Статья посвящена актуальным спорам, возникающим при заключении и исполнении договора дистанционной купли-продажи. Споры, связанные с предоставлением ненадлежащей информации о товаре, составляют значительную часть дел, рассматриваемых судами. В статье рассматриваются отдельные аспекты ответственности продавца за неисполнение обязательств по надлежащему информированию потребителя.
Ключевые слова: ответственность, дистанционная продажа, продавец, потребитель, информация, договор.
The article is devoted to actual disputes arising at the conclusion and execution of the contract of remote purchase and sale. Disputes related to the provision of inadequate information about the goods constitute a significant part of the cases considered by the courts. In the article some aspects of the seller's responsibility for non-fulfillment of obligations for proper information of the consumer are considered.
Keywords: responsibility, remote sale, seller, consumer, information, contract.
В век информационных технологий и массовых коммуникаций наиболее прогрессивно развивается дистанционной способ торговли, который по своим темпам роста за последние годы перегоняет традиционный магазинно-рыночный. Все большее количество покупателей осваивают покупки именно через интернет ресурсы, так как это быстрее, удобнее, представлен более обширный ассортимент и зачастую ниже ценовой диапазон. Покупателю не нужно посещать магазин для выбора товара; товар доставляется по месту проживания; имеет потенциально более низкую номинальную стоимость [6].
Без существования сайта совершать онлайн-продажи невозможно. Но для претворения в жизнь дистанционной торговли одного наличия сайта будет недостаточно, ведь важно легализовать торговый оборот, дабы действовать в соответствии с законом: необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица [5].
Розничная купля-продажа товаров через интернет-магазин осуществляется путем дистанционного ознакомления покупателя с предложенными продавцом общими характеристиками товара, которые содержатся на интернет ресурсах, журналы, теле и радиоканалах, а также многими другими способами, через прямое ознакомление потребителя с товаром или образцом товара при заключении такого договора. И если на сегодняшний день отдельного нормативно-правовой акта в отечественном законодательстве, который бы регламентировал деятельность именно интернет- магазинов нет, то как вид договора купли-продажи заключаемый дистанционно, он регулируется Правилами продажи товаров дистанционным способом [3].
Реализация продаж товаров через интернет-магазин осуществляется посредством публичной оферты. Согласно п. 12 Правил N 612, продавец обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар, предложенный в его описании. В соответствии с п. 2 ст. 429 ГК РФ [9] принимая предложение, потребитель оповещает о своем согласии с предложением продавца, т. е. выражает акцепт и поэтому совершая действие (заказывая и оплачивая покупку), потребитель заключает сделку с продавцом.
С момента выдачи продавцом покупателю документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар договор считается заключенным. Соответственно у продавца возникают соответствующие обязательства по передаче товара в порядке и сроки, которые установлены в договоре.
Передача товара потребителю, оформленного через интернет дистанционно, может быть осуществлена путем пересылки его через почту, железнодорожными перевозками, автомобильным, воздушным или водным транспортом с доставкой товара по месту, указанному покупателем в договоре.
Следует учитывать, что одним из наиболее часто встречающихся оснований для расторжения договора купли-продажи товара дистанционным способом является несоблюдение продавцом требований закона о предоставлении покупателю необходимой информации.
Действующее законодательство предусматривает наступление для продавца негативных последствий в виде отказа покупателя от исполнения договора в случае не предоставления ему (потребителю) такой информации о товаре, которая обеспечивала бы возможность свободного выбора товара покупателем, исключающего возникновение у последнего какого-либо сомнения относительно потребительских свойств и характеристик товара.
При этом следует иметь ввиду, что при рассмотрении требований потребителя, связанных с предоставлением недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре, необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара [4]. Злоупотребление доверием потребителя при предоставлении ему информации о товаре недопустимо.
Так, 15 апреля 2016 года между ИП К. и Д. в простой письменной форме был заключен договор купли-продажи фильтра для воды обратного отсоса торговой марки Luxe Style модель Modern 75 стоимостью 84900 рублей.
Для оплаты товара истицей был заключен кредитный договор с ООО КБ «Ренессанс Кредит» под 30 % годовых сроком на 30 месяцев. После перечисления банком продавцу денег, указанный товар был передан покупателю.
