В условиях дефицита «теплоты» человеческих отношений, резких негативных изменений социально-экономической структуры перед людьми встает проблема одиночества и безразличия. У детей все чаще наблюдается повышенная агрессивность, эмоциональная глухота, замкнутость на себе и собственных интересах. А. Б. Холмогорова и Н. С. Смирнова отмечают, что детям из неблагополучных семей свойственны низкая степень доверия к людям, выраженный страх отвержения, низкая готовность к учету индивидуальных особенностей других людей. В связи с этим особое значение повышение уровня развития эмпатии имеет у детей из неблагополучных семей, и в частности, у детей, находящихся в социально опасном положении (СОП).
На основании теоретического обзора, нами было проведено исследование на базе МБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Надежда» г. Красноярска. В исследовании приняло участие 16 детей в возрасте 9–10 лет, находящихся в СОП, из них 9 мальчиков и 7 девочек.
Для определения уровня развития эмпатии у младших школьников, находящихся в СОП, нами были выделены критерии, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Критерии для выявления уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся вСОП
уровень критерий |
низкий |
средний |
высокий |
Восприятие и понимание внутреннего мира другого человека (когнитивный компонент) |
Не обладает знаниями об эмоциях; не понимает настроения людей; не дифференцирует их поступки; не оценивает их действия; |
Обладает некоторыми знаниями об эмоциях; не всегда понимает настроения людей; дифференцирует их поступки; оценивает их действия; |
Обладает знаниями об эмоциях; легко понимает настроения людей; дифференцирует их поступки; оценивает их действия; |
Распознание эмоциональных состояний другого человека (эмоциональный компонент) |
Не имеет интереса к сверстникам; Только по просьбе взрослого стремится к взаимодействию с ними, вовлекает в совместные действия и участвует в них; |
Имеет интерес к сверстникам; не всегда стремится к взаимодействию с ними; имеет способность учитывать желания сверстника, но не всегда это делает; стремится привлечь его внимание, вовлекает в совместные действия и участвует в них; |
Имеет повышенный интерес к сверстникам; стремится к взаимодействию с ними; имеет высокую способность учитывать желание сверстника; стремится привлечь его внимание, вовлекает в совместные действия и участвует в них; |
Способность к установлению межличностного взаимодействия, стремление к оказанию действенной помощи (поведенческий компонент) |
Слабо реагирует на переживания сверстников; совершает эмпатийные действия лишь по побуждению взрослого; |
Эмоционально реагирует на переживания другого, но при этом говорит примерно так: «А я никогда не плачу» и т. п., стремясь получить одобрение взрослого; лишь изображает сочувствие, сопереживание к другому; |
Активно включается в ситуацию, пытается помочь, успокоить другого; |
Для выявления актуального уровня развития эмпатии нами были использованы методики, направленные на исследование каждого из трех компонентов:
- Когнитивного
– методика «Угадай эмоцию» (Г. А. Урунтаева)
- Эмоционального
– методика «Неоконченные рассказы» (Т. П. Гаврилова)
– текстовая методика изучения эмпатийности у младших и средних школьников (Т. П. Гаврилова)
- Поведенческого
– «Структурированная беседа на основе ситуаций, которые способствуют возникновению сострадания» (А. А. Люба)
– опросник «Проявление эмпатии к сверстнику» (Е. Н. Васильева)
На основе анализа данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, мы сделали следующий вывод: у младших школьников, находящихся в СОП, преобладает средний уровень развития эмпатии (62,5 %). Это говорит о том, что испытуемые обладают некоторыми знаниями об эмоциях, способны распознавать эмоциональное состояние другого человека, имеют интерес к сверстникам, но не всегда стремятся взаимодействовать с ними, эмоционально реагируют на переживания другого, изображая сочувствие, чтобы получить одобрение взрослого. При этом выявлен достаточно большой процент детей с низким уровнем развития (37,5 %). Эти дети не способны распознавать эмоциональные состояния другого и откликаться на них.
Исходя из результатов констатирующего эксперимента, нами была составлена специальная программа групповых консультаций для младших школьников, находящихся в СОП.
Цель программы: повышение уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся в СОП, посредством группового консультирования.
Программа состоит из 10 встреч. Продолжительность одного занятия 40–50 минут, режим проведения — 2 встречи в неделю в течение 5 недель. Количество участников: 8–10 человек.
В содержание программы были включены следующие формы организации деятельности: беседа, практические психотехники, упражнения и техники арт-терапии.
В ходе реализации программы испытуемые, принявшие участие в исследовании, были нами разделены на две группы: экспериментальная (8 человек) и контрольная (8 человек).
После проведения программы нами был сделан повторный срез на участниках экспериментальной и контрольной групп, направленный на анализ изменений в уровнях развития эмпатии. В работе были использованы методики, аналогичные первому срезу.
Проанализировав данные, полученные в результате второго среза, мы можем сделать следующие выводы:
- В экспериментальной группе число участников с низким уровнем развития когнитивного компонента эмпатии сократилось до 0 %. Число участников со средним уровнем сократилось с 75 % до 37,5% за счет появления участников с высоким уровнем (62,5 %).
В контрольной группе незначительно повысился процент участников с высоким уровнем (с 50 % до 62,5 %) за счет снижения числа участников со средним уровнем (с 50 % до 37,5 %).
- В экспериментальной группе повысилось количество участников со средним уровнем развития эмоционального компонента эмпатии с 37,5 % до 75 %. Появились участники с высоким уровнем (25 %). Также важно отметить снижение количества участников с низким уровнем до 0 %.
В контрольной группе изменений не произошло.
- В экспериментальной группе число участников с низким уровнем развития поведенческого компонента эмпатии сократилось до 0 %. Возросло число участников со средним уровнем (с 12,5 % до 87,5 %). Также появились участники с высоким уровнем (12,5 %).
В контрольной группе появились участники с высоким уровнем (12,5 %) за счет снижения числа участников со средним уровнем до 87,5 %.
- Обобщая результаты всех методик, можно отметить значительное повышение общего уровня развития эмпатии участников экспериментальной группы. Участники с низким уровнем отсутствуют. Число участников со средним уровнем возросло с 25 % до 75 %. Важно отметить появление участников с высоким уровнем — 25 %. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у участников экспериментальной группы появилась устойчивая система знаний, способствующая распознаванию эмоциональных состояний другого человека. Кроме того, они научились откликаться на переживания другого, совершать адекватные действия, каким-либо образом выражающие свое сочувствие или сорадование, направленные на помощь и поддержку человеку, если он в ней нуждается.
В отличие от экспериментальной группы, изменения в контрольной группе незначительны. Появились участники с высоким уровнем развития эмпатии (12,5 %) за счет снижения числа участников со средним уровнем до 87,5 %.
Проведенный нами статистический анализ полученных данных показал достоверность сдвига в значениях уровня развития эмпатии участников экспериментальной группы на 99 % уровне значимости.
Таким образом, на основании полученных данных можно заключить, что разработанная нами программа групповых консультаций, направленная на повышение уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся в СОП, эффективна.
Литература:
- Гаврилова Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1997. — 180 с.
- Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. — Речь, 2007. — 336 с.
- Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 640 с.
- Кравченко Ю. Е. Подавление эмоционального поведения и субъективное переживание // Экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 1. С. 28–38
- Менджерицкая Ю. А. Особенности эмпатии субъекта затрудненного общения [Текст] / Ю. А. Менджеринская // Прикладная психология. — 2012.– № 4. — С. 54–63.
- Модели взаимодействия с детьми группы риска. Опыт работы социального педагога [Текст] / авт.-сост. А. Н. Свиридов. — Волгоград: Учитель, 2011. — 184 с.
- Савлучинская Н. В., Павлова М. С. Теория и методика применения арт-педагогических технологий в работе с детьми // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 3. С. 228–230.