Цель работы: выявить тенденции развития конгрессно-выставочной деятельности.
Выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельности –это одна из самых важных сфер экономики, призванная помочь российским предпринимателям продвигать свой товар на внешний и внутренние рынки в условиях усиливающейся конкурентной борьбы, поэтому развитие данного сегмента сферы услуг актуальный вопрос в настоящее время.
Объединение России в мировую экономику изменило представления о сущности организации выставок, как маркетингового инструмента для продвижения товара, поставило новые цели перед индустрией выставок, а также показало необходимость поиска новых методов в создании целостной услуги продвижения продукта на рынок путём участия предприятия в выставках, специализирующихся в этой области.
Создание нового аппарата развития комплексного выставочного продукта, отвечающего потребностям современной экономики, и объединение его с предпринимательской деятельностью, эти задачи ставятся перед исследователями всего мира.
Такие задачи, как создание нового аппарата развития комплексного выставочного продукта, отвечающего потребностям современной экономики, и объединение его с предпринимательской деятельностью, ставятся перед исследователями не только нашей страны, но и исследователями всего мира.
Выставочно-ярмарочная деятельность является одним из самых главных инструментов для продвижения предприятий и их продукции на мировую арену, а также инструментом инвестиционной политики. В настоящее время выставки и ярмарки являются дополнительным источником дохода в бюджеты различных уровней, а также формируют необходимое информационное поле. Выставки связывают международный и внутренний рынки и содействуют инвестированию в проекты российских организаций.
Совместно с выставочной деятельностью инструментом для продвижения продукции является конгрессная деятельность. Она заключается в организации конгрессов, съездов, форумов, конференций, семинаров и многих других подобных мероприятий. Поэтому конгрессную деятельность можно считать событийной. Так же конгрессная деятельность связана с национальным и региональным туризмом.
Важно отметить, что выставки тоже являются частью делового туризма, потому что они воздействуют на приток туристов двух типов людей, а именно участников выставок, которые путешествуют для того, чтобы прорекламировать свой продукт, и посетителей, которые приезжают для изучения новейших тенденций и достижений в тех или иных областях и осуществления покупок.
Сфера конгрессно-выставочных услуг приносит многомиллиардные доходы странам-организаторам, именно поэтому конкуренция в этой области с каждым годом усиливается.
Значительная часть контрактов заключается зачастую во время проведения международных выставок. По данным Центра исследований выставочной индустрии CEIR выставочная индустрия выросла в общем на 2,6 % уже в 1 квартале 2016 года (по сравнению с 1 кварталом 2015 года). [2]
Если говорить конкретно про Россию, то имеются следующие данные:
В стране ежегодно проводится порядка 1700 выставок, в которых участвуют около 140 тыс. российских и 20 тыс. зарубежных фирм и организаций. [2]
Оборот рынка выставок в России составляет примерно 800 млн долларов, это соответствует 7-му месту в мировой таблице. Но на Россию приходится лишь 2 % суммарной площади всех мировых выставочных центров, а это очень мало, если брать в расчет масштабы нашей страны.
Согласно прогнозу ожидаемого роста выставочной индустрии, в 2016–2018 годах, опубликованному на Международном выставочном портале, в 2016–2018 годах выставочная индустрия вырастет не менее, чем на 23 %. [2]
В сфере российской конгрессно-выставочной деятельности имеется множество нерешённых проблем, такие как [4]:
1) нормативно-правовая база недоработана и нуждается в создании дополнительных нормативных правовых актов;
2) материально-техническая база не соответствует мировым стандартам;
3) почти полностью отсутствует поддержка со стороны государства;
4) недостаточность информации в статистических данных этой отрасли;
5) отсутствие официальных источников со свежей статистикой конгрессно-выставочной деятельности;
6) недостаток профессиональных кадров.
Недостатков гораздо больше, чем указано, но несмотря на проблемы в конгрессно-выставочной деятельности, эта сфера каждый год проводит ряд работ, которые способствуют усовершенствованию нашего рынка.
