Особенности образа взрослости современных подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Омельяненко, А. В. Особенности образа взрослости современных подростков / А. В. Омельяненко, М. Ю. Худаева, В. В. Мироненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90873/ (дата обращения: 17.12.2024).



Проведенное исследование посвящено изучению особенностям образа взрослости современных подростков. Показано, что для большинства из них характерны формальные представления о взрослости. Особенно важно подросткам показать себя самостоятельными и независимыми в ситуациях общения со взрослыми.

Подростковый возраст является сложным, переломным периодом в жизни каждого человека. Переживание кризисных состояний в подростковом возрасте влечёт за собой изменение отношения к миру, взаимоотношений с взрослыми и родителям. Подростки начинают вести себя «как взрослые», всеми силами пытаются войти в «мир взрослых» и отделяют себя от более младших детей. Причина этому то, что центральным новообразованием подросткового возраста является «чувство взрослости»: подросткам важно чувствовать себя взрослыми, самостоятельными, независящими не от кого.

Чтобы чувство взрослости выражалось без негативных последствий, необходимо, чтобы подросток имел чёткий и правильный образ взрослости. Адекватный образ взрослости в целом необходим для полноценного развития личности подростка, так как, как замечает В. И. Зорина, это «служит ориентиром направления развития подростка, что является предпосылкой к проявлению волевых усилий для достижения намеченных целей, реализации своих желаний» [1, с. 91].

Образ взрослости, по О. В. Курышевой: «особое новообразование самосознания подростка, рассматриваемое как целостный аффективно-когнитивный комплекс, включающий представления ребёнка о собственной взрослости и динамическую (эмоциональную) составляющую, с помощью которой происходит реализация представлений в действиях» [2, с. 26].

В исследовании, направленном на изучениеособенностей образа взрослости подростков, принимали участие 84 подростка в возрасте от 12 до 14 лет, обучающихся в МОУ «Северная СОШ № 1» Белгородского района Белгородской области. Нами были использованы следующие диагностические методики: сочинение на тему «Когда, в каких ситуациях я ощущаю себя взрослым» (О. В. Курышева) и опросник «Мой образ взрослости» (О. В. Курышева).

При изучении типов образа взрослости были получены следующие результаты (рис.1).

Распределение подростков по типам образа взрослости (в %). Усл. обозначения: ВФ — «Виртуальный план действий — формальная взрослость»; РФ — «Реальный план действий — формальная взрослость»; РС — «Реальный план действий — содержательная взрослость»; ВС — «Виртуальный план действий — содержательная взрослость»

Рис. 1. Распределение подростков по типам образа взрослости (в %). Усл. обозначения: ВФ — «Виртуальный план действий — формальная взрослость»; РФ — «Реальный план действий — формальная взрослость»; РС — «Реальный план действий — содержательная взрослость»; ВС — «Виртуальный план действий — содержательная взрослость»

71,4 % подростков в исследуемой выборке имеют такой тип образа взрослости, как «Реальный план действий — формальная взрослость». Для этих подростков характерно понимание «взрослого» и «детского» поведения, но это, скорее, формальные представления, которые подростки так или иначе ситуативно воплощают в виде поступков с целью получения одобрения от окружающих.

Тип образа взрослости «Виртуальный план действий — формальная взрослость» характерен для 17,9 % испытуемых, что свидетельствует о том, что эти подростки ощущают себя взрослыми в основном в каких-то героических ситуациях и выдуманных историях, не разделённые по форме и содержанию.

Тип образа взрослости «Реальный план действий — содержательная взрослость» имеет меньшая часть выборки — 10,7 % подростков. Для них образ взрослости имеет свой особенный личностный смысл, им важно не просто формально соответствовать взрослому человеку, выглядеть в чужих глазах взрослым, но и в действительности быть им, поступать и думать, как взрослый.

Подростков с таким типом образа взрослости, как «Виртуальный план действий — содержательная взрослость» в нашем исследовании обнаружено не было.

Далее приведём результаты изучения типов ситуаций проявления взрослости подростками, которые представлены на рисунке 2.

