Модель историко-информационной подготовки будущего учителя информатики
Автор: Мауль Анна Викторовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, октябрь 2013)
Дата публикации: 08.10.2013
Статья просмотрена: 144 раза
Библиографическое описание:
Мауль, А. В. Модель историко-информационной подготовки будущего учителя информатики / А. В. Мауль. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 123-125. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4204/ (дата обращения: 16.12.2024).
Актуальность разработки модели историко-информационной подготовки будущих учителей информатики заключается в потребности учебных учреждений в профессиональных педагогах (учителей информатики). Модель подготовки учителя позволяет вырастить из молодого учителя высококвалифицированного педагога.
Целью модели является реализация историко-информационной компетенции учителей информатики. Проблема совершенствования подготовки учителей в рамках компетентного подхода на сегодняшний день является довольно острой. Необходимо разработать эффективную систему подготовки учителей в рамках компетентного подхода. На мой взгляд, одним из наиболее важных подходов в подготовке учителей информатики является историко-информационная подготовка, которая осуществляется в рамках изучения курса истории информатики.
Разрабатываемая модель позволит усовершенствовать теоретические навыки учителей информатики. Необходимость разработки модели обусловлена рядом следующих обстоятельств:
- недостаточность историко-информационной подготовки учителей информатики;
- отсутствие разработок для формирования историко-информационных компетенций студентов педагогических вузов;
- потребность в высококвалифицированных кадрах в образовательной сфере;
- изменение социально-экономической ситуации;
- развитие информационных технологий.
За эталон сформированности историко-информационной подготовки субъекта педагогического образования принят самый высокий (творческий) уровень, характеризующийся проявлением интереса к историко-информационной деятельности, поиском новых форм и методов работы. Набор историко-информационных знаний и навыков обучающихся усвоен и осознан — это знания основных этапов развития информатики их особенностей и течений информационной мысли. На данном уровне появляется творческое отношение к педагогической и методической деятельности в процессе обучения. [2]
Репродуктивно-творческий (средний) уровень характеризуется наличием у студентов мотивов к изучению истории информатики и ее использования в обучении школьников. Студенты умеют решать исторические задачи в любой сложившейся ситуации. На данном уровне у учителя сформирован собственный стиль преподавания, и сформирована адекватная самооценка.
Репродуктивный (начальный) уровень характеризуется меньшим интересом у педагогов в приобретении знаний по истории информатики, знания лишь поверхностные и не представляют собой целостную систему, способные решать лишь простые задачи исторического содержания.
Историко–информационную компетентность учителя информатики можно определить как культуру мышления, основанную на историко–информационных знаниях. В теоретическом аспекте — это овладение научным стилем мышления, основанном на принципе историзма, в практическом аспекте — это умение проектировать и конструировать учебный процесс, овладение навыками творческого решения задач в области педагогики, психологии и методики обучения информатике с учетом истории развития науки. [4]
Рассматриваемая историко-информационная компетентность включает: уровни сформированности компетенции у студентов-выпускников вуза, структуру, критерии и показатели сформированности историко-информационной подготовки будущих учителей информатики.
Планируемые уровни сформированности компетенции у студентов-выпускников вуза
Пороговый уровень:
- демонстрирует знание терминологии предметной области;
- демонстрирует знания в области истории информатики (включая элементы методологии информатики как науки); -оперирование основными понятиями и фактической информацией по курсу истории информатики;
- развитие познавательного интереса к решению профессиональных педагогических задач и формирование мотивации к учебной деятельности;
- демонстрирует знание требований нормативных документов и методических рекомендаций по оформлению работ.
Продвинутый уровень:
- осуществляет рациональный выбор информационно-комммуникативных технологий;
- владеет навыками планировании, проведения и анализа результатов педагогического эксперимента;
- владеет навыками критического анализа научных публикаций;
- владеет навыками рефлексии;
- владеет навыками научной коммуникации;
- историко-аналитические умения;
- умения осуществлять целенаправленный поиск и отбор информации.
Превосходный уровень:
- демонстрирует понимание сложных взаимосвязей между элементами образовательного процесса;
- осуществляет теоретическое обобщение эмпирической информации;
- владеет навыками самооценки уровня профессиональной, методологической и исследовательской подготовки и планирования личной траектории саморазвития и совершенствования;
- может предложить тему и организовать исследование учащегося, подготовить его к участию в научной конференции.
Компоненты историко-информационной компетентности
Мотивационно-ценностный компонент историко-информационной компетентности представляет собой совокупность следующих мотивов:
- интерес к истории информатики,
- интерес к профессии педагога,
- стремление к обогащению знаний по истории информатики,
- развитие творческой деятельности в процессе изучения дисциплины.
