Понятие «эмпатия» как психологический феномен заимствован научной психологией из философии начала 20 в., где в философских дисциплинах ей было тождественно понятие «симпатия».
Проблема изучения эмпатии в отечественных и в зарубежных исследованиях имеет два подхода. С одной стороны, она рассматривается в связи с нравственными и эстетическими чувствами (А. А. Бодалев, Т. П. Гаврилова, Р. Н. Ибрагимова, А. Г. Ковалев, А. Д. Кошелева, Я. З. Неверович и др.), с другой стороны — как один из аспектов человеческих отношений (Л. И. Божович, Е. Н. Васильева, Л. П. Выговская, Т. Е. Конникова, С. Н. Николаева, О. В. Тютяева, Е. А. Сорокоумова, С. Н. Сорокоумова, Е. Ф. Субботский, О. И. Цветкова, А. М. Щетинина, К. Роджерс).
В парадигме психоанализа Г. С. Саливан, З. Фрейд, А. Адлер трактуют понятие «эмпатия» как врожденное свойство человеческой психики, основывающееся на способности младенца к подражанию и имитации эмоциональных проявлений матери.
К. Роджерс формулирует такое определение эмпатии: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает» [6, с.4].
Сейчас существует множество трактовок понятия «эмпатия». Так, Большой психологический словарь под редакцией Б. Г. Мещерякова дает такие определения эмпатии:
- Внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование).
- Эстетическая эмпатия — вчувствование в художественный объект, источник эстетического наслаждения.
- Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций.
Т. П. Гаврилова понимает эмпатию как способность эмоционально отзываться на переживания других людей [1].
В структуре эмпатии Т. П. Гаврилова, И. М. Юсупов, К. Роджерс выделяют три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Каждому из компонентов соответствуют определенные критерии (таблица 1).
Таблица 1
Критерии развития компонентов эмпатии
Компонент развития эмпатии |
Критерии развития эмпатии |
эмоциональный |
Распознание эмоциональных состояний другого человека. Характеризуется проявлением сопереживания, выраженным в распознавании пантомимической интонационной и поведенческой этики |
когнитивный |
Восприятие понимание внутреннего мира, чувств и переживаний другого человека. Характеризуется сочувствием. |
поведенческий |
Способность к установлению межличностного взаимодействия, стремление к оказанию действенной помощи. Проявляется в стремлении к содействию. |
Х. Л. Рош и Е. С. Бордин считают эмпатию одним из важнейших источников развития личности ребенка. Они полагают, что эмпатия — это сочетание теплоты, внимания и воздействия. Авторы полагают, что именно родительское отношение к ребенку является механизмом, оказывающим значительное влияние на развитие эмпатии детей как к сверстникам, так и к другим людям. Этот механизм связан с принятием или отвержением ребенка, оказанием ему помощи и поддержки, разумным контролем и опекой.
Однако, сегодня развитие эмпатии, а, следовательно, и развитие личности человека затрудняется возникшим в обществе социально-нравственным кризисом. Исследователи полагают, что его возникновению способствовали следующие причины: — нарастающая опасность существования человека в обществе, агрессивность поведения окружающих людей; — тенденции к «закрытому» образу жизни, низкой контактности, общению. Однако самой главной проблемой они называют проблему воспитания подрастающего поколения в семье, детском саду, школе и иных образовательных учреждениях.
В условиях дефицита «теплоты» человеческих отношений, резких негативных изменений социально-экономической структуры перед людьми встает проблема одиночества и безразличия. У детей все чаще наблюдается повышенная агрессивность, эмоциональная глухота, замкнутость на себе и собственных интересах. В связи с этим проблема повышения уровня развития эмпатии детей, как способности к сочувствию и сопереживанию становится актуальной в контексте социально-психологической проблемы нашего времени.
А. Б. Холмогорова и Н. С. Смирнова отмечают, что детям из неблагополучных семей свойственны низкая степень доверия к людям, выраженный страх отвержения, низкая готовность к учету индивидуальных особенностей других людей.
В связи с этим особое значение повышение уровня развития эмпатии имеет у детей из неблагополучных семей, и, в частности, у детей, находящихся в социально опасном положении (СОП).
Согласно Федеральному закону № 120-Ф3, несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении (СОП) — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественное действие [5].
Нарушение эмоционального контакта с родителями, отсутствие эмоционального принятия и эмпатического понимания отрицательно влияет на формирование личности ребенка.
На основании теоретического обзора, нами было проведено исследование на базе МБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Надежда» г. Красноярска. В исследовании приняло участие 16 детей в возрасте 9–10 лет, находящихся в СОП, из них 9 мальчиков и 7 девочек.
Для выявления актуального уровня развития эмпатии нами были использованы методики, направленные на изучение трех компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого.
На основе анализа данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, мы сделали следующий вывод: у младших школьников, находящихся в СОП, преобладает средний уровень развития эмпатии (62,5 %). Это говорит о том, что испытуемые обладают некоторыми знаниями об эмоциях, способны распознавать эмоциональное состояние другого человека, имеют интерес к сверстникам, но не всегда стремятся взаимодействовать с ними, эмоционально реагируют на переживания другого, изображая сочувствие, чтобы получить одобрение взрослого. При этом выявлен достаточно большой процент детей с низким уровнем развития (37,5 %). Эти дети не способны распознавать эмоциональные состояния другого и откликаться на них.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента демонстрируют необходимость повышения уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся в СОП.
Литература:
- Гаврилова Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1997. — 180 с.
- Синельникова Е. С. Понимание и доверие как условия успешной внутрисемейной коммуникации//Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, 2010. Том 190. С. 236–239.
- Слуднова Н. В. Развитие эмоциональной культуры младших школьников как психолого-педагогическая проблема // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 8. С. 115–120.
- Сопиков, А. П. Механизм эмпатии [Текст] / А. П. Сопиков // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Научные труды Кубанского гос. ун-та. — Краснодар, 2012. — № 5. — С. 89–95.
- Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних— URL http://sudact.ru/law/federalnyi-zakon-ot-24061999-n-120-fz-ob/ (дата обращения: 19.11.2018).
- Rogers С. R. Empatic: an unappreciated way of being // The Counseling Psychologist. 1975. V. 5, N 2. P. 2–10.