Выраженность типов ситуаций проявления взрослости подростками (в ср.б., мах=30). Усл. обозначения: СОН — соблюдение общепринятых норм, ОсВ — общение со взрослыми, СД — самостоятельное действие, ШЖ — школьная жизнь, ОВ — оценивание взрослости, ОсД — общение с младшими детьми, Подр — подражание, ОС — общение со сверстниками, ДС — домашние ситуации, Др — другое

Рис. 2. Выраженность типов ситуаций проявления взрослости подростками (в ср.б., мах=30). Усл. обозначения: СОН — соблюдение общепринятых норм, ОсВ — общение со взрослыми, СД — самостоятельное действие, ШЖ — школьная жизнь, ОВ — оценивание взрослости, ОсД — общение с младшими детьми, Подр — подражание, ОС — общение со сверстниками, ДС — домашние ситуации, Др — другое

Как мы видим, наибольшую выраженность (М х =12,4) имеет такой тип ситуаций проявления взрослости подростками, как «Самостоятельное действие», что подтверждает, насколько подросткам важно быть самостоятельными и независимыми от родителей.

Меньшую выраженность имеют такие типы ситуаций проявления взрослости, как «Общение со взрослыми» (М х =10,8), «Соблюдение общепринятых норм» (М х =10,4), а также «Общение с младшими детьми» (М х =10,3), «Общение со сверстниками» (М х =10,1), «Оценивание взрослости» (М х =9,9), «Домашние ситуации» (М х =9,3), «Подражание» (М х =9,1), и «Другое» (М х =8,6), что соответствует низкому уровню выраженности. Это свидетельствует о том, что подростки, участвовавшие в исследовании, ощущают взрослость, когда общаются и взаимодействуют с родителями, учителями и другими взрослыми, когда соблюдают нормы и правила общества, когда общаются и взаимодействуют с детьми, которые младше них, общаются со сверстниками, когда кто-то оценивает их взрослость или когда подростки понимают, что стали лучше, чем были до этого (знают больше, делают что-то лучше, чем раньше), когда находятся дома и занимаются различными домашними делами, когда копируют манеры поведения, индивидуальные особенности, эмоции и реакции старших (при этом, как правило, имитируются внешние черты взрослости).

В таких ситуациях, как «Школьная жизнь», подростки проявляют взрослость реже всего (М х =7,2). Это связано с тем, что учебная деятельность теряет своё доминирующее значение для подростков, так как перестаёт быть ведущей деятельностью в этом возрасте, а потому свою взрослость подростки менее всего склонны ощущать именно в школе.

Таким образом, проведенное исследование показало, что для большинства подростков характерны формальные представления о взрослости. Данное обстоятельство подчеркивает актуальность и важность работы практических психологов образования, учителей и классных руководителей по развитию образа взрослости в подростковом возрасте.

Литература:

  1. Зорина, В. И. Опыт исследования идеального образа взрослого в подростковом возрасте с помощью семантических пространств [Текст] / В. И. Зорина // Вестник Пермского университета. — 2014. — № 1 (17). — С. 83–91.
  2. Курышева, О. В. Развитие образа взрослости и его влияние на поведение младших подростков в реальных ситуациях [Текст]: дис. … канд. псх. наук: 19.00.13 / О. В. Курышева. — Москва, 2000. — 139 с.
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, тип образа взрослости, Виртуальный план действий, подростковый возраст, Реальный план действий, содержательная взрослость, формальная взрослость, взрослый, образ взрослости, тип ситуаций проявления взрослости.


Похожие статьи

Ценности современной молодежи

В данной работе представлены результаты по исследованию приоритетов, принципов и ценностей современной российской молодежи. Установлено, что на сегодняшний день для молодого поколения характерны отсутствие мотивации к интеллектуальному и культурному ...

Родительские установки женщин с диагнозом бесплодие

В статье представлены результаты эмпирического исследования когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов родительских установок женщин с диагнозом «бесплодие». Выявлено, что в целом содержание установок является противоречивым, отражает ...

Роль задач с практическим содержанием на уроках алгебры в 7 классе

Данная научная статья исследует роль задач с практическим содержанием на уроках алгебры в 7 классе. В результате проведенного исследования было установлено, что использование такого типа задач способствует развитию умений применять алгебраические зна...

