Тема летнего отдыха детей с расстройствами аутистического спектра в образовательно-воспитательном пространстве школ для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в настоящее время становится значимой и определяется общей стратегией реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Данный стандарт построен на деятельностном и дифференцированном подходах, осуществление которых предполагает: разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Приоритетными направлениями в реализации ФГОС НОО ОВЗ являются: осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особых образовательных потребностей; формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся. Эти направления должны реализоваться в образовательно-воспитательном пространстве школы и путем реализации коррекционно-оздоровительных программ, направленных на организацию летнего отдыха младших школьников с ОВЗ.
Следовательно, для организации указанных направлений необходима функционирующая в образовательно-воспитательном пространстве школы для обучающихся и воспитанников с ОВЗ организованная структура программ профильных (тематических) смен детского отдыха младших школьников с РАС.
Необходимость реализации рассмотренных направлений работы в МБОУ «Школа-интернат № 4 г. Челябинска» определила разработку и апробирование коррекционно-оздоровительной программы организации летнего отдыха младших школьников с ОВЗ. Уникальность данной программы состоит не только в её содержании, но и в характеристике целевой группы — это младшие школьники с РАС 7–12 лет, учащиеся 1-х — 4-х классов МБОУ «Школа-интернат № 4 г. Челябинска» — 9 человек (отряд Городского ресурсного центра «Росток»); функционирование отряда в пространстве пришкольного лагеря «Лазурный» — длительность смены 18 дней; сопровождение детей специалистами ресурсного центра «Росток», а также в том, что на всем протяжении смены в программе участвовали волонтеры из числа студентов старших курсов профильных специальностей Челябинского государственного университета (16 человек: будущие дефектологи и клинические психологи). При этом общая план-сетка лагеря была адаптирована для отряда ресурсного центра, в неё были внесены изменения в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями школьников. Ежедневная деятельность отряда была структурирована и наглядно представлена детям с РАС с помощью визуального расписания. Волонтеры, специалисты ресурсного центра и воспитатели осуществляли индивидуальное и подгрупповое сопровождение детей с РАС. Все дети придерживались общего расписания, но в случае необходимости их деятельность была организована в индивидуальном порядке. Большую часть массовых мероприятий, кружков, а также выездных мероприятий младшие школьники ресурсного центра посещали вместе с другими отрядами лагеря «Лазурный». Отрядная деятельность включала в себя игры на взаимодействие, спортивные игры, творческие занятия (рисование, пение, игра на музыкальных инструментах), упражнения, направленные на сенсорное развитие и т. п. Ежедневно волонтеры в письменной форме (заполняли листы наблюдения), анализировали поведение ребёнка, а также предоставляли родителям информацию о том, как прошёл день смены.
Такое направление работы расширяет опыт взаимодействия младших школьников с РАС с другими людьми, а студентам позволяет получить необходимые профессиональные компетенции, приобрести навыки практической работы с детьми с РАС, а также потренироваться в использовании методов проблемного обучения, которые помогают найти выход из трудных ситуаций, побуждая определенные мотивы общения [2].
Расстройство аутистического спектра — это спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.
По мнению С. Гринспен и С. Уидер, «аутизм — это комплексное нарушение развития, включающее проблемы с социальным взаимодействием, освоением языка и целым рядом эмоциональных, когнитивных, двигательных и сенсорных способностей, а также отставание в развитии этих способностей» [1, с.17]. По мнению авторов, для аутизма и расстройств аутистического спектра характерны проблемы с установлением контакта, формированием отношений, организацией общения и мышлением. Авторы указывают на тот факт, что наблюдения последних двух десятилетий показывают, что дети с диагнозом «расстройства аутистического спектра» достигают разных уровней развития, и среди них есть такие, кто демонстрирует необычный для данного диагноза прогресс. В связи с этим С. Гринспен и С. Уидер считают, что расстройства аутистического спектра следует рассматривать не статически, а динамически. «Статические свойства устойчивы: ребенок остается самим собой вне зависимости от среды, контекста и обстоятельств» [1, с.22–23]. Динамические свойства подвижны, связаны с множеством факторов. Именно динамические процессы позволяют корректировать состояние ребенка, дают возможность воздействовать на способность ребенка вступать в отношения с другими людьми [1].