Условия продажи фильтра для воды, когда товар предлагался истцу продавцом в ходе посещения квартиры, а затем сразу после этого осуществлялось заключение договора, фактически лишали Д. возможности до заключения договора купли-продажи получить информацию о потребительских качествах и характеристиках, позволяющую разумно и свободно осуществить выбор действительно необходимого ей товара.
При этом, демонстрация товара не свидетельствует о возможности получения истцом всей необходимой информации о потребительских свойствах товара. Факт наличия декларации о соответствии и инструкции по безопасному использованию составных частей и фильтрующих элементов сам по себе права покупателя на свободный выбор товара не подтверждает. Поэтому, рассмотрев дело, суд пришел к выводу, что в договоре отсутствуют сведения об основных потребительских свойствах и технических характеристиках продаваемого товара, не указаны функции данного прибора, договор купли-продажи конкретно не определяет признаки передаваемого товара, указывает лишь на общую родовую принадлежность предмета купли-продажи и не содержит индивидуализирующих признаков технически сложного товара. Таким образом, истец правомерно отказался от исполнения договора купли-продажи, и потребовал возврата уплаченной за товар суммы и взыскания с ответчика перечисленной ответчику ООО КБ «Ренессанс Кредит» суммы по кредитному договору [8].
Таким образом, информация при дистанционных продажах должна доводиться в наглядной и доступной форме в описании товара, содержащемся в каталогах, проспектах, буклетах, на фотоснимках либо визуальных носителях соответствующей информации, распространяемой средствами связи, или доводиться другими способами, которые обеспечивают полное соблюдение требований ст. ст. 8, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» [2].
Споры относительно приобретенного дистанционным способом товара могут возникнуть в случае покупки товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества.
Недостоверная информация может касаться не только потребительских свойств товара. Так, по одному из дел, истец совершил покупку стиральной машины в интернет- магазине, в котором та была представлена как новинка. В первый день после установки машины и ввода ее в эксплуатацию было выявлено, что протекает дно машины и не работают центральные кнопки включения/отключения питания. Потребитель написал претензию к продавцу, потребовав возврат денежной суммы. Ответа не последовало, после чего покупатель и подал иск в суд, где объяснил, что визуально товар видел лишь на фотографии, размещенной на интернет-сайте магазина. Перед оформление покупки, ему была предоставлена заведомо ложная информация, что выбранная им стиральная машина является новинкой фирмы, однако в официальном представительстве на территории Российской Федерации было выявлено, что согласно серийному номеру изделия данный товар произведен в 2008 г. и уже давно снят с производства.
На основании чего суд посчитал установленным, что истцу была предоставлена недостоверная информация о дате производства товара. А поэтому в силу ст. 12 Закона «О защите прав потребителей», если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца, если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. Поэтому суд решил удовлетворить исковые требования и взыскать с интернет-магазина стоимость стиральной машины, стоимость за ее подключение, компенсацию морального вреда, штраф в доход государства и государственную пошлину [7].
Обязательный претензионный (досудебный) порядок урегулирования споров данной категории законом не предусмотрен, однако копия претензии, направленной в адрес продавца до обращения в суд, может стать доказательством неисполнения продавцом требований потребителя в добровольном порядке, а следовательно, — поводом для взыскания с него штрафа на основании п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Таким образом, дистанционная торговля — это свершившаяся реальность. И правоприменительные проблемы, возникающие при заключении и исполнении договора дистанционной купли-продажи, вполне укладываются в регулирование, установленное ГК РФ, закона «О защите прав потребителей» и принятых в соответствии с ними Правил.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 30. 11. 1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.04.2018) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410; 2018. № 17. Ст. 2416.
- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» (ред. от 18.04.2018)//СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140; 2018. № 17. Ст. 2430
- Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» // СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4894; 2012. N 41. Ст. 5629
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. № 9.
- Стюфеева И. В. Дистанционная торговля // СПС КонсультантПлюс. 2015
- Тимаков А. Интернет-торговля: ограничения и запреты // ЭЖ-Юрист. 2016. N 17–18. С. 11.
- Решение мирового судьи судебного участка N 142 района Ново-Переделкино г. Москвы 15.05.2012// СПС КонсультантПлюс
- Апелляционное определение Ростовского областного суда от 08.11.2016 по делу N 33–19350/2016// СПС КонсультантПлюс
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410; 2017. № 31. Ст. 4750