Психологические особенности нравственного развития в подростковом возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 01.04.2017

Статья просмотрена: 2353 раза

Библиографическое описание:

Губина, И. С. Психологические особенности нравственного развития в подростковом возрасте / И. С. Губина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 200-201. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41338/ (дата обращения: 22.12.2024).



Нравственное развитие подрастающего поколения – важная и ответственная задача, на решение которой направлены усилия педагогов, психологов, философов. В условиях постоянно меняющейся социальной действительности, общество испытывает трудности, связанные с нравственным развитием молодежи. На сегодняшний день не выработано целостного представления о нравственном развитии в подростковом возрасте с позиций достижений системного подхода. По мнению Е. А. Сорокоумовой, именно в этот период жизни человека происходит интериоризация представлений и знаний о нравственных нормах во внутренние побудители развития человека, в навыки и привычки нравственного поведения, неотъемлемые для человека качества в системе нравственных отношений общества [2]. В своей работе мы будем опираться на определение нравственности Р. В. Овчаровой: «нравственность — интегральное психологическое образование, включающее совокупность общечеловеческих ценностей и убеждений, чувств и переживаний, мотивов, потребностей и поступков личности на основе свободного выбора» [1].

Цель исследования: изучение психологических особенностей нравственного развития в подростковом возрасте.

Методики: методика диагностики уровня эмпатических способностей (В. В. Бойко); методика диагностики уровня нравственной самооценки (Л. Н. Колмогорцева); методика «Пословицы» (С. М. Петрова); методика «Отношение к нравственным нормам поведения» (Е. Н. Прошицкая).

Эмпирическое исследование было проведено на базе МБОУ СОШ № 20 с углубленным изучением отдельных предметов г. Белгорода. Выборку составили учащиеся 8-х классов (n=43), из которых 15 мальчиков и 28 девочек. Средний возраст испытуемых составляет 14 лет. Исследование проводилось в групповой форме.

Результаты иих обсуждение.

Анализ данных показал, что большинство подростков характеризуются заниженным уровнем эмпатии (59 %), при этом значимые различия в выборе доминирующего канала эмпатии отсутствуют (Х2=2,1, р>0,05). Вместе с тем, наблюдается тенденция роста проникающей способности (30 %). Можно предположить, что эмоциональная отзывчивость и эмпатическое восприятие подростка будет ярче проявляться в атмосфере открытости, доверительности и задушевности.

Подавляющее число подростков изучаемой выборки имеют средний уровень нравственной самооценки (92,8 %), т. е. учащиеся считают себя способными осознавать социально одобряемые нормы поведения, что, в свою очередь, может способствовать дальнейшему развитию моральных суждений и оценок. У 71 % восьмиклассников доминируют устойчивые ценностные отношения к жизни, к людям и к самим себе; это говорит о стремлении подростков к самоопределению, достижениям и расширению социальных контактов, их способности к пониманию ценности дружбы, труда и обучения.

Оценка типов отношений к нравственным нормам поведения показала выраженность сразу двух категорий: 1) активное, устойчивое, положительное (31 %) и 2) активное, недостаточно устойчивое (31 %). Данный факт может свидетельствовать о неопределенности поведения подростков в тех или иных ситуациях, несформированности мировоззрения, нечеткости собственного мнения, возможности компромиссов в вопросах морали и ситуациях нравственного выбора. Кажущая противоречивость результатов напрямую связана с особенностями развития в подростковом возрасте: отношение к себе как нравственной личности амбивалентно. Чувства «за» и «против» в адрес своего «Я» часто меняются, идет активное противоборство представлений и знаний о себе, наблюдается разрыв между сферами «знаю» и «делаю».

Для изучения связи эмоционального и поведенческого компонентов нравственного развития подростков мы использовали метод кросс-табуляции. Установлена связь между уровнем эмпатии и уровнем нравственной воспитанности (Х2=16,1, р<0,05), а также между уровнем эмпатии и отношением к нравственным нормам поведения (Х2=18,35, р<0,05), т. е. общий уровень воспитанности, в том числе и нравственной, напрямую согласуется с развитостью эмпатических способностей и отношением подростков к принятым в обществе нравственным нормам поведения. Это говорит о том, что развитие и воспитание эмпатических способностей, общая просвещенность и образованность, в том числе и нравственная, проявляется в поступках и поведении. Однако, в силу специфики подросткового возраста, ребятам характерно не показывать свою образованность и воспитанность.

Таким образом, наблюдается противоречие между знаниями, чувствами и поведением. Связь между уровнем нравственной самооценки и уровнем нравственной воспитанности (Х2=35,6, р<0,05), а также между уровнем нравственной самооценки и отношением к нравственным нормам поведения (Х2=37,85, р<0,05), говорит о согласованности самооценки и нравственности поведения. Можно предположить, что если подросток оценивает себя как нравственного и воспитанного человека, вне зависимости от уровня его общей самооценки, то и поступки его будут соответствовать нравственным нормам.

Выводы.

Эмоции и чувства, испытываемые подростками при столкновении с вопросами морали и нравственного выбора, напрямую связаны с поступками и нравственностью поведения, определяют его. Проникающая способность к эмпатии при среднем уровне нравственной самооценки позволяет подросткам успешно решать трудные проблемы нравственности. Однако, знания правил и норм они не всегда применяют на практике, а подстраивают под ситуацию. Нравственность в подростковом возрасте носит избирательный характер.

Литература:

  1. Овчарова Р. В. Нравственное развитие личности: от детства к отрочеству // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 11. — С. 106–108.
  2. Овчарова Р. В., Гизатуллина Э. Р. Психологическая структура нравственной сферы личности подростка // Педагогическое образование в России. — 2011. — № 3. — С. 103–108.
Основные термины (генерируются автоматически): нравственное развитие, подростковый возраст, методика диагностики уровня, нравственная самооценка.


Задать вопрос