Повышение уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся в социально опасном положении, посредством группового консультирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (235) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 08.12.2018

Статья просмотрена: 279 раз

Библиографическое описание:

Гаркушева, И. С. Повышение уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся в социально опасном положении, посредством группового консультирования / И. С. Гаркушева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 223-225. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54552/ (дата обращения: 17.12.2024).



В условиях дефицита «теплоты» человеческих отношений, резких негативных изменений социально-экономической структуры перед людьми встает проблема одиночества и безразличия. У детей все чаще наблюдается повышенная агрессивность, эмоциональная глухота, замкнутость на себе и собственных интересах. А. Б. Холмогорова и Н. С. Смирнова отмечают, что детям из неблагополучных семей свойственны низкая степень доверия к людям, выраженный страх отвержения, низкая готовность к учету индивидуальных особенностей других людей. В связи с этим особое значение повышение уровня развития эмпатии имеет у детей из неблагополучных семей, и в частности, у детей, находящихся в социально опасном положении (СОП).

На основании теоретического обзора, нами было проведено исследование на базе МБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Надежда» г. Красноярска. В исследовании приняло участие 16 детей в возрасте 9–10 лет, находящихся в СОП, из них 9 мальчиков и 7 девочек.

Для определения уровня развития эмпатии у младших школьников, находящихся в СОП, нами были выделены критерии, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Критерии для выявления уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся вСОП

уровень

критерий

низкий

средний

высокий

Восприятие и понимание внутреннего мира другого человека (когнитивный компонент)

Не обладает знаниями об эмоциях; не понимает настроения людей; не дифференцирует их поступки; не оценивает их действия;

Обладает некоторыми знаниями об эмоциях; не всегда понимает настроения людей; дифференцирует их поступки; оценивает их действия;

Обладает знаниями об эмоциях; легко понимает настроения людей; дифференцирует их поступки; оценивает их действия;

Распознание эмоциональных состояний другого

человека

(эмоциональный компонент)

Не имеет интереса к сверстникам;

Только по просьбе взрослого стремится к взаимодействию с ними, вовлекает в совместные действия и участвует в них;

Имеет интерес к сверстникам; не всегда стремится

к взаимодействию с ними; имеет способность учитывать желания сверстника, но не всегда это делает; стремится привлечь его внимание, вовлекает в совместные действия и участвует в них;

Имеет повышенный интерес к сверстникам; стремится к взаимодействию с ними; имеет высокую способность учитывать желание сверстника; стремится привлечь его внимание, вовлекает в совместные действия и участвует в них;

Способность к установлению межличностного взаимодействия, стремление к оказанию действенной помощи

(поведенческий компонент)

Слабо реагирует на переживания сверстников; совершает эмпатийные действия лишь по побуждению взрослого;

Эмоционально реагирует на переживания другого, но при этом говорит примерно так: «А я никогда не плачу» и т. п., стремясь получить одобрение взрослого; лишь изображает сочувствие, сопереживание к другому;

Активно включается в ситуацию, пытается помочь, успокоить другого;

Для выявления актуального уровня развития эмпатии нами были использованы методики, направленные на исследование каждого из трех компонентов:

  1. Когнитивного

– методика «Угадай эмоцию» (Г. А. Урунтаева)

  1. Эмоционального

– методика «Неоконченные рассказы» (Т. П. Гаврилова)

– текстовая методика изучения эмпатийности у младших и средних школьников (Т. П. Гаврилова)

  1. Поведенческого

– «Структурированная беседа на основе ситуаций, которые способствуют возникновению сострадания» (А. А. Люба)

– опросник «Проявление эмпатии к сверстнику» (Е. Н. Васильева)

На основе анализа данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, мы сделали следующий вывод: у младших школьников, находящихся в СОП, преобладает средний уровень развития эмпатии (62,5 %). Это говорит о том, что испытуемые обладают некоторыми знаниями об эмоциях, способны распознавать эмоциональное состояние другого человека, имеют интерес к сверстникам, но не всегда стремятся взаимодействовать с ними, эмоционально реагируют на переживания другого, изображая сочувствие, чтобы получить одобрение взрослого. При этом выявлен достаточно большой процент детей с низким уровнем развития (37,5 %). Эти дети не способны распознавать эмоциональные состояния другого и откликаться на них.

Исходя из результатов констатирующего эксперимента, нами была составлена специальная программа групповых консультаций для младших школьников, находящихся в СОП.

Цель программы: повышение уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся в СОП, посредством группового консультирования.

Программа состоит из 10 встреч. Продолжительность одного занятия 40–50 минут, режим проведения — 2 встречи в неделю в течение 5 недель. Количество участников: 8–10 человек.

В содержание программы были включены следующие формы организации деятельности: беседа, практические психотехники, упражнения и техники арт-терапии.

В ходе реализации программы испытуемые, принявшие участие в исследовании, были нами разделены на две группы: экспериментальная (8 человек) и контрольная (8 человек).

