Особенности эмпатии студентов, обучающихся на факультете психологии
Автор: Чернова Александра Денисовна
Рубрика: 23. Психология
Опубликовано в
V международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2019)
Дата публикации: 25.11.2019
Статья просмотрена: 1034 раза
Библиографическое описание:
Чернова, А. Д. Особенности эмпатии студентов, обучающихся на факультете психологии / А. Д. Чернова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15452/ (дата обращения: 16.12.2024).
Современный мир нуждается в профессионалах своего дела, в том числе и в психологах. Новейшие исследования показывают, что все больше и больше людей не могут решать конфликты конструктивно, не могут «слышать» и слушать друг друга. Студенты, которые решили стать в будущем отличными психологами должна обладать этой значимой характеристикой.
Долгова В. И., Мельник Е. В. считают, что важнейшим нравственным качеством психолога, способствующим формированию профессиональной коммуникативной компетентности, является эмпатия. В терапевтических отношениях эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений, нравственному росту личности, эффективному взаимопониманию при оказании психологической помощи.
В 1905 году было предложено одно из первых определений термина эмпатия. Зигмунд Фрейд в своем труде «Остроумие и его отношение к бессознательному» отметил, что психоаналитики учитывают психическое состояние пациента, ставят себя в это состояние и стараются понять его, сравнивая его со своим собственным.
Карл Роджерс, основоположник гуманистической психологии, определял эмпатию следующим образом: эмпатия это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Помимо этого, автор отмечал, что человек, находящийся в состоянии эмпатии должен воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. То есть, человек как будто становится этим другим, но без потери ощущения «как будто». Таким образом, индивид ощущает радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимает их причины, как он их воспринимает. к. Роджерс также отмечает, что обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь.
Многие исследователи говорят о том, что эмпатия — это сложное функциональное образование, образующее единство познавательных и эмоциональных процессов. Помимо этого эмпатия опосредует и развивает актуальные потребности индивида и, в свою очередь, развивается под их влиянием.
Долгова В. И., Мельник Е. В. считают, что эмпатия состоит из нескольких компонентов:
- Когнитивный (подразумевается понимание состояния другого человека без изменения своего состояния);
- Эмоциональный (сочувствие и сопереживание другому человеку);
- Поведенческий (оказание психологической помощи и активной поддержки другому человеку).
Перейдем к исследованию уровня эмпатии у студентов, обучающихся на факультете психологии. В работе были использованы следующие методики: методика В. В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии» и методика диагностики социальной эмпатии (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов). Выборка составила 20 человек. Исследование проходило на базе факультета психологии Астраханского государственного университет.
В ходе проведенного исследования были получены следующие данные:
1) По методике «Диагностика уровня эмпатии» (В. В. Бойко):
У 70 % респондентов выявлен заниженный уровень эмпатии. Это говорит о том, что большинство студентов не всегда могут понимать состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему. У 25 % опрошенных выявлен средний уровень. Это может свидетельствовать о том, что студенты способны к эмпатии, могут активно поддержать другого человека и помочь ему. У 5 % студентов выявлен очень низкий уровень, это говорит о том, что эмпатийные способности этих студентов недостаточно развиты. Также, следует отметить, что у большинства студентов был определен эмоциональный канал эмпатии, то есть возможность эмоционально резонировать с окружающими — сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством «вхождения» в энергетическое поле партнера.
Рис. 1 Результаты исследования по методике «Диагностика уровня эмпатии» (В. В. Бойко)
2) Результаты по методике диагностики социальной эмпатии (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов):
У 65 % респондентов выявлен средний уровень эмпатии. Это свидетельствует о том, что такие люди вполне способны понять переживания другого. Однако постоянно фокусировать внимание только лишь на этих мыслях они не станут. У 20 % опрошенных выявлен низкий уровень. Такие результаты говорят о том, что студенты этой группы не всегда могут сопереживать людям, участвовать в беседах, где чувства проявляются наиболее активно. У 15 % студентов выявлен высокий уровень эмпатии. Это говорит о том, что такие люди способны сопереживать и сочувствовать другим, готовы оказывать любую посильную помощь.
Рис. 2 Результаты исследования по методике диагностики социальной эмпатии (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов).
Таким образом, по результатам исследования вполне очевидно, что у студентов, обучающихся на факультете психологии, выявлен средний (заниженный) уровень эмпатии, который присущ основной массе людей в независимости от их характеристик.
Литература:
- Долгова В. И., Мельник Е. В. Эмпатия / Монография. — М. Издательство «Перо», 2014.
- Роджерс К. Эмпатия: недооцененный способ бытия / Психолог-консультант, 1975.
- Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. — Азбука-классика, 2006.