Статья посвящена изучению роли и эффективности выставочного дела в продвижении товаров на внешний рынок. Рассмотрены перспективы его развития.
Ключевые слова: выставка, выставочная деятельность, проведение выставок, выставочное мероприятие, клиент, внешний рынок.
Актуальность темы исследования определена необходимостью анализа выставочного дела как формы продвижения товаров на внешний рынок, которая предоставляет широкие возможности демонстрации рекламируемых изделий, услуг, проектов для установления прямых контактов с потенциальными покупателями и потребителями, а также как место проведения переговоров и заключения внешнеторговых сделок.
Цель исследования — изучение роли и эффективности выставочного дела в продвижении товаров на внешний рынок и определения перспектив его развития.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
- Изучение теоретических подходов к определению основ выставочного дела (определение понятий «выставка» и «ярмарка»).
- Оценка эффективности выставочной деятельности с целью определения перспектив её развития.
- Анализ развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации.
Выставочное дело, как один из значимых инструментов реализации торговой, инвестиционной, промышленной и внешнеэкономической политики страны, становится системным элементом национального хозяйства, обеспечивающим продвижение продукции ключевых отраслей на внешний рынок. И, как следствие, состояние национальной экономики напрямую зависит от того, насколько развита выставочная деятельность.
Сейчас термины «выставка» и «ярмарка» приобрели настолько близкое смысловое значение, что часто употребляются вместе, а именно: выставка-ярмарка. Под этим термином понимается стремление организаторов выставки-ярмарки показать, что демонстрируемая продукция (товар, услуга) предназначена, прежде всего, для рынка или для получения инвестиций для продвижения на рынок [1]. Тем самым, выставки-ярмарки выступают связующим звеном между внутренними и внешними рынками, способствуя привлечению иностранных инвестиций для реализации перспективных направлений развития национальной экономики.
В то же время нельзя не отметить различия между выставками и ярмарками, что отражается в следующих определениях.
Международное бюро выставок (BIE, Париж) определяет выставку как «показ, основная цель которого — просвещение публики путём демонстрации средств, имеющихся в распоряжении человечества, для удовлетворения потребностей в одной или нескольких областях его деятельности или будущих его перспектив» [1].
Определение, данное Международной ассоциацией выставочной индустрии: ярмарка — это международная экономическая выставка образцов, которая независимо от её наименования в соответствии с обычаями страны, на территории которой она проводится, представляет собой рынок товаров широкого потребления (или оборудования) и действует в установленные сроки в течение ограниченного периода времени в одном и том же месте и экспонентам которой разрешается представлять образцы своей продукции для заключения сделок в национальном или международном масштабах [1].
Говоря об эффективности выставочного дела, как инструмента продвижения товаров на внешний рынок, следует отметить, что участие в выставках и ярмарках предоставляет возможность одновременно решать множество бизнес-задач — сбытовых, производственных, маркетинговых, рекламных, имиджевых, коммуникационных [2].
Первой составляющей эффективности выставочной деятельности является личный контакт, позволяющий лучше понять потребителя, ответить на все его вопросы, обработать высказанные клиентом возражения, развеять сомнения, активно влиять на принятие решений, получить контактную информацию для обратной связи.
Во-вторых, наглядное представление продукта позволяет клиентам лично его оценить и получить более точную информацию.
В-третьих, возможность сравнения продуктов делает их достоинства более очевидными и позволяет клиентам сделать обоснованный выбор.
В-четвертых, выставки привлекают наиболее заинтересованных и перспективных клиентов, которые тратят своё время и деньги на посещение мероприятия, сознательно подходят к стендам и проявляют интерес к товарам или услугам.
Следует обратить внимание на то, что работа на выставке станет более целенаправленной и эффективной, если будет спланирована и проведена на базе целевых маркетинговых исследований в поддержку подготовки и проведения выставок [4].
В настоящее время утверждение статуса торговых выставок-ярмарок как многоцелевого средства коммерческой коммуникации ознаменовалось существенными качественными переменами в выставочной среде, которые касаются географического охвата их действия, их характера и структуры, средств и способов их организации, методов делового общения участвующих в них экспонентов и посетителей и продолжаются ускоренными темпами и сейчас.
Согласно прогнозам специалистов, быстротечное развитие технологий, короткий срок жизни новинок и перемены в экономической, политической и демографической ситуации приведут к следующим последствиям:
− укреплению транснационального характера уже знаменитых и широко признанных торговых ярмарок и выставок;
− активизации деятельности крупномасштабных международных выставок-ярмарок за пределами места их проведения;
− многократному приумножению количества выставок-ярмарок с подобной или родственной тематикой (например, электронные технологии);
− повышению спроса со стороны малых и средних предприятий на участие в ярмарках и выставках национального масштаба.
Если говорить о развитии выставочной деятельности в России, то оборот российского выставочного рынка сейчас составляет примерно $800 млн в год, что является хорошим показателем. Ежегодно в стране проводится порядка 950 выставок общей площадью около 2 млн кв. м. В них принимает участие около 100 тыс. экспонентов более чем из 100 стран мира. Количество посетителей колеблется в диапазоне 7,5–8 млн человек [6].
Хорошим примером в проведении выставок на высоком уровне является ЦВК (Центральный выставочный комплекс) «Экспоцентр». Компания на протяжении более полувека занимается организацией и проведением различных экспозиций [3].
Так, на своих площадках эта компания осуществляет выставки, ярмарки, конференции, конгрессы, собрания, деловые встречи, форумы, промо-акции и другие рекламные кампании. «Экспоцентр» реализовывает исполнение экспозиций не только федерального, но и международного уровня. Выставки в этом центре проводятся разные как по масштабу, так и по специализации. Например, на выставке «Инлегмаш-2020» представлено оборудование для обработки и изготовления текстиля, нетканых материалов, а также технических тканей; выставка «Мир стекла-2020» — крупнейшая международная выставка продукции из стекла, технологий, а также оборудования для обработки и изготовления данного материала.
Это — важнейший инструмент, который позволяет компаниям продвигать свою продукцию на рынок, поддерживать деловое общение с партнёрами, быть в курсе новейших тенденций в своей профессиональной отрасли [2]. Участие в выставке позволяет непосредственно познакомиться с представителями своей целевой группы, узнать ее требования, ее интересы, ее реальную платежеспособность и готовность к приобретению услуг и продукции [5]. Сейчас наблюдается постоянное увеличение числа выставочных мероприятий, расширение выставочных площадей, повышение доли машин и оборудования в номенклатуре экспонируемых товаров, что влечет за собой колоссальное увеличение сумм заключаемых экспортно-импортных сделок.
Таким образом, выставки занимают особое место в сфере продвижения товаров на внешние рынки, их главное отличие — уникальная интерактивность, мобильность и наглядность экспонируемых товаров, что обеспечивает ускорение их продвижения на внешний рынок.
Литература:
- Комарова Л. К. Основы выставочной деятельности: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 194 с.;
- Якунина Е. М. Выставки как инструмент продвижения внешнеэкономической деятельности предприятия // «Наука. Общество. Государство» 2016. Т. 4, № 4 (16).;
- Официальный сайт центрального выставочного комплекса «Экспоцентр» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.expocentr.ru/ (дата обращения: 14.07.20);
- Энциклопедия маркетинга [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.marketing.spb.ru/ (дата обращения: 14.07.20);
- Михайлова Е. Е. Выставка как инструмент продвижения сложной продукции // Консалтинг и тренинги Санкт-Петербурга. Режим доступа: http://treko.ru/show_article_818;
- Издательский дом Коммерсантъ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/ (дата обращения: 16.07.20).