После проведения программы нами был сделан повторный срез на участниках экспериментальной и контрольной групп, направленный на анализ изменений в уровнях развития эмпатии. В работе были использованы методики, аналогичные первому срезу.

Проанализировав данные, полученные в результате второго среза, мы можем сделать следующие выводы:

  1. В экспериментальной группе число участников с низким уровнем развития когнитивного компонента эмпатии сократилось до 0 %. Число участников со средним уровнем сократилось с 75 % до 37,5% за счет появления участников с высоким уровнем (62,5 %).

В контрольной группе незначительно повысился процент участников с высоким уровнем (с 50 % до 62,5 %) за счет снижения числа участников со средним уровнем (с 50 % до 37,5 %).

  1. В экспериментальной группе повысилось количество участников со средним уровнем развития эмоционального компонента эмпатии с 37,5 % до 75 %. Появились участники с высоким уровнем (25 %). Также важно отметить снижение количества участников с низким уровнем до 0 %.

В контрольной группе изменений не произошло.

  1. В экспериментальной группе число участников с низким уровнем развития поведенческого компонента эмпатии сократилось до 0 %. Возросло число участников со средним уровнем (с 12,5 % до 87,5 %). Также появились участники с высоким уровнем (12,5 %).

В контрольной группе появились участники с высоким уровнем (12,5 %) за счет снижения числа участников со средним уровнем до 87,5 %.

  1. Обобщая результаты всех методик, можно отметить значительное повышение общего уровня развития эмпатии участников экспериментальной группы. Участники с низким уровнем отсутствуют. Число участников со средним уровнем возросло с 25 % до 75 %. Важно отметить появление участников с высоким уровнем — 25 %. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у участников экспериментальной группы появилась устойчивая система знаний, способствующая распознаванию эмоциональных состояний другого человека. Кроме того, они научились откликаться на переживания другого, совершать адекватные действия, каким-либо образом выражающие свое сочувствие или сорадование, направленные на помощь и поддержку человеку, если он в ней нуждается.

В отличие от экспериментальной группы, изменения в контрольной группе незначительны. Появились участники с высоким уровнем развития эмпатии (12,5 %) за счет снижения числа участников со средним уровнем до 87,5 %.

Проведенный нами статистический анализ полученных данных показал достоверность сдвига в значениях уровня развития эмпатии участников экспериментальной группы на 99 % уровне значимости.

Таким образом, на основании полученных данных можно заключить, что разработанная нами программа групповых консультаций, направленная на повышение уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся в СОП, эффективна.

Литература:

  1. Гаврилова Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1997. — 180 с.
  2. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. — Речь, 2007. — 336 с.
  3. Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 640 с.
  4. Кравченко Ю. Е. Подавление эмоционального поведения и субъективное переживание // Экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 1. С. 28–38
  5. Менджерицкая Ю. А. Особенности эмпатии субъекта затрудненного общения [Текст] / Ю. А. Менджеринская // Прикладная психология. — 2012.– № 4. — С. 54–63.
  6. Модели взаимодействия с детьми группы риска. Опыт работы социального педагога [Текст] / авт.-сост. А. Н. Свиридов. — Волгоград: Учитель, 2011. — 184 с.
  7. Савлучинская Н. В., Павлова М. С. Теория и методика применения арт-педагогических технологий в работе с детьми // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 3. С. 228–230.
Основные термины (генерируются автоматически): экспериментальная группа, высокий уровень, число участников, контрольная группа, уровень развития, действие, настроение людей, повышение уровня развития эмпатии, счет снижения числа участников, уровень развития эмпатии.


Похожие статьи

Педагогическое сопровождение социализации подростка из неблагополучной семьи в ситуации развода родителей

Исследование уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся в социально опасном положении

Использование элементов арт-терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Развитие навыков эффективного общения у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии

Обеспечение межведомственного подхода к вопросу социализации молодых людей с интеллектуальными нарушениями

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности

Изучение возможностей развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением

Введение элементов экологического воспитания в процесс формирования социально-адаптивных навыков у детей-сирот с нарушением интеллекта

Психологическое сопровождение аутичных детей с умеренной умственной отсталостью в условиях детского дома интерната

Формирование навыков коллективного взаимодействия у детей, имеющих комплексные нарушения развития

Похожие статьи

Педагогическое сопровождение социализации подростка из неблагополучной семьи в ситуации развода родителей

Исследование уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся в социально опасном положении

Использование элементов арт-терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Развитие навыков эффективного общения у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии

Обеспечение межведомственного подхода к вопросу социализации молодых людей с интеллектуальными нарушениями

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности

Изучение возможностей развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением

Введение элементов экологического воспитания в процесс формирования социально-адаптивных навыков у детей-сирот с нарушением интеллекта

Психологическое сопровождение аутичных детей с умеренной умственной отсталостью в условиях детского дома интерната

Формирование навыков коллективного взаимодействия у детей, имеющих комплексные нарушения развития

Задать вопрос