Выставки — рыночные мероприятия с ограниченным временем проведения. Адресуя свои экспонаты преимущественно обычным посетителям-неспециалистам, многочисленные участвующие в выставке предприятия представляют и реализуют характерные товары и услуги одной или нескольких отраслей, или информируют потребителей с целью содействия сбыту товаров. [1]
Сегодня выставочно-ярмарочная деятельность является одним из инструментов инвестиционной политики, обеспечивает мобильность рынка, формируют финансовые потоки и приносит дополнительный доход. Выставки так же являются связующим звеном между внутренними и международными рынками и способствуют привлечению иностранных инвестиций.
Организационный процесс подразделяется на 3 этапа:
- Организационная работа;
- Работа на выставке;
- Работа после выставки.
Организационная работа занимает от 20 до 52 недель, в зависимости от целей и задач мероприятий на выставке, места проведения и времени, сколько выставка будет проходить [2]. В первую очередь составляется план, где расписываются все аспекты, с оценкой сроков. Также в плане должны быть предусмотрены следующие пункты:
‒ Цели выставки (повышение узнаваемости, возможность заключить контракты, заявить о себе, найти партнеров)
‒ Смета расходов
‒ Организационный процесс (подбор персонала, режим работы, страхование и транспортировка и т. д.)
‒ Значение выставки с точки зрения маркетинга
‒ Оценка посетителей
Если на выставке компания первый раз презентует свой продукт, то необходимо завлечь потребителя продуктом. Выставочная деятельность — это налаживание деловых связей, обмен опытом, и демонстрация последних достижений. Так как главная функция выставки — общение, то именно там заключают все выгодные контракты, приобретаются партнеры.
Следующий пункт — выбор площадки для выставки. В первую очередь нужно составить список выставок, которые уже проводились на заданную тематику. Компания определяет, что она хочет донести на данной выставке, выясняет посещаемость, запрашивает статистику, документы у выставочной компании. Так же решается вопрос, где и как данное мероприятие и участие конкретной компании в нем будет рекламироваться.
Важными аспектами, которые нужно будет продумать заранее, так же являются:
‒ организация и выпуск плакатов
‒ штат работников, занятых на выставке (возможно нужны определенные технические специалисты, которые будут рассказывать о продуктах или топ — менеджеры для общения с высокопоставленными гостями)
Разговоры с посетителями выставки также должны быть продуманы, для облегчения составления статистики. Необходимо придерживаться определенных фраз, чтобы за одно-два предложения определить, что интересно конкретному человеку, к какому специалисту его направить или что именно из раздаточного материала предложить для самостоятельного изучения.
Выставочный стенд является одним из важнейших элементов концепции выставки. Его оформление и дизайн зависит от целей и задач проведения мероприятия. На нем должна быть отражена главная идея экспонента, он должен выделятся среди других. Если выставка будет проводиться в разных городах или тем более странах, то стенд должен быть максимально мобильным, чтобы не составляло большого труда каждый раз его собирать и разбирать, но при этом он должен быть прочным. Выделяют 3 основных вида: стенды модульной застройки (витрины, прилавки), стенды оригинальной застройки (архитектурные сооружения в несколько этажей) и самые популярные на сегодняшний день — «мобильные стенды», которые быстро собираются и разбираются, для их перевозки не нужен специальный транспорт, разнообразие форм.
Экспозиция может быть организована следующими способами:
- Большой ассортимент, который напоминает витрину магазина. Такой путь зачастую выбирают торговые компании
- Группы продукции, в таком виде стенда, выставлена только та продукция, которой посетитель может заинтересоваться больше всего. Другими словами, самый «ходовой» товар.
- Концептуальный стенд — создается для того, чтобы произвести впечатление на посетителей. А если основной группой посетителей являются партнеры, то место вообще используется для встречи гостей.
- Так же организаторы выставки часто комбинируют подходы, это делается для того, чтобы можно было работать с разными сегментами потребителей и разными потребительскими группами.
Для привлечения внимания потребителей, компании используют различные рекламные трюки. Их основной эффект заключается в скрытом воздействии на психику человека, чтобы он подсознательно формировал определенное мнение о продукте. Обычно, на выставках, потребителям показывают иллюстративный материал, например, фотографии из офиса или производства, офисы, а также сотрудников на различных мероприятиях, их карьерные успехи, а также фотографии вышестоящего руководства. Самым главным, конечно же, должен выступать продукт. То есть его нужно проиллюстрировать так, чтобы были хорошо видны его достоинства. Международные компании используют такой подход — они показывают фотографии своих фирм или производств во всем мире, в каждой стране, что позволяет потребителям увидеть, что данный товар популярен во всем мире.
Глобализация привела к конкуренции, слиянию компаний, формирование новых структур и образование альянсов. И выставочная индустрия становится одним из аспектов внешнеэкономической политики страны, так как ее развитие напрямую зависит от того, насколько развита выставочная деятельность.
Литература:
- Justicemaker.ru: Правовое регулирование продвижения продукции на ярмарках и выставках. Режим доступа: http://www.justicemaker.ru/view-article.php?id=9&art=3713
- Cyberleninka.ru: Экономический эффект выставочной деятельности Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskiy-effekt-vystavochnoy-deyatelnosti