По словам Сергея Павловича Алексеева, известного деятеля мировой выставочной индустрии, «отрасль будет расти на уровне 3–4 % до 2018–2020 годов». [3]
Если изучить различные статьи и материалы, которые отображают состояние конгрессно-выставочной деятельности на настоящее время, то можно сделать вывод, что в ближайшие 5–10 лет Российская выставочно-ярмарочная деятельность установит курс на развитие сотрудничества с выставочными международными организациями ведущих стран всего мира, в частности стран СНГ в сфере проведения выставочных и конгрессных мероприятий. Это связано с тем, что в последние годы выставочная деятельность нашей страны была ориентирована на внутренний рынок и на страны Запада, что было изначально неправильной политикой развития этого сегмента сферы услуг, так как терялся исключительный рынок. Ведь в странах СНГ живет примерно 243 миллиона человек. Если каждому продать продукции лишь на 100 долларов, то будет уже примерно 20 миллиардов торгового оборота.
Немаловажным будет направление, нацеленное на внутренний рынок, а именно на развитие выставочной индустрии в отдельных регионах России. На данный момент в рейтинг событийного потенциала дестинаций 2015 году вошли следующие города [1]:
1 место- Сочи;
2 место- Екатеринбург;
3 место- Краснодар;
4 место- Казань;
5 место- Ростов-на-Дону;
6 место- Ярославль;
7 место-Уфа;
8 место- Белгород;
9 место- Воронеж;
10 место- Иркутск;
11 место- Пермь.
В рейтинге учитывались как крупные региональные, так и районные центры, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Положительным явлением, которое характеризует динамику развития региональной выставочной деятельности, является тот факт, что в рейтинг вошли города, которые не имеют статуса «город-миллионник», такие как Белгород и Ярославль. Это показывает то, что регионы стремятся укрепить себя на внутреннем и внешнем рынках, развивая событийный туризм.
В России много городов, которые имеют свой туристский бренд, но не пользуются этим для развития выставочной деятельности в своем регионе, то впоследствии могло бы привлечь больший поток туристов в эти города и вывести исключительный товар региона на рынки, как внутренние, так в дальнейшем возможно и мировые.
Также немаловажно то, что сделать выставку наиболее эффективной может именно улучшение качества организации мероприятия. Организаторам выставок важно не только правильно подбирать актуальную тему, выставочный центр, наиболее подходящий для формата данного мероприятия, но и так же правильно оформлять стенды. Сделаем опрос, в котором попытаемся выявить то, что привлекает наибольшее внимание посетителя на выставке в первую очередь. Для этого выберем три основных критерия, а именно оформление стенда; наличие образца, выставляемой продукции, возможность опробовать функции данной продукции на себе; возможность беседы со специалистом, который сможет проконсультировать по любым интересующим вас вопросам. Результаты опроса представлены в диаграмме ниже:
Вариант ответа |
Число ответов |
Доля |
Оформление стенда |
18 |
26,9 % |
Наличие образца, выставляемой продукции, возможность опробовать функции данной продукции на себе |
45 |
67,2 % |
Возможность беседы со специалистом, который сможет ответить на все интересующие вопросы |
4 |
6,0 % |
Отсюда следует вывод, что на выставках необходима демонстрация образцов продукта, это сделает её более эффективной.
Развитие конгрессной и выставочно-ярморочной деятельности — важнейшее направление для российской экономики. Выставки направлены на то, чтобы помогать модернизации промышленности, чтобы привлекать современные технологии в производство, а также на то, чтобы оказывать услуги населению.
Для создания индустрии выставочно-ярмарочных и конгрессных услуг, соответствующей мировым стандартам, нужно развивать эту сферу, модернизировать и реконструировать старые объекты, строить новые выставочные многофункциональные центры, которые будут соответствовать техническому уровню лучших мировых выставочных площадей, постоянно использовать эти объекты в целях получения максимальной прибыли.
У конгрессно-выставочной деятельности в нашей стране есть большой потенциал, который с каждым годом может стать более значительным и в конечном итоге сделать Российскую Федерацию страной, входящей в список стран-лидеров в этой сфере, а что самое главное, который может стать важнейшим элементом для усовершенствования и развития экономики нашей страны. Но всё это будет возможно при наличии поддержки со стороны государства.
Литература:
- Исследования// R&C — Выставочный научно-исследовательский центр. URL: http://rnc-consult.ru/research/
- Экспотемы// Международный выставочный портал. URL: http://www.expoclub.ru/press/
- Выставочная деятельность: лидерство и Marketing Mix в цифровую эпоху// Научный и общественный журнал «Инициативы 21 века». URL: http://www.ini21.ru/arhiv/4–12/1841.php
- О Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации (с изменениями на 14 апреля 2016 года) [Текст]: распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2014 № 1273-р// Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/420207757
- «Состояние и перспективы развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации», Круглый стол в Совете Федерации Федерального Собрания РФ 5 июня 2013 г.