Проведенное исследование посвящено изучению особенностям образа взрослости современных подростков. Показано, что для большинства из них характерны формальные представления о взрослости. Особенно важно подросткам показать себя самостоятельными и независимыми в ситуациях общения со взрослыми.
Подростковый возраст является сложным, переломным периодом в жизни каждого человека. Переживание кризисных состояний в подростковом возрасте влечёт за собой изменение отношения к миру, взаимоотношений с взрослыми и родителям. Подростки начинают вести себя «как взрослые», всеми силами пытаются войти в «мир взрослых» и отделяют себя от более младших детей. Причина этому то, что центральным новообразованием подросткового возраста является «чувство взрослости»: подросткам важно чувствовать себя взрослыми, самостоятельными, независящими не от кого.
Чтобы чувство взрослости выражалось без негативных последствий, необходимо, чтобы подросток имел чёткий и правильный образ взрослости. Адекватный образ взрослости в целом необходим для полноценного развития личности подростка, так как, как замечает В. И. Зорина, это «служит ориентиром направления развития подростка, что является предпосылкой к проявлению волевых усилий для достижения намеченных целей, реализации своих желаний» [1, с. 91].
Образ взрослости, по О. В. Курышевой: «особое новообразование самосознания подростка, рассматриваемое как целостный аффективно-когнитивный комплекс, включающий представления ребёнка о собственной взрослости и динамическую (эмоциональную) составляющую, с помощью которой происходит реализация представлений в действиях» [2, с. 26].
В исследовании, направленном на изучениеособенностей образа взрослости подростков, принимали участие 84 подростка в возрасте от 12 до 14 лет, обучающихся в МОУ «Северная СОШ № 1» Белгородского района Белгородской области. Нами были использованы следующие диагностические методики: сочинение на тему «Когда, в каких ситуациях я ощущаю себя взрослым» (О. В. Курышева) и опросник «Мой образ взрослости» (О. В. Курышева).
При изучении типов образа взрослости были получены следующие результаты (рис.1).
Рис. 1. Распределение подростков по типам образа взрослости (в %). Усл. обозначения: ВФ — «Виртуальный план действий — формальная взрослость»; РФ — «Реальный план действий — формальная взрослость»; РС — «Реальный план действий — содержательная взрослость»; ВС — «Виртуальный план действий — содержательная взрослость»
71,4 % подростков в исследуемой выборке имеют такой тип образа взрослости, как «Реальный план действий — формальная взрослость». Для этих подростков характерно понимание «взрослого» и «детского» поведения, но это, скорее, формальные представления, которые подростки так или иначе ситуативно воплощают в виде поступков с целью получения одобрения от окружающих.
Тип образа взрослости «Виртуальный план действий — формальная взрослость» характерен для 17,9 % испытуемых, что свидетельствует о том, что эти подростки ощущают себя взрослыми в основном в каких-то героических ситуациях и выдуманных историях, не разделённые по форме и содержанию.
Тип образа взрослости «Реальный план действий — содержательная взрослость» имеет меньшая часть выборки — 10,7 % подростков. Для них образ взрослости имеет свой особенный личностный смысл, им важно не просто формально соответствовать взрослому человеку, выглядеть в чужих глазах взрослым, но и в действительности быть им, поступать и думать, как взрослый.
Подростков с таким типом образа взрослости, как «Виртуальный план действий — содержательная взрослость» в нашем исследовании обнаружено не было.
Далее приведём результаты изучения типов ситуаций проявления взрослости подростками, которые представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Выраженность типов ситуаций проявления взрослости подростками (в ср.б., мах=30). Усл. обозначения: СОН — соблюдение общепринятых норм, ОсВ — общение со взрослыми, СД — самостоятельное действие, ШЖ — школьная жизнь, ОВ — оценивание взрослости, ОсД — общение с младшими детьми, Подр — подражание, ОС — общение со сверстниками, ДС — домашние ситуации, Др — другое
Как мы видим, наибольшую выраженность (М х =12,4) имеет такой тип ситуаций проявления взрослости подростками, как «Самостоятельное действие», что подтверждает, насколько подросткам важно быть самостоятельными и независимыми от родителей.
Меньшую выраженность имеют такие типы ситуаций проявления взрослости, как «Общение со взрослыми» (М х =10,8), «Соблюдение общепринятых норм» (М х =10,4), а также «Общение с младшими детьми» (М х =10,3), «Общение со сверстниками» (М х =10,1), «Оценивание взрослости» (М х =9,9), «Домашние ситуации» (М х =9,3), «Подражание» (М х =9,1), и «Другое» (М х =8,6), что соответствует низкому уровню выраженности. Это свидетельствует о том, что подростки, участвовавшие в исследовании, ощущают взрослость, когда общаются и взаимодействуют с родителями, учителями и другими взрослыми, когда соблюдают нормы и правила общества, когда общаются и взаимодействуют с детьми, которые младше них, общаются со сверстниками, когда кто-то оценивает их взрослость или когда подростки понимают, что стали лучше, чем были до этого (знают больше, делают что-то лучше, чем раньше), когда находятся дома и занимаются различными домашними делами, когда копируют манеры поведения, индивидуальные особенности, эмоции и реакции старших (при этом, как правило, имитируются внешние черты взрослости).
В таких ситуациях, как «Школьная жизнь», подростки проявляют взрослость реже всего (М х =7,2). Это связано с тем, что учебная деятельность теряет своё доминирующее значение для подростков, так как перестаёт быть ведущей деятельностью в этом возрасте, а потому свою взрослость подростки менее всего склонны ощущать именно в школе.
Таким образом, проведенное исследование показало, что для большинства подростков характерны формальные представления о взрослости. Данное обстоятельство подчеркивает актуальность и важность работы практических психологов образования, учителей и классных руководителей по развитию образа взрослости в подростковом возрасте.
Литература:
- Зорина, В. И. Опыт исследования идеального образа взрослого в подростковом возрасте с помощью семантических пространств [Текст] / В. И. Зорина // Вестник Пермского университета. — 2014. — № 1 (17). — С. 83–91.
- Курышева, О. В. Развитие образа взрослости и его влияние на поведение младших подростков в реальных ситуациях [Текст]: дис. … канд. псх. наук: 19.00.13 / О. В. Курышева. — Москва, 2000. — 139 с.