Развитие эмпатии у депривированных подростков в процессе психологического консультирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №38 (224) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 23.09.2018

Статья просмотрена: 98 раз

Библиографическое описание:

Пожарская, Е. А. Развитие эмпатии у депривированных подростков в процессе психологического консультирования / Е. А. Пожарская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 38 (224). — С. 177-178. — URL: https://moluch.ru/archive/224/52717/ (дата обращения: 16.12.2024).



Актуальность изучения эмпатии и ее развития у депривированных подростков обусловлена, во-первых, тем, что, эмпатия в большинстве исследований рассматривается как условие, необходимое для успешного осуществления процесса межличностного взаимодействия, а во-вторых, тем, что эмпатия как психическое личностное образование, достигнув своей выраженности в период пубертата, является в дальнейшем стимулятором просоциального поведения и альтруизма, в третьих, формирование личности подростка в условиях детского дома негативно воздействует на развитие эмоционально-личностной сферы в целом, особенно на развитие эмпатии, т. к. именно в подростковом возрасте начинают впервые обнаруживаться индивидуальные особенности эмпатии и представлений о ней. Несмотря на многочисленные исследования, посвященные проблеме эмпатии в подростковом возрасте, на сегодняшний день отсутствует единое мнение о том, как именно депривация влияет на развитие эмпатии учащихся СПО, а так же отсутствует единый подход к оказанию психолого-педагогической помощи, а именно психологическое консультирование, направленное на развитие эмпатии депривированных подростков.

В разное время к вопросу об особенностях эмпатии обращались зарубежные ученые (А. Валлон, Л. Мерфи, М. Хоффман, П. Массен, Н. Айзенберг) и отечественные специалисты (Т. П. Гаврилова, В.В Зеньковский, Г. Ф. Михальченко, Л. А. Сивицкая, В. П. Кузьмина, И. М. Юсупов, М. В. Осорина);

Мы разделяем взгляды И. М. Юсупова, и под термином «эмпатия» подразумеваем целостный феномен, связующий между собой сознательную и подсознательную инстанции психики, цель которого — «проникновение» во внутренний мир другого человека. [[Юсупов И. М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис....д-ра психол. наук. С.-Петерб. Гос. Ун-т. СПб., 1995. 252 с.].]

Несмотря на большое количество исследований, посвященных влиянию психической депривации на развитие личности ребенка, единого мнения относительно возможных последствии до сих пор нет, это так же относиться к развитию эмпатии. Под термином «психическая депривация» мы подразумеваем психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени» [Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте — Прага, Авиценум, 1984–334 с.].

Большинство авторов, таких как В. М. Астапов, А. М. Прихожан, Н. Д. Левитов, А. И. Захаров и другие, отмечают, что низкий уровень эмпатии подростков способен приводить ко многим другим проблемам, таким как социально-психологическая адаптация, неадекватное представление о себе и окружающей среде и поведение. Поэтому развитие эмпатии особенно важно в подростковом возрасте, когда интенсивно развиваются нравственные ценности, жизненные перспективы, новые взгляды на жизнь и на отношения между людьми.

Одним из методов оказания психологической помощи депривированным подросткам для развития эмпатии является психологическое консультирование.

Психологическое консультирование — это совокупность процедур, направленных на оказание профессиональной помощи человеку в разрешении проблем и принятий решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствовании личности и межличностных отношений [Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас. — М.: изд. «Академический проспект», 2000. — 350 с.]

Психологическое консультирование депривированных учащихся СПО, направленное на развитие эмпатии, осуществляется по общепринятой схеме, однако имеет свои особенности:

  1. Исследование проблем.
  2. Двумерное определение проблем.
  3. Идентификация альтернатив.
  4. Планирование.
  5. Деятельность.
  6. Оценка и обратная связь. [Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас. — М.: изд. «Академический проспект», 2000. — 350 с.]

Психологическое консультирование, направленное на развитие эмпатии, основывается преимущественно на применении методов разговорной терапии, с использованием таких техник как активное слушание, перефразирование, обобщение и другие. (Хухлаева, 2001).

Основные задачи психологического консультирования, направленного на развитие эмпатии депривированных подростков, являются:

– способствование осознанию собственных чувств и эмоций;

– способствование анализу и осознанию состояния окружающих;

– способствование пониманию мотивов поведения людей;

– формирование внутреннего самоконтроля и умения сдерживать негативные импульсы;

– приобретение умений находить выход из трудных ситуаций;

– формирование позитивных моральной позиции и жизненных перспектив.

Стоит отметить, что из-за узкого круга общения, депривированным подросткам трудно применять имеющиеся знания об эмоциональных состояниях других людей на практике. Из этого следует, что в процессе психологического консультирования необходимо моделировать ситуации общения. Необходимо учить подростков переносить имеющиеся у них знания об особенностях взаимодействия между людьми на реальные жизненные ситуации. А также корректировать и расширять эти знания в соответствии с той или иной ситуацией.

Литература:

  1. Юсупов И. М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис. … д-ра психол. наук. С.-Петерб. Гос. Ун-т./ И. М. Юсупов. — СПб., 1995–252 с.
  2. Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте/ Лангмейер Й., Матейчек З. — Прага, Авиценум, 1984–334 с.
  3. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас. — М.: Академический проспект, 2000–350 с.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическое консультирование, развитие эмпатии, подростковый возраст, единое мнение, подросток.


Похожие статьи

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры

Оптимизация эмоциональной сферы у разведенных женщин посредством транзактного анализа

Тренинг личностного роста в психологическом сопровождении дезадаптированной личности

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр

Стигматизация школьников подросткового возраста как фактор девиантного поведения

Формирование и развитие сенсомоторных навыков у детей с умеренной степенью нарушения интеллекта

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Похожие статьи

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры

Оптимизация эмоциональной сферы у разведенных женщин посредством транзактного анализа

Тренинг личностного роста в психологическом сопровождении дезадаптированной личности

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр

Стигматизация школьников подросткового возраста как фактор девиантного поведения

Формирование и развитие сенсомоторных навыков у детей с умеренной степенью нарушения интеллекта

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Задать вопрос