При построении коррекционно-оздоровительной программы организации летнего отдыха младших школьников с РАС «Солнечная сторона» мы постарались учесть специфические особенности детей с расстройствами аутистического спектра, при этом опираясь на общие закономерности психического развития ребенка. Мотивирующими побуждениями при построении программы для нас стали следующие слова Р. Шрамма: «Аутизм влияет на способности ребенка к общению и взаимодействию в разных жизненных, в том числе учебных, ситуациях. Если не обучать детей, они будут оставаться во власти аутизма до тех пор, пока окончательно не потеряют контакт с окружающими. Если не обучать родителей и учителей, то они будут невольно мотивировать и подкреплять все более проблемное поведение ребенка» [3, с. 29–30].
В свободное от учебы время, в период летнего отдыха, младший школьник с РАС имеет более широкие возможности стать активным участником социального взаимодействия с взрослыми и сверстниками на доступном ему уровне реагирования с окружением, а также попробовать и освоить новые формы взаимодействия с другими людьми.
Эффективность коррекционно-оздоровительной программы организации летнего отдыха младших школьников с РАС «Солнечная сторона», связана с соблюдением ряда условий:
- построение активных взаимоотношений специалистов ресурсного центра, волонтеров и учащихся, и их родителей в ходе реализации задач коррекционно-оздоровительного направления в летний период;
- осуществление коррекционно-оздоровительного процесса с учетом оптимального уровня развития младших школьников с РАС;
- применение индивидуального подхода в сопровождении младших школьников с РАС;
- поддержание благоприятной эмоциональной атмосферы в отряде;
- создание для младших школьников с РАС ситуаций успеха;
- сочетание в коррекционно-оздоровительном процессе игр и упражнений творческого, конструктивного и продуктивного характера.
Цель программы: способствовать усвоению и воспроизведению младшими школьниками с РАС социального опыта в процессе общения и совместной деятельности в условиях организации летнего отдыха.
Задачи программы:
- Содействовать снятию напряжения, восстановлению физических и психологических сил младших школьников с РАС;
- Создавать ситуации успеха, способствующие развитию младших школьников с РАС и предупреждению эпизодов нежелательного поведения;
- Способствовать развитию умений и навыков младших школьников с РАС в творческой и совместной деятельности;
- Способствовать социальной активности младших школьников с РАС;
- Создавать возможности для благоприятного общения и взаимодействия младших школьников с РАС с взрослыми и сверстниками.
Этапы реализации программы
Подготовительный этап включает:
- обозначение направлений коррекционно-оздоровительной работы;
- информационную и консультативную работу с родителями младших школьников с РАС;
- создание банка игр и упражнений коррекционно-развивающего направления;
- организационно-методическую работу с волонтерами, участвующими в реализации программы летнего отдыха младших школьников с РАС;
- подготовку материально-технической базы;
- обучение и инструктаж специалистов, участвующих в реализации программы летнего отдыха младших школьников с РАС.
Организационный этап включает:
- Период адаптации и налаживание межличностного взаимодействия;
- Создание благоприятного эмоционального климата в коллективе;
- Формирование основы для реализации задач коррекционно-оздоровительного направления;
- Организацию деятельности и общения младших школьников с РАС;
- Организацию выполнения режимных моментов;
- Определение индивидуальной дозировки физической и эмоциональной нагрузки для каждого учащегося с РАС;
- Знакомство с определёнными требованиями и правилами поведения в различных жизненных ситуациях.
Основной этап включает:
- Реализацию в деятельности перспективы на смену;
- Обеспечение эффективного взаимодействия специалистов Ресурсного центра с волонтерами летнего лагеря и родителями младших школьников с РАС;
- Заполнение листов коммуникации младших школьников с РАС;
- Отработку новых форм взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми;
- Освоение младшими школьниками с РАС структуры и пространства летнего лагеря;
- Освоение младшими школьниками с РАС способов и приемов творческой и совместной деятельности;
- Содействие индивидуальному и общему успеху детей и взрослых.
Итоговый этап включает:
- Характеристику деятельности специалистов ГРЦ и волонтеров летнего лагеря в реализации коррекционно-оздоровительного направления работы;
- Реализацию индивидуального подхода и учет специальных потребностей младших школьников с РАС;
- Характеристику пространства, организованного для включения младших школьников с РАС в совместную и творческую деятельность;
- Осознание результатов проведения программы летнего отдыха младших школьников с РАС, подведение итогов работы смены.
Предполагаемые результаты реализации программы:
– Отдых и восстановление физических и психологических сил младших школьников с РАС, укрепление детского организма в целом;
– Расширение социальных контактов и коррекция неэффективных форм взаимодействия с окружением;
– Освоение различных способов и приемов творческой деятельности, расширение кругозора.
Методы оценки эффективности мероприятий программы и воспитательно-педагогических действий:
1) оценка реализации в деятельности перспективы на смену;
2) оценка внешних факторов, воздействующих на поведение младших школьников с РАС;
3) качественный анализ листов коммуникации младших школьников с РАС.
Критерии эффективности программы:
– Снижение эпизодов нежелательного поведения младших школьников с РАС в различных ситуациях;
– расширение умений и навыков младших школьников с РАС в творческой и совместной деятельности;
– Социальная активность младших школьников с РАС с родителями, специалистами и сверстниками;
– Отдых и восстановление физических и психологических сил младших школьников с РАС;
– Благоприятное общение и взаимодействие всех участников пространства летнего лагеря.
В нашей программе предложен тематический план деятельности с учётом коррекционно-оздоровительной направленности по разделам: физическое развитие, сенсорное развитие, предметно-игровая деятельность, продуктивные виды деятельности, социальное и речевое развитие (табл.1); кроме того, представлены сценарии дел и примеры отрядной деятельности, а также рекомендации родителям детей с РАС и волонтерам.
Таблица 1
Тематический план деятельности впериод летнего отдыха
Коррекционно-оздоровительная направленность |
Направление деятельности |
Количество часов по программе |
Физическое развитие |
Игры и упражнения, направленные на коррекцию общих движений, моторную имитацию, зрительно-моторную координацию |
3 раза в неделю/ 1,5 часа |
Сенсорное развитие |
Игры и упражнения, направленные на освоение сенсорных эталонов, развитие слухового и зрительного восприятия |
3 раза в неделю/ 1,5 часа |
Предметно-игровая деятельность |
Игры и упражнения, направленные на формирование предметных действий и игровых навыков |
5 раз в неделю/ 2,5 часа |
Продуктивные виды деятельности |
Игры и упражнения, направленные на формирование графических навыков, обучение работе с красками, карандашами, бумагой, формирование интереса к лепке и конструированию |
3 раза в неделю/ 1,5 часа |
Социальное развитие |
Игры и упражнения, направленные на формирование представлений о других людях, предметном мире, обучение социальному общению |
3 раза в неделю/ 1,5 часа |
Речевое развитие |
Расширение представлений об окружающем мире, приучение к прослушиванию сказок, знакомство с произведениями детской литературы |
3 раза в неделю/ 1,5 часа |
ИТОГО |
10 часов в неделю |
|
Таким образом, актуальность данной программы обусловлена тем, что младший школьный возраст является периодом интенсивного развития познавательных интересов и межличностного взаимодействия. Изложить более полную версию программы, проанализировать результаты апробации и эффективность коррекционно-оздоровительной программы организации летнего отдыха младших школьников с РАС «Солнечная сторона» мы планируем в следующих наших публикациях. Следовательно, учитывая своеобразие развития младших школьников с РАС, в частности трудности в самостоятельном овладении новыми навыками, высокую потребность в постоянной внешней стимуляции со стороны взрослых, организация летнего отдыха в сопровождении волонтеров и специалистов городского ресурсного центра становится необходимым направлением коррекционно-оздоровительной работы в летний период.
Литература:
- Гринспен С., Уидер С. На ты с аутизмом: использование методики FLOORTIME для развития отношений, общения и мышления / Стенли Гринспен, Серена Уидер. — М.: Теревинф, 2013. 512 с.
- Скрипкина Н. В. Развитие у студентов-психологов практических навыков работы с детьми с расстройствами аутистического спектра методами проблемного обучения//В сб.: Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования: вопросы теории и практики Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». 2015. С. 150–156.
- Шрамм Р. Детский аутизм ABA (Applied Behavior Analisis). Терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения / Роберт Шрамм. Пер. с англ. — СПб.: Рама Паблишинг, 2013. 208 с.