компетентность, являющаяся основой компетентностей в социальной, личностной, познавательной, предметно-деятельностной и других сферах, которая обеспечивает допрофессиональную и социальную мобильность человека и опирается на универсальное умение работать с разными источниками информации. При этом под мобильностью понимается способность быстрой личностной переориентации, как при сохранении социальной идентичности, так и при ее смене при обязательном соотношении прошлого опыта и новой деятельности [1].

Содержание универсальных умений, входящих в состав информационной компетентности, меняется сообразно возрастным особенностям человека и зависит от круга решаемых жизненно важных задач. Совершенствование информационной компетентности связано с расширением источников информации и расширением умений по их использованию.

Следовательно, информационная компетентность позволяет осуществлять, эффективны информационный обмен, оценивать полезность и истинность получаемой информации; отбирать личностно значимую информацию, осуществлять инфомационно-психологическую защиту и др.

Процесс формирования информационной компетентности можно считать непрерывным в течение всей жизни человека. Сензитивным периодом для формирования базиса информационной компетентности, является период обучения в вузе.

Системное, целостное представление об информационной компетентности, выделение ее существенных черт, обоснование критериев и уровней ее сформированности теоретической предпосылкой для развития тенденции и условий развития это позволяет более целенаправленно и эффективно организовывать обучение и значительно ускорить процесс овладения современными обучающими технологиями.

Стратегическим направлением развития образовательных систем в современном обществе является обеспечение интеллектуального и нравственного совершенствования человека на основе вовлечения его в разнообразную, самостоятельную, целесообразную деятельность в различных областях знаний. Быстрое обновление знаний ставит перед высшей школой задачу подготовки специалистов:

  • способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям современного общества;
  • решать возникающие в действительности проблемы, используя современные технологии;
  • грамотно работать с информацией, извлекать и обрабатывать информацию;
  • эффективно использовать информационные ресурсы для решения поставленных задач [5].

Для формирования информационной компетентности в системе современного образования необходимо:

  • Обеспечить целостную информационно-развивающую образовательную среду, путем объединения усилий педагогического, технического персоналов вуза;
  • Обеспечить построение учебных занятий на основе междисциплинарной интеграции с основными дисциплинами с целью расширенной информационной подготовки студентов.

Формирование информационной компетентности предполагает:

  • освоение знаний и умений из области информатики и информационно-коммуникационных технологий;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве, анализировать информацию.

Будущему педагогу необходимо освоить ряд умений - отбирать информационные технологии, электронные образовательные продукты; педагогически целесообразно использовать их в своей профессиональной деятельности, адаптировать их и даже совершенствовать.

Таким образом, в информационном обществе существенно необходимыми являются качественными перемены в системе образования, которые проявляются в ориентации процесса обучения на достижение ключевых компетентностей студентов в различных сферах жизнедеятельности, базирующейся на информационной компетентности.


Литература:

  1. Вакулова, О. В. Цель преобразований процесса обучения в информационном обществе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2005. №1. С.76-80.
  2. Краевский, В. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / В.В. Краевский. А.В. Хуторской // Педагогика. 2003. №2. С.3-10.
  3. Роберт, И. В. теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические и технологические аспекты). – М.: ИИО РАО. 2007. 234с.
  4. Стеценко, И. А. Проблемы информатизации профессионального образования / И.А.Стеценко, М.И.Царёва. – LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH. 2012. 178с.
  5. Царёва, М.И. Роль информационных технологий в образовательном процессе // Педагогическое образование: новое время – новые решения: материалы междунар. науч. конф. – Саранск: Изд-во Саран. гос. пед. ун-та,2010. – С.73-77.

Врезка1

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный