В статье обоснованы значение и функции выставок-ярмарок. Предоставлена их классификация. Рассмотрены особенности этапов организации выставок-ярмарок.
Ключевые слова: выставки-ярмарки, выставочный маркетинг, рекламные материалы, участники.
История возникновения выставок соседствует, переплетается и соединяется с историей развития ярмарок, которые начали зарождаться еще в эпоху становления товарного производства [11, c.38]. Посвященные различным праздникам, ярмарки уже в то время имели не только экономическое, социальное, но и культурное значение.
Проведение и участие в выставках, особенно в период маркетинговой стратегической неопределенности в деятельности предприятий стало еще более актуальным на сегодняшний день.
Анализом современных тенденций и наблюдений за развитием выставочной индустрии занимаются специальные организации. Самой мощной из них является всемирная ассоциация выставочной индустрии, которая действует в 80 странах мира и охватывает международные и национальные ассоциации в области выставочной индустрии, а также их партнеров. В совокупности члены UFI организуют каждый год более 4500 профильных мероприятий, которые привлекают 150 млн. посетителей [7, c.73].
Выставка — это показ (экспонирование) товаров (услуг), освоенных или определенных к производству, с целью ознакомления с ними потенциальных покупателей и/или потребителей [9, c.40].
Ярмарка — это краткосрочная выставка, которая регулярно повторяется в определенном месте под традиционным названием и в оговоренный срок [3, c.183]. Ее целью является создание условий для заключения договоров на поставку (куплю-продажу) товаров или розничной продажи товаров населению.
Выставки (ярмарки) классифицируются по различным признакам.
- В зависимости от состава участников и места проведения они делятся на всемирные, международные, национальные, региональные, областные, местные.
Всемирные выставки проводятся периодически, непосредственно коммерческих целей не имеют. На них демонстрируются достижения стран-участников и крупных международных организаций в науке, технике, технологии, культуре др. В работе выставок принимают участие представители многих стран с различных частей мира.
Национальные выставки проводятся в пределах одной страны.
Региональные выставки функционируют как межобластные.
Областные выставки проводятся для субъектов товарного рынка определенной области.
Местные выставки ориентированы на территорию одного района или города.
- По характеру выставляющихся экспонатов, выставки подразделяются на универсальные, специализированные, тематические.
На универсальных выставках демонстрируют экспонаты различных отраслей и товарных групп.
Специализированные выставки экспонируют продукцию одной или нескольких смежных отраслей.
Тематические выставки имеют цель привлечь внимание к определенным проблемам (например, к проблемам малого и среднего бизнеса, образования, производства спортивных и туристских товаров, охраны окружающей среды и др.).
- По срокам проведения выставки классифицируют на постоянно действующие и краткосрочные [6, c.25].
Постоянно действующие выставки проводят в крупных городах, в дипломатических консульствах.
Краткосрочные выставки проводят в период от пяти дней до трех недель; они обычно имеют специализированный характер (демонстрируют специализированный характер), (демонстрируют достижения в определенной отрасли или сфере). Разновидностью краткосрочных выставок являются ярмарки.
На оптовых ярмарках заключаются договоры между участниками ярмарки с купли-продажи продукции или товаров.
На розничных ярмарках участники реализуют населению товары народного потребления, сельскохозяйственную продукцию и пр.
Выставки-продажи (торговые недели) проводятся в крупных специализированных или универсальных магазинах с целью изучения и формирования спроса населения, рекламирование и розничной реализации товаров народного потребления [4, c.44]. В отличие от розничных ярмарок выставку-продажу осуществляет торговое предприятие за свой счет и на своих площадях, впрочем, заинтересованы производственные предприятия предоставляют ему рекламные материалы и оборудования (холодильные витрины, мебель и др.).
Выставочный маркетинг играет важную роль в успешном функционировании компаний. Среди его основных функций можно выделить следующие [8, c.18]:
– выставки позволяют собрать много новой информации о продуктах и способах их производства, о новейших технологиях и оборудовании;
– экспозиции дают возможность для общения и обмена мнениями;
– на экспозициях присутствуют представители научной сферы, которые могут проконсультировать по любому вопросу;
– выставочный маркетинг дает возможность продемонстрировать новые товары, что всегда положительно сказываются на будущих продажах;
– на выставках есть шанс заключить крупные контракты с потенциальными потребителями продукции;
– экспозиции позволяют продемонстрировать товары в действии. Посетители смогут лично опробовать новую продукцию.
Организация выставок — это вид предпринимательской деятельности по оказанию услуг, цель которой получение прибыли [5, c.139]. Прибыль организатора выставки определяется как разница между полученным доходом (выручкой) и затратами на ее проведения.
Основными источниками доходов организатора выставки являются:
– взносы участников на право участия в выставке;
– оплата участниками аренды стендов и других площадей;
– оплата участниками дополнительных услуг, предоставляемых им на выставке;
– стоимость проданных входных билетов для посетителей выставки (если выставка полностью или частично открыта для населения).
Источником доходов также могут быть проценты (комиссионные) от суммы договоров, заключенных на выставке. Но в этом случае возникают осложнения, поскольку трудно отслеживать все заключенные между участниками договоры. Поэтому в последнее время выставочно-ярмарочные организации не используют этот источник дохода и заранее сообщают потенциальных участников, их коммерческая деятельность на выставке (ярмарке) комиссионным сбором не облагается.
Организация выставки (ярмарки) состоит из трех этапов: предварительный, организационный, заключительный.
На предварительном этапе создают [10, c.29]:
1) оргкомитет — в случае проведения выставки;
2) ярмарочный комитет — в случае проведения оптовой ярмарки;
3) рабочую группу.
Оргкомитет осуществляет общее руководство выставкой. Это коллегиальный орган: каждый из членов комитета имеет право голоса при принятии решения.
Оргкомитет возглавляет председатель, который может иметь одного или двух заместителей. Комитет наделяется правами и обязанностями в соответствии с целями и задачами выставки (ярмарки).
На крупных выставках (ярмарках) создается дирекция. Дирекция является исполнительным органом комитета. Как правило, назначают директором одного из членов комитета. Директор имеет следующие функции:
– оперативное руководство работой выставки;
– обеспечение решений комитета;
– организация заключения договоров;
– ведение оперативной отчетности о ходе работы выставки;
– определение порядка приемки и отгрузки экспонатов; экспонаты;
– обеспечение размещения экспонатов на стендах и их сохранности;
– другие функции [1, c.24].
Если дирекции нет, их функции выполняет оргкомитет во главе с головой.
Рабочая группа формируется одновременно с созданием комитета. Она нужна только на предварительном этапе организации выставки, к созданию структурных подразделений (служб) выставки. Рабочая группа разрабатывает положение о проведении выставки и рассылает письма потенциальным участникам с полной информацией об условиях участия в выставке (ярмарке).
Она готовит и другие рекламные материалы: приглашения, буклеты, карточки гостей, анкеты опрос посетителей и участников выставки и тому подобное.
Условия участия в выставке указываются в рекламной брошюре, которая выдается участникам и содержит подробную информацию о:
– стоимости участия без экспонатов;
– цены аренды выставочных площадей;
– цены на дополнительные услуги;
– стоимость заочного участия с использованием экспонатов и рекламных материалов и др.
На предварительном этапе собирают сведения об участниках, подписывают договоры об участии в выставке, проводят организационно-технические мероприятия в помещении выставки и за ее пределами (бронируют билеты на обратный проезд участников и места в отелях, заключают договоры на транспортное, экскурсионное и ресторанное обслуживание и др.), публикуют рекламный каталог участников выставки.
На оптовых ярмарках, где осуществляется заключение договоров на поставку (куплю-продажу) товаров, создается арбитраж.
Арбитраж выполняет следующие функции:
– обеспечивает правовое обслуживание ярмарки;
– консультирует участников ярмарки по правовым вопросам;
– рассматривает преддоговорные споры [2, c.13].
Организационный этап включает создание и организацию работы функциональных подразделений (служб), а именно: транспортной; рекламно-информационной; дизайнерской; службы безопасности; технической; юридической; медицинской; финансовой и др.
Наличие служб зависит от масштабов выставки (ярмарки), ее специализации и комплекса услуг, предоставляемых на выставке.
На организационном этапе осуществляется вся оперативная работа — от заезда участников к демонтажу выставочного оборудования.
Заключительный этап — это подведение итогов и определение положительных и отрицательных сторон в работе выставки (ярмарки). Для этого члены оргкомитета составляют отчет о выставке: рассчитывают прибыль, и эффективность выставки определяют степень достижения поставленной цели, разрабатывают рекомендации на будущее, чтобы не допускать организационных и финансовых ошибок [3, c.72].
Подытоживая вышеизложенное, отметим, что для повышения эффективности выставочной деятельности необходимо:
Развивать и реализовать маркетинговое сопровождение выставок-ярмарок (информационная поддержка мероприятия, совершенствование методов сбора, обработки информации и процесса управления выставочной деятельностью предприятия или компании).
Основательно определять цели, которые планируется достичь по результатам проведения выставок.
Более объективно оценивать уровень значимости научно-технических достижений, которые презентуются.
При составлении рекламных текстов для презентаций на выставках или других информационных мероприятиях очень важно подчеркивать преимущество новинок по сравнению с имеющейся продукцией.
Более широко использовать существующие информационные технологии, в частности организацию постоянных виртуальных выставок в Интернете, с павильонами и стендами по аналогии с любой действующей выставкой.
Литература:
1. Бондарчук Е. Из практики проведения выставок / Е. Бондарчук // Маркетинг и реклама. — 2012. — № 9. — C. 24–25
2. Грищенко И. М. Рыночные аспекты выставочной деятельности в России на современном этапе / И. М. Грищенко // Актуальные проблемы экономики. — 2016. — № 1. — C. 13- 19
3. Гусев Э. Б. Выставочная деятельность в России и за рубежом: Учебно-методическое пособие / Под ред. акад. РАН Н. П. Лаверова. — М.: Дашков И К, 2015. — 183 с.
4. Гуменная Е. Методические подходы к анализу выставочной деятельности / Е. Гуменная // Экономика АПК. — 2014. — № 7. — С. 44–50.
5. Захаренко Т. П. Выставка: техника и технология успеха / Т. П. Захаренко. — М.: Вершина, 2014. — 217 с.
6. Критсотакис Я. Г. Торговые выставки и ярмарки. Техника участия и коммуникации / Я. Г. Критсотакис. — М.: Вот-89, 2011. — 158 с.
7. Корниюк А. Выставочная деятельность: новые приоритеты / А. Корниюк // Бухгалтерия. — 2015. — № 34. — C. 73–74.
8. Пекарь В. Пять принципов эффективного участия в выставке / В. Пекарь // Маркетинг и реклама. — 2012. — № 9. — C. 18–22.
9. Рудавский А. Выставки: все больше и больше / А. Рудавский // Вестник налоговой службы. — 2011. — № 13. — C. 40–42.
10. Тарасова Н. Организуем выставку / Н. Тарасова // Бухгалтерия. — 2014. — № 38. — C. 29–33.
11. Цыганкова Т. Выставки и ярмарки как инструменты маркетинга: Международная практика и русские реалии / Т. Цыганкова // Маркетинг в России. — 2013. — № 2. — C. 38–41.