Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности эмпатии студентов, обучающихся на факультете психологии

23. Психология
25.11.2019
1150
Поделиться
Библиографическое описание
Чернова, А. Д. Особенности эмпатии студентов, обучающихся на факультете психологии / А. Д. Чернова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15452/.


Современный мир нуждается в профессионалах своего дела, в том числе и в психологах. Новейшие исследования показывают, что все больше и больше людей не могут решать конфликты конструктивно, не могут «слышать» и слушать друг друга. Студенты, которые решили стать в будущем отличными психологами должна обладать этой значимой характеристикой.

Долгова В. И., Мельник Е. В. считают, что важнейшим нравственным качеством психолога, способствующим формированию профессиональной коммуникативной компетентности, является эмпатия. В терапевтических отношениях эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений, нравственному росту личности, эффективному взаимопониманию при оказании психологической помощи.

В 1905 году было предложено одно из первых определений термина эмпатия. Зигмунд Фрейд в своем труде «Остроумие и его отношение к бессознательному» отметил, что психоаналитики учитывают психическое состояние пациента, ставят себя в это состояние и стараются понять его, сравнивая его со своим собственным.

Карл Роджерс, основоположник гуманистической психологии, определял эмпатию следующим образом: эмпатия это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Помимо этого, автор отмечал, что человек, находящийся в состоянии эмпатии должен воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. То есть, человек как будто становится этим другим, но без потери ощущения «как будто». Таким образом, индивид ощущает радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимает их причины, как он их воспринимает. к. Роджерс также отмечает, что обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь.

Многие исследователи говорят о том, что эмпатия — это сложное функциональное образование, образующее единство познавательных и эмоциональных процессов. Помимо этого эмпатия опосредует и развивает актуальные потребности индивида и, в свою очередь, развивается под их влиянием.

Долгова В. И., Мельник Е. В. считают, что эмпатия состоит из нескольких компонентов:

  1. Когнитивный (подразумевается понимание состояния другого человека без изменения своего состояния);
  2. Эмоциональный (сочувствие и сопереживание другому человеку);
  3. Поведенческий (оказание психологической помощи и активной поддержки другому человеку).

Перейдем к исследованию уровня эмпатии у студентов, обучающихся на факультете психологии. В работе были использованы следующие методики: методика В. В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии» и методика диагностики социальной эмпатии (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов). Выборка составила 20 человек. Исследование проходило на базе факультета психологии Астраханского государственного университет.

В ходе проведенного исследования были получены следующие данные:

1) По методике «Диагностика уровня эмпатии» (В. В. Бойко):

У 70 % респондентов выявлен заниженный уровень эмпатии. Это говорит о том, что большинство студентов не всегда могут понимать состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему. У 25 % опрошенных выявлен средний уровень. Это может свидетельствовать о том, что студенты способны к эмпатии, могут активно поддержать другого человека и помочь ему. У 5 % студентов выявлен очень низкий уровень, это говорит о том, что эмпатийные способности этих студентов недостаточно развиты. Также, следует отметить, что у большинства студентов был определен эмоциональный канал эмпатии, то есть возможность эмоционально резонировать с окружающими — сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством «вхождения» в энергетическое поле партнера.

Рис. 1 Результаты исследования по методике «Диагностика уровня эмпатии» (В. В. Бойко)

2) Результаты по методике диагностики социальной эмпатии (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов):

У 65 % респондентов выявлен средний уровень эмпатии. Это свидетельствует о том, что такие люди вполне способны понять переживания другого. Однако постоянно фокусировать внимание только лишь на этих мыслях они не станут. У 20 % опрошенных выявлен низкий уровень. Такие результаты говорят о том, что студенты этой группы не всегда могут сопереживать людям, участвовать в беседах, где чувства проявляются наиболее активно. У 15 % студентов выявлен высокий уровень эмпатии. Это говорит о том, что такие люди способны сопереживать и сочувствовать другим, готовы оказывать любую посильную помощь.

Рис. 2 Результаты исследования по методике диагностики социальной эмпатии (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов).

Таким образом, по результатам исследования вполне очевидно, что у студентов, обучающихся на факультете психологии, выявлен средний (заниженный) уровень эмпатии, который присущ основной массе людей в независимости от их характеристик.

Литература:

  1. Долгова В. И., Мельник Е. В. Эмпатия / Монография. — М. Издательство «Перо», 2014.
  2. Роджерс К. Эмпатия: недооцененный способ бытия / Психолог-консультант, 1975.
  3. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. — Азбука-классика, 2006.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный