Ключевые слова: иностранный язык, ступень обучения, английский язык, старшая возрастная группа, мотивация обучающихся, урок.
Профессиональная деятельность педагога в настоящее время — это постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного и воспитательного процесса, повышающих мотивацию обучающихся. Мотивация — это результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, направленных на активизацию его деятельности [1, c. 17].
Известный факт, что деятельности без мотива не существует. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели [2, c. 158]. В начале изучения иностранного языка школьники испытывают неподдельный интерес к новому предмету, тем не менее ко второму — третьему году обучения этот интерес и очарование новизной начинают спадать. Подходя к средней ступени обучения большинство школьников теряют заинтересованность в иностранном языке. Причина заключается в следующем: учение — это в первую очередь познание, однако, нельзя обязать человека познать что–либо. Его можно лишь заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам.
Существуют различные педагогические технологии, направленные на повышение мотивации обучающихся: игровые технологии, интернет-технологии, технологии смешанного обучения, технология проблемного обучения и т. д. Мы активно применяем данные технологии на уроках иностранного языка. Результат нашей творческой деятельности является методическая разработка: Совместная урок-игра в 3–6-хклассах по теме «Животные» (таблица 1).
Таблица 1
Урок-игра по теме “Pets and Other Animals” для обучающихся 3 класса
Цель: систематизировать пройденный материал по теме
Задачи:
Развивающие: развивать у учащихся способность к правильному выбору и сочетанию лексических единиц, способность к догадке, умение cоставлять мнологическое высказывание по теме урока.
Учебные: формировать лексические и грамматические навыки, совершенствовать произносительные навыки, навыки чтения и аудирования.
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к животным.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Оборудование: средства ИКТ, презентация, карточки — задания, компьютер, аудиозаписи.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: словесный, наглядно-иллюстративный, исследовательский.
Деятельность ведущих |
Деятельность обучающихся |
Хронометраж |
Учитель: Good morning (afternoon), my dear pupils! What date is it today? Yes! Have a look, the weather is nice. Birds are singing, and the sun is shining! Today we are having an unusual lesson. Our friends from the 6th form have come to visit us again. They will learn and play with us! Please, look around. What is our theme? Correct! Ведущий 1: Hello, friends! As you can remember my name is ____. These are my classmates _____ and _____. Today we will listen, write, speak and check what you know about animals. |
Good morning, dear teacher! Today is the…of… Our theme is ‘Pets and Other Animals’! |
5 мин. |
Ведущий 2: There are 3 teams at the lesson today: The Red Team, stand up, please and clap your hands! The Green Team, stand up, please and clap your hands! And the Yellow Team, stand up, please, and clap your hands! Thank you!So, our theme is “Pets and Other Animals”. I know that you’ve learnt a lot about different animals. But let’s refresh our memory. What animal is it? Now listen and guess the animal. What animal is it? |
It's a … It's a … |
5 мин. |
Ведущий 2: How clever of you! Now I have a very funny task for you. Listen to the animal noises and say what animal it is. The team will get one point for each correct answer. |
It’s a … |
3 мин. |
Ведущий 3: There are lots of animals on our planet. The world of animals is very diverse. All animals can be divided into groups. What groups of animals do you know? In the envelopes you can find different animals. Put these animals into 3 groups: wild animals, domestic (farm) animals and pets. Use the glue stick. You have 5 minutes for this task. Start, please. … Your time is over. Hand in your sheets, please. |
I know wild animals. I know domestic animals. I know house pets. I know farm animals. |
7 мин. |
Ведущий 1: You must be very attentive to do the next task. What is the name of our next task? Well! Listen to the text “What am I?” and guess the animal. You will hear the recording twice. Look at exercise 1. You should circle the correct answer. Let’s listen. Now look at the exercise 2. You are to underline the right variant. Let’s listen to the story again. Well, finish your work and give me your cards. |
“What am I? ” |
7 мин. |
Всеведущие: Are you tired? Okay, let’s have a rest! Stand up, please. |
Yes, we are! |
3 мин. |
Ведущий 2: We are ready to continue our work. I see you know animals perfectly well. And now you will do the last exercise. Do the puzzle and describe the animal. You have 5 minutes to do this task. Begin, please. … Your time is over. The first is the Yellow Team. Come up to the blackboard and tell us about your animal. Let’s start! |
Представители каждой команды выходят и рассказывают о животном, которое собрали. |
10 мин. |
Ведущий 3: Good job boys and girls! You did well! I see that you know everything about animals! Let’s count your scores. Your results are: The Yellow Team got … points. The Red Team got … points. And the Green Team got … points. Well done! Now look at the desk. Everyone of you has 3 circles. Green circles mean “I understood everything at the lesson!”, blue circles mean “I understood almost everything!” and red circles mean “I need help! It’s difficult for me to understand this theme!”. Take this circle and write your name on it. Then put it on the blackboard. Всеведущие: Thank you for the game! See you soon! Stand up, please! Good bye! |
Оценивают свою работу на уроке и крепят кружочки на доску. Good bye, dear friends! Thank you for the lesson! |
5 мин. |
Нетрадиционность проекта состоит в подходе к организации данного мероприятия, форме его проведения и используемых приемах.
Урок-игра является актуальной формой, значительно повышающей мотивацию обучающихся на разных ступенях обучения (а именно в 3 и 6 классах). Урок-игра по теме «Животные» по учебнику Английский язык. 3 класс авторов Верещагина И. Н., Притыкина Т. А. ориентирован на реализацию образовательных стандартов Начального Общего Образования по иностранному языку. Это завершающий этап изучения темы. Командная игра была подготовлена и проведена обучающимися 6 класса в рамках реализации программы работы с одаренными детьми. Шестиклассники осуществляли подготовку к конкурсам, проводили дополнительные занятия, были членами жюри и ведущими урока. В проекте были учтены основные принципы здоровье сберегающих образовательных технологий. Принцип рациональной организации двигательной активности был реализован по средствам физкультминутки, которая помогла ученикам отдохнуть и сменить вид деятельности, а также повторить лексику по теме «Животные» и «Глаголы действия».
В конце занятия была проедена рефлексия деятельности по средствам приема «Светофор», которая позволила учителю выявить учеников, которые имели проблемы в усвоении материала по теме и в дальнейшем провести дополнительную работу с этими учащимися.
Выбор данного класса не был случаен. Были учтены возрастные особенности детей, желание обучающихся старшей возрастной группы.
Цель и задачи. Форма проведения игры и привлечение обучающихся старшей возрастной группы для его организации и проведения позволяют решить одновременно несколько задач.
Основными задачами урока — игры «Животные» является повышение мотивации к изучению иностранного языка обучающихся начальных классов и активизация приобретенных знаний по предмету, развитие интеллектуальных умений обучающихся и создание такой образовательной среды, которая значительно активизировала бы самостоятельную деятельность и способствовала развитию возможностей самовыражения детей разных возрастных групп и на разных этапах обучения, стимулировала бы их творческую деятельность, ориентировала обучающихся старшей возрастной группы на выбор профессии, а также проект ориентирован на развитие у обучающихся способности к социальному взаимодействию, создание условий для формирования основ социального поведения, первоначальных навыков коллективной работы и дружелюбного отношения к сверстникам и обучающимся другой возрастной группы, на умение проявлять последовательность и настойчивость в выполнении различных заданий, на установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи, на получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности.
В современных условиях, когда происходит подмена реальных форм социализации виртуальными такие способы и формы организации внеурочных мероприятий по предмету как никогда способствуют укреплению вертикальных связей между детьми, снижению агрессивности и грубости, препятствуют возникновению самоизоляции, что сейчас становится большой проблемой, а также формированию системы отношения ребенка к другим людям и к самому себе [3, c.18]. Пример старшего товарища и совместная деятельность старших и младших имеют огромное значение в воспитании младшего школьника.
Использование различных современных педагогических технологий (СОТ) позволяет разнообразить учебный процесс и тем самым вовлекать в активный процесс познания большее количество обучающихся.
Литература:
- Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции.— М.:, 1971. — с.13–20
- Безбородова М. А. Мотивация в обучении английскому языку // Молодой ученый. — 2009. — № 8. — С. 156–160. — URL https://moluch.ru/archive/8/567/ (дата обращения: 03.08.2018).
- А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк.. Закономерности психического развития детей от рождения до 9 ле. — М.: Директ-Медиа, 2014. — 218 с.