Развитие образа взрослости подростков средствами социально-психологического тренинга

Проведенное исследование посвящено изучению особенностям развития образа взрослости подростков средствами социально-психологического тренинга. Показано, что при реализации социально-психологического тренинга, формирование и развитие образа взрослости...

Представления дошкольников о родительстве на примере детей шестого года жизни

Статья посвящена вопросам исследования представлений о родительстве детей старшего дошкольного возраста. В результате проведенного исследования, применений различных методик, автор показывает степень осмысленных представлений о родительстве у детей ш...

Лень или апатия у подростков? Тревожные сигналы для родителей

В данной статье раскрываются особенности проявления апатии и лени в подростковом возрасте, как явлений, непосредственно связанных с волевой сферой человека. Были выявлены общие характеристики, а также специфические черты апатии и лени, их выраженност...

Формирование личностных учебных действий у младших школьников

В статье «Формирование личностных учебных действий у младших школьников» рассмотрены формы и средства, которые использует педагог для развития личностных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы. Авторы предполагают, что особое вним...

Педагогические условия формирования у подростков стремления к самореализации

В статье проанализированы понятия педагогических условий с точки зрения разных научных деятелей, а также представлены основные условия формирования у подростов стремлений к самореализации.

Формирование гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания

В статье рассматривается сущность гражданской идентичности, структура ее относительно детей дошкольного возраста и связь с патриотическим воспитанием. Описывается эксперимент по формированию гражданской идентичности у дошкольников старшей группы.

Формирование самооценки подростков с ОВЗ средствами изобразительного искусства

Статья посвящена вопросам формирования положительной самооценки подростков с ограниченными возможностями здоровья. В статье рассматривается практическое применение одного из направлений арт-педагогики — изобразительного искусства, приводятся материал...

Похожие статьи

Ценности современной молодежи

В данной работе представлены результаты по исследованию приоритетов, принципов и ценностей современной российской молодежи. Установлено, что на сегодняшний день для молодого поколения характерны отсутствие мотивации к интеллектуальному и культурному ...

Родительские установки женщин с диагнозом бесплодие

В статье представлены результаты эмпирического исследования когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов родительских установок женщин с диагнозом «бесплодие». Выявлено, что в целом содержание установок является противоречивым, отражает ...

Роль задач с практическим содержанием на уроках алгебры в 7 классе

Данная научная статья исследует роль задач с практическим содержанием на уроках алгебры в 7 классе. В результате проведенного исследования было установлено, что использование такого типа задач способствует развитию умений применять алгебраические зна...

Развитие образа взрослости подростков средствами социально-психологического тренинга

Проведенное исследование посвящено изучению особенностям развития образа взрослости подростков средствами социально-психологического тренинга. Показано, что при реализации социально-психологического тренинга, формирование и развитие образа взрослости...

Представления дошкольников о родительстве на примере детей шестого года жизни

Статья посвящена вопросам исследования представлений о родительстве детей старшего дошкольного возраста. В результате проведенного исследования, применений различных методик, автор показывает степень осмысленных представлений о родительстве у детей ш...

Лень или апатия у подростков? Тревожные сигналы для родителей

В данной статье раскрываются особенности проявления апатии и лени в подростковом возрасте, как явлений, непосредственно связанных с волевой сферой человека. Были выявлены общие характеристики, а также специфические черты апатии и лени, их выраженност...

Формирование личностных учебных действий у младших школьников

В статье «Формирование личностных учебных действий у младших школьников» рассмотрены формы и средства, которые использует педагог для развития личностных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы. Авторы предполагают, что особое вним...

Педагогические условия формирования у подростков стремления к самореализации

В статье проанализированы понятия педагогических условий с точки зрения разных научных деятелей, а также представлены основные условия формирования у подростов стремлений к самореализации.

Формирование гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания

В статье рассматривается сущность гражданской идентичности, структура ее относительно детей дошкольного возраста и связь с патриотическим воспитанием. Описывается эксперимент по формированию гражданской идентичности у дошкольников старшей группы.

Формирование самооценки подростков с ОВЗ средствами изобразительного искусства

Статья посвящена вопросам формирования положительной самооценки подростков с ограниченными возможностями здоровья. В статье рассматривается практическое применение одного из направлений арт-педагогики — изобразительного искусства, приводятся материал...

Задать вопрос