Развитие операционного мышления на уроках информатики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (93) июль-1 2015 г.

Дата публикации: 03.07.2015

Статья просмотрена: 791 раз

Библиографическое описание:

Хижняк, О. А. Развитие операционного мышления на уроках информатики / О. А. Хижняк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 716-718. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20711/ (дата обращения: 19.11.2024).

В статьерассматривается проблема развития операционного мышления на уроках информатики и пути её решения на примере средней общеобразовательной школы. Автор раскрывает инновационные методы, формы, средства и виды деятельности, способствующие развитию операционного мышления у учащихся.

Ключевыеслова: операционное мышление, метод обучения, формы, средства, проектная деятельность, инновационные методы.

 

Гуманизация образования может позволить себе представить изучение основ информатики в школе без ознакомления учащихся с началами алгоритмизации и программирования.

Однако хочется добавить, гуманизация образования требует, чтобы мы настояли на привитии нашим детям принципов умения мыслить.

Д. П. Береговой

 

В условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения с 2011 года задача системы образования состоит в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят быть успешным вне стен общеобразовательного учреждения. В практике работы общеобразовательного учреждения не накоплен материал, который необходим для анализа важных характеристик операционного мышления учащихся, условий и механизмов его развития в процессе изучения курса информатики и информационных технологий. Возникает противоречие между назревшими потребностями в наличии операционного мышления учащихся и отсутствием исследований по выявлению и теоретическому обоснованию дидактических условий, средств и механизмов интенсификации мыслительных процессов учащихся в процессе изучения данного предмета. Поэтому развитие операционного мышления на уроках информатики, актуально.

Многие заблуждаются думая, что операционно мыслить могут только одарённые дети. Как утверждают психологи, развить операционное мышление можно у ребенка до 12 лет, а после необходимо его поддерживать. Поэтому нам необходимо приложить максимум усилий, что бы создать определенные условия на уроках для его развития и поддержания.

В практике автора статьи развитие операционного мышления делится на 3 основных этапа:

1.         В начальной школе развитие операционного мышления (в рамках курса внеурочной деятельности «Информашка» 1–4 класс) опирается на принципы, содержание и идеи УМК “Информатика в играх и задачах” А. В. Горячева. На уроках основная часть заданий и упражнений направлены на формирование операционного мышления. Внимательно изучив методику составления таких задач, решила моделировать данные задачи с помощью интерактивной доски. Применение такой методики способствовало повышению эффективности обучения.

2.         Развитие операционного мышления в средней школе (5–9 класс). В связи со спецификой этапа основного образования как самого продолжительного в структуре основного курса информатики выделяются две последовательные части: вводная (5–6-й классы), одной из целей которой является пропедевтика понятий базового курса информатики, и базовая (7–9-й классы).

3.         Развитие операционного мышления в старшей школе (10–11 класс). В старшей школе к предмету «Информатика и ИКТ» добавляется предмет «Математика в информатике», в который вынесены темы «Алгоритмизация и программирование», «Алгебра логики», «Системы счисления» и др., направленные на развитие операционного мышления школьников.

Актуальность представляемого педагогического опыта «Развитие операционного мышления на уроках информатики» в том, что оно способствует развитию талантливых детей, что является одним из основных направлений развития общего образования.

Основные методы, способствующие развитию операционного мышления школьников, имеют различные формы их воплощения и средства реализации. Инновационные методы являются общими для обучения любому предмету, но в каждом из них они приобретают специфическую форму.

Для реализации цели: «Развитие операционного мышления на уроках информатики» в своей практике автор статьи применяет такие методики: работа с направляющим текстом, дидактические задачи, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), деловые игры, проектная деятельность учащихся.

Каждая из этих методик успешно используется для освоения нового материала, получения новых знаний, оценки качества усвоения материала через решения практических задач.

К инновационным методам, способствующим развитию операционного мышления школьников, можно отнести: проблемный метод, метод программного обучения, модельный метод, метод проектов.

Формы, способствующие развитию операционного мышления на уроках: групповое обсуждение, консультации учащихся, беседы, дискуссии, уроки в форме научно-исследовательская лаборатория, научно-практические конференции, заседании научного общества учащихся, участие в семинарах.

Виды деятельности:

-          проблематизация (умение ставить проблему и находить пути её решения);

-          планирование содержательной деятельности ученика;

-          рефлексия;

-          представление результатов своей деятельности и хода работы;

-          поиск актуальной и необходимой информации;

-          практическое применение школьных знаний в различных ситуациях.

Таким образом, при организации учебной деятельности учащихся сочетаются различные методы. При выборе и сочетании методов обучения учителю информатики необходимо руководствоваться соответствием методов целям и задачам обучения и каждого конкретного урока, содержанию изучаемого материала, возрастным особенностям школьников, условиям, в которых протекает процесс обучения.

В итоге, если мы будем учитывать все эти факторы, то сумеем сформировать и развить у учеников такой специфический вид мышления, как операционный.

Проанализировав результат своей работы, автор статьи пришла к выводу, что её деятельность даёт положительные результаты. Процент высокого уровня развития операционного мышления возрос на 27 %. Это подтверждает наличие призовых мест учащихся в рамках краевых научно-практических конференций МАН учащихся Кубани, «Шаг в будущее», «Шаг в будущее, ЮНИОР», «Шаги в науку» и других муниципальных, региональных и краевых конкурсах по информатике.

Основные термины (генерируются автоматически): операционное мышление, развитие, операционное мышление школьников, вид деятельности, задача, общеобразовательное учреждение, операционное мышление учащихся, старшая школа, урок, урок информатики.


Задать вопрос