Данный компонент направлен на развитие положительной мотивации у студентов в процессе обучения, на основе знаний полученных в процессе изучения истории информатики. Мотивационно ценностный компонент характеризуют такие показатели как осознанность личностью историко-информационных знаний, их прочность и самостоятельность в действенном применении в решении педагогических и методических задач.
Основная задача мотивационно-ценностного компонента это реализация координирующей функции, которая состоит в потребности студентов овладеть историко-информационными знаниями и навыками их применять, в побуждении у них интереса к историко-информационной деятельности. Критерием данного компонента является положительная мотивация к осуществлению историко-информационной деятельности.
Содержательно-целеполагающий компонент историко-информационной компетентности состоит из: совокупности теоретических знаний, умений и навыков, познавательной активности необходимых для осуществления педагогической деятельности. Данный компонент предназначен для модели обучения на основе историко-информационных данных, приемов и методов решения разных исторических задач. Его характеризуют: качество, полнота, глубина и обобщенность историко-информационных знаний, приобретенных в процессе обучения.
Функция содержательно-целеполагающего компонента заключается в знакомстве обучающихся с историей информатики, с методами и приёмами решения исторических задач, с особенностью применения истории информатики в процессе обучения. Критерием данного компонента является владение теоретическими и практическими знаниями в области истории информатики.
Деятельносто-операционный компонент историко-информационной подготовки заключается в умении применять приобретённых навыков, знаний и умений в решении педагогических и методических задач, опираясь на историко-генетический метод при выборе приёмов и способов решения различного вида задач, с учетом исторического развития информатики как науки. Данный компонент характеризуют: мобильность знаний, системность, оперативность, умение приобретать наиболее значимые историко-информационные знания, навыки применения полученных знаний для решения профессиональных задач своей специальности.
Функция деятельностно — операционного компонента представляет собой развитие у студентов навыков для решения историко-информационных задач, развитие способов построения процесса обучения на основе историко-генетического метода. Его критерием является умение проектировать учебный процесс на основе историко-генетического метода.
Личностно-рефлексивный компонент историко-информационной компетентности представляет собой наличие у учителя своего собственного стиля обучения, способность учителя к оценке своей педагогической деятельности и полученных результатов, к проектированию и самообразованию, на формирование которых большое влияние оказывает история информатики. Характеристиками личностно-рефлексивного компонента является способность к самооценке, оцениванию своих результатов, проведению рефлексии своей деятельности. [1]
Личностно-рефлексивный компонент реализует оценочную функцию, обеспечивающий оценку личности, оценку своих возможностей и приобретённых знаний и умений. Критерием компонента является комплекс представлений обучающегося о себе как личности и профессионале и наличие собственного стиля преподаваниявконтексте истории информатики.
Критерии и показатели сформированности историко-информационной подготовки будущих учителей
1. Положительная мотивация к осуществлению историко-информационной деятельности:
- характер мотивов педагогической деятельности;
- наличие интереса в области истории информатики;
- потребность в формировании историко-информационной компетентности;
2. Владение теоретическими и практическими знаниями по истории информатики:
- полнота теоретических знаний и практических умений по истории информатики;
- системность и осознанность знаний по истории информатики;
3. Владение методическим аппаратом и обладание умениями проектирования учебного процесса на основе историко-генетического метода:
- характер решаемых, исторических задач;
- характер учебно-методической деятельности;
- способность к видению проблемы, выдвижению идей, осуществлению переноса знаний в новую ситуацию;
4. Самосознание обучающегося, собственный стиль преподавания:
- адекватный уровень самооценки;
- индивидуальный стиль преподавания, основанный на историко-генетическом методе обучения.
Исходя из вышеизложенного следует, что знания по истории информатики формируют устойчивую мотивацию для дальнейшего изучения данной дисциплины, появляется возможность анализировать приобретаемый опыт, а самое главное, помогают сформировать адекватную жизненную позицию.
Литература:
1. Бондарь, В. В. Информационная компетентность личности учителя как социально-педагогическая проблема, монография. / A. A. Темербекова, В. В. Бондарь. М.:МГУ, 2008.
2. Видении С. А. Изучение вузовского курса «История информатики» в контексте обучающей технологии «обучение через делание» / С. А. Видении // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2008.
3. Видении С. А. Функции курса истории информатики в подготовке будущего учителя информатики / С. А. Видении // Молодежь и наука XXI века: IX Всероссийская научно-практическая конференция. Красноярск, 2009.
4. Гудкова Т. А. Формирование информационной компетентности будущего учителя информатики в процессе обучения в вузе: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. — Чита, 2007.
5. Лапчик М. П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования / М. П. Лапчик. -Омск: Изд-во Ом. гос. пед